Кажется, ещё вчера вы только вернулись из роддома. Счастливые, уставшие. И немного растерянные. В первую очередь это касается родителей первенцев. Что теперь делать с ребёнком? Многому надо научиться. Освоиться к жизни с маленьким требовательным человечком.
Но первый месяц жизни малыша проходит быстро. В повседневных хлопотах и заботах, в привыкании, в познании ребёнком окружающего мира. Родители за прошедший месяц поднаторели в навыках ухода за новорождённым и чувствуют себя более уверенно.
Ребёнок в 1 месяц
Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объёме голова и грудь. И как рост ребёнка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определённые навыки и умения.
Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестаёт развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребёнок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.
Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый её признак у грудничка – попытка удержать головку.
Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребёнок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.
Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживлённее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.
Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.
Что умеет ребёнок в 1 месяц?
Более подробная информация о том, когда новорождённый начинает слышать, видеть, ощущать запахи, представлена в статье детского врача.
Поскольку малыш очень быстро растёт, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев.
- Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
- Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
- Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
- В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
- Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
- Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
- Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
- Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
- Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
- С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.
Создание идеальных развивающих условий
Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:
- благоприятная обстановка.
Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.
- тактильный контакт.
Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.
Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.
- массаж и гимнастика.
В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.
- развивающие игрушки.
В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.
- кормление грудью.
Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.
- регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.
Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны. Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.
У новорожденных детей развитие идет скоростными темпами. Особенно критичен возраст 1 месяца — в этот период активно развивается головной мозг и завершается формирование органов чувств, а также формируются простейшие физические и социальные навыки. Но что ребенок должен уметь в 1 месяц? Каким должно быть его интеллектуальное и физическое развитие? И каким образом родители могут стимулировать развитие малыша в 1 месяц? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.
Что умеет ребенок в 1 месяц?
Согласно ВОЗ, вес ребенка в 1 месяц должен составлять от 3,7 до 4,6 кг — девочки, от 3,9 до 4,8 кг — мальчики. Нормальный рост — 50-56 сантиметров для девочек и 52-58 сантиметров для мальчиков. Норма сна составляет 16-18 часов в сутки.
У ребенка в 1 месяц должны работать некоторые врожденные навыки и рефлексы:
- Хватательный рефлекс. Медленно поднесите к ручке малыша палец или тонкий предмет, а потом прикоснитесь им к ладошке — ребенок тут же ухватит палец или предмет.
- Сосательный рефлекс. Поднесите ко рту малыша палец, соску или какой-либо продолговатый предмет — ребенок возьмет его в рот и начнет делать сосательные движения.
- Поисковый рефлекс. Поднесите палец или какой-либо предмет к голове малыша и легонько прикоснитесь им к щеке — ребенок сразу же повернет голову на палец.
- Реакция Мора. При внезапном или громком шуме ребенок разводит ручкам и ножками в сторону (по мере развития этот рефлекс постепенно ослабляется).
- Рефлекс опоры. Возьмите ребенка на руки, а потом поднесите его к полу — он должен упереться ногами в пол (при этом ставить ребенка на ноги не нужно — малыш еще слишком слаб).
Также малыш в 1 месяц должен уметь поворачивать голову на источник света — этот навык является важным, поскольку он указывает на нормальное развитие головного мозга. В 1 месяц ребенок должен уметь одновременно двигать ручками и ножками — при этом обратите внимание, что мышцы у малыша должны находиться в тонусе (поэтому ручки и ножки должны быть у него немного согнуты, а кисти рук — зажаты в кулачки). В возрасте 1 месяца многие дети начинают учиться самостоятельно ползать. Но учтите, что ползают дети в таком возрасте достаточно плохо из-за избыточного тонуса мышц.
Слуховые навыки у здорового малыша в 1 месяц развиты следующим образом:
- Ребенок различает все основные звуки (естественные шумы природы, голоса людей и животных и так далее), а также активно реагирует на них.
- Характер реакции напрямую зависит от типа звука — тихими и спокойными звуками малыш интересуется, ищет их источник; громких и резких шумов ребенок боится.
- Дети в 1 месяц обычно хорошо различают голоса. При этом на голос знакомого человека они реагируют положительно (радуются, улыбаются и так далее), а вот голоса незнакомцев могут смутить и даже напугать ребенка.
Также малыш должен уметь удерживать голову в течение 2-5 секунд во время лежания на животе. Относительно речи и социальных навыков у врачей нет единого мнения, но большинство медиков склоняются к мысли, что ребенок в 1 месяц должен уметь агукать и улыбаться — хотя у некоторых детей речевые навыки появляются чуть позже, что является вариантом нормы.
Каким образом стимулировать развитие ребенка в 1 месяц?
Многие навыки у ребенка развиваются самостоятельно естественным путем — однако это вовсе не значит, что родители должны бездействовать. Рассмотрим несколько основных советов и рекомендаций, которые будут полезны для Вашего малыша:
- Побольше прогулок. Прогулки хорошо влияют на развитие и здоровье Вашего ребенка. При этом рекомендуется выходить на прогулку вместе с другими детьми — так у малыша начнут формироваться социальные навыки.
- Не злоупотребляйте телевизором. Мультфильмы, кино и передачи — это хорошо, однако соблюдайте меру, ребенок должен развиваться органично (телевизор приучает детей к пассивности и апатии)
- Необычные игрушки — Ваши лучшие друзья. Необычные игрушки формируют у детей логическое мышление, что пойдет на пользу ребенку. Примеры интересных необычных игрушек — кубики нестандартной формы, разборные конструкторы, детские бинокли, заводные игрушки, спирали и так далее.
- Не забывайте общаться с ребенком. Хотя в возрасте 1 месяца ребенок еще слабо понимает речь, однако он уже активно понимает интонацию (одобрительная, вопросительная, недовольная и так далее). Со временем он также начнет понимать смысл некоторых слов, поэтому общаться с ребенком нужно с самого раннего возраста.
Многие родители для стимуляции развития пичкают своих детей различными добавками к питанию, витаминами и лекарствами. Однако в большинстве случаев в подобных добавках нет необходимости, поскольку все полезные вещества ребенок получает из материнского молока, а некоторые добавки и вовсе могут быть вредны для здоровья малыша. Одним словом, стимулировать развитие ребенка нужно прогулками, беседами, интересными игрушками, а искусственные добавки противопоказаны.
автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
Вам понравилась статья? Просто нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь с друзьями!
Что должен уметь ребенок в 1 месяц? Пожалуй, это один из самых важных вопросов, волнующих молодых родителей. Вообще, развитие новорожденного ребенка предполагает наличие у него определенных, свойственных только этому возрастному периоду, условных рефлексов. Проверить их достаточно легко – с этим может справиться любая мама. Их у ребенка 1 месяца жизни много – это и сосательный, и хватательный, и подошвенный рефлексы, а также много других. Немалое значение приобретает и физическое развитие малыша, которое неразрывно связано с его психическими навыками. Но обо всем поподробнее.
Содержание статьи:
Что должен уметь ребенок в месяц?
Приспособиться к совсем новым условиям жизни малышу помогают врожденные рефлексы. Одни из них угасают в течение первых месяцев жизни ребенка, другие же преобразуются в условные (приобретенные) рефлексы, которые останутся на всю жизнь. Что умеет ребенок в месяц? Специалисты выделяют восемь основных рефлексов, являющихся показателями развития новорожденного. Это:
- • Хватательный. Проявляется в виде рефлекторного сжатия ладошки малыша при ее поглаживании или прикосновении.
- • Рефлекс поиска. Если прикоснуться к щеке новорожденного, то он неосознанно повернет голову в эту сторону. Таким образом, природный инстинкт позволяет маленьким детям без труда отыскивать пищу (материнскую грудь или бутылочку с питанием).
- • Сосательный. Если обвести кончиком пальца возле рта малыша, то можно заметить едва заметные движения рта, напоминающие сосание. Так же как и предыдущий, сосательный рефлекс отвечает за поиск пищи.
- • Рефлекс Бабинского. При поглаживании внешнего края свода стопы пальчики ног малыша расходятся, сама стопа отводится в сторону.
- • Рефлекс Моро. Удар по поверхности, на которой лежит ребенок, на 20-25 см от его головы вызывает неосознанное движение – малыш разводит ручки, при этом разгибая пальцы, затем снова возвращается в исходное положение.
- • Рефлекс Бабкина говорит о том, что месячный ребенок должен уметь совершать поворот головы и раскрывать ротик при давлении на бугор ладони, находящийся под большим пальцем руки.
- • «Парение». Положив ребенка на живот, можно наблюдать движения, имитирующие полет.
- • Автоматическая ходьба. При поддержке малыша в области подмышек, опустите его так, чтобы ножки касались твердой горизонтальной поверхности. Новорожденный начинает «ходить».
Физические навыки новорожденного ребенка
Периодом новорожденности принято называть первый месяц жизни ребенка. После рождения на свет, после первого крика, малыш начинает активно адаптироваться к жизни вне утробы матери.
Кардинально меняется система кровообращения – кровяные тельца, которые снабжали кислородом и питательными веществами плод во время всего срока внутриутробного развития, теперь разрушились, формируется иммунитет, входят в «рабочий» режим пищеварительная и эндокринная системы ребенка. Именно сейчас малыша могут настигнуть колики, ведь они являются следствием адаптации кишечника к самостоятельной работе.
Психомоторное развитие ребенка 1 месяца жизни
Считается, что новорожденный ребенок 1 месяца должен уметь уже немало. Но не всегда неопытные родители способны оценить очередное достижение своего малыша. Улыбку или поднятие и удерживание головы зачастую принимают за должное. Но вместе с тем ребенок к концу первого месяца жизни уже имеет:
- • Относительно развитое зрение. Новорожденный уже способен останавливать свой взгляд на каком-либо одном конкретном предмете, следить за ним при движении. Световые блики и яркие контрастные цвета становятся для него различимыми.
- • В месяц жизни ребенок должен уметь различать голоса, а именно выделять среди всех прочих мамин голос и реагировать на него.
- • Общее физическое состояние ребенка еще слабое, но двигательная активность – неотъемлемый атрибут образа жизни новорожденного. Малыш уже может, лежа на животе, приподнимать головку и поворачивать ее в стороны.
Основным критерием нормального развития ребенка первого месяца жизни является его безопасность. Любые негативные эмоции, ссоры могут оказать влияние на его состояние. Спокойная обстановка, тепло и уют станут наилучшими двигателями прогресса в его развитии.
Во время дневного бодрствования необходимо разговаривать с малышом. Непременно устанавливайте зрительный контакт – так новорожденный будет чувствовать себя в безопасности. При пеленании стоит позаботиться о своих руках – они должны быть непременно мягкими, теплыми и сухими. Дети первого месяца жизни обладают особой тактильной чувствительностью, благодаря нежной и чувствительной коже.
Третья неделя жизни имеет огромное значение для новорожденного: переход врожденных (безусловных) рефлексов в условные говорят о том, что ребенок в месяц уже умеет вести себя «правильно». Например, долгим и протяжным криком вызывать отлучившуюся в другую комнату мать. Однако, если мама оказывается тут как тут при малейшем звуке, то кричать не надо. В этом и заключается основной смысл «правильного» поведения новорожденного ребенка.
Психоэмоциональное развитие ребенка 1 месяца: что он уже умеет
Интуитивно малыш чувствует состояние матери: когда она спокойна, спокоен и ребенок. Раздражение младенец чувствует сразу и практически сразу выдает бунтующий крик. Новорожденный как зеркало отражает все эмоции мамы. Она улыбается – чадо тоже, мама высовывает язык – малыш тут же повторяет за ней.
По истечении первого месяца жизни дети, как правило, к эмоциям начинают подключать и звуковые сигналы. При постоянном общении, ребенок в 1 месяц умеет делать некое подобие «речи», а именно «агукать», издавать различные звуки. Эти действия несознательны, но являются верными индикаторами нормального развития новорожденного.
Как помочь новорожденному освоить важные навыки
Развитие и воспитание, по мнению большинства педиатров, должно начинаться с самого рождения малыша. Каким образом можно помочь ребенку в его свершениях и открытиях? Резюмируем полученные знания.
- • Как было уже указано, в доме, где находится малыш, всегда должна быть благоприятная атмосфера.
- • Для поддержания тактильной чувствительности и развития ребенка 1 месяца, взрослый должен уметь правильно прикасаться к своему чаду. Никаких холодных рук и сквозняков – контакт должен быть максимально комфортным как для новорожденного, так и для родителя.
- • Развитию слуха способствует постоянное общение с ребенком. Полезно петь ему песенки, рассказывать стишки и потешки – так малыш скоро научится «отвечать» вам различными звуками или даже слогами.
- • Не зря производители игрушек делают первые пищалки и погремушки для новорожденных в ярких цветах – они благоприятно сказываются в развитии зрительной чувствительности вашего чада. А что ребенок должен уметь делать в месяц? Фокусировать свой взгляд на предмете и следить за ним при движении. Старайтесь при общении смотреть младенцу прямо в глаза, и совсем скоро ваш малыш сможет ответить вам улыбкой.
Теперь, зная практически все о том, что должен уметь новорожденный в 1 месяц, заниматься с ним не составит особого труда. Следуя нехитрым рекомендациям, вы поможете вашему сыну или дочке не только адаптироваться к новому для них миру, но и способствуете приобретению важных навыков и умений.
Отпраздновав первый день рождения малыша, многие папы и мамы продолжают оглядываться на принятые медиками нормы. Родителей волнуют вопросы: все ли освоил их ребенок и правильно ли кроха развивается? После года также существуют параметры, по которым можно сверяться.
Какие навыки должен освоить ребенок к 1 году и 1 месяцу
Малыш с каждым месяцем растет и крепнет, взрослеет и учится новому. Так что же характерно для данного возраста? Что умеет кроха?
- Ребенок должен уметь ползать на четвереньках, уверенно стоять без опоры и садиться с любого положения.
- К 1 году и 1 месяцу большинство малышей самостоятельно и безбоязненно ходят. Некоторые осторожные годовички делают первые робкие шаги. Они пока опасаются передвигаться без поддержки взрослых.
- К этому возрасту детки умеют залезать на небольшую высоту: пуфик, диван, невысокий стул, кресло. Слезать им удается с трудом, поэтому во избежание травм не следует оставлять малышей одних.
- Маленьким непоседам уже недостаточно общения с родителями, они тянутся к своим сверстникам и деткам постарше. Если у малыша нет братьев и сестер, желательно найти ближайшую детскую площадку, чтобы он мог знакомиться и играть с детьми.
- К году и месяцу кроха умеет открывать и закрывать коробочки, вкладывать маленькую форму в большую, нажимать на кнопки музыкальных игрушек.
- В данном возрасте малыш выстраивает небольшую башню из нескольких кубиков, умеет собирать пирамидку, матрешку, вставляет в отверстие сортера подходящую форму.
- Также он понимает и выполняет простые просьбы взрослого. Например: «дай мне машинку», «принеси мячик», «подними руку», «возьми ложку» и др.
- Кроха к этому времени должен воспринимать родительские запреты правильно, знать слово «нельзя».
- Многие активные малыши уже умеют катить игрушку за веревочку, толкать перед собой коляску или качели, кидать маленький мяч.
Особенности физического развития:
Ребенок в 1 год и 1 месяц становится еще подвижнее: без устали ползает, ходит, карабкается, пятится назад, крутится и вертится. С удовольствием выворачивает содержимое шкафов и комодов, скидывает предметы с тумбочек, дергает занавески, опустошает сумки. Любознательный непоседа должен все проверить и потрогать, заглянуть в щели и дырочки. В этом возрасте девочки почти не отличаются от мальчиков. На первый план выходит темперамент малыша. Мамам и папам требуется безграничное терпение и самообладание, чтобы оставаться спокойными. Ведь кроха действует не со зла, не из желания напакостить. Он таким образом изучает мир.
Для многих карапузов это активный период освоения окружающего пространства. Маленькие исследователи ни минуты не сидят на месте. Детские игрушки и забавы отходят на второй план. Малышей сейчас привлекают «взрослые» вещи. И если раньше их интересовал предмет на вкус и ощупь, то теперь они стараются выполнять с ним те действия, которые подсмотрели у родителей. Нажимают на кнопочки пульта, как папа. Надевают шляпку, как мама.
Внимательные и любознательные малыши в этом возрасте активно подражают взрослым, старшим братикам и сестричкам. Для карапуза важно делать все, как «большой»! Он нередко протестует против чрезмерной опеки родителей и упрямо твердит: «Я сам!» Даже если у ребенка не получается самостоятельно кушать или снимать кофточку, он не будет оставлять попыток освоить эти навыки. Упорству крохи можно просто позавидовать!
Особенности психического развития:
Несмотря на активное проявление самостоятельности, малыши по-прежнему нуждаются в заботе и ласке родителей. Только у мальчика и девочки это проявляется по-разному. Для маленького мужчины важно, чтобы его обнимали и целовали только тогда, когда он этого хочет и позволяет. Если карапуз не в настроении, он может отстраниться и отвернуться от ласк. И лучше к нему в этот момент с непозволительным произволом не лезть.
Девочки в своем большинстве всегда рады вниманию и родительской ласке. Их можно в любое время заключить в объятия и без разрешения погладить по головке или поцеловать в лобик. Кроме того, в момент гнева, раздражительности и каприз – это для них лучшее успокоительное.
Но и мальчик, и девочка все еще привязаны к матери. Они следуют за ней по пятам и сильно расстраиваются, когда она их покидает на непродолжительное время. Малыши в год и месяц начинают понимать, что они существуют отдельно от мамы, и она не является их продолжением. Некоторые детки тяжело переносят осознание себя как отдельной личности.
Многие психологи называют этот период «кризисом годовичков». Старайтесь уделять побольше внимания подрастающему карапузу. Играйте с ребенком в развивающие игры, тренируйтесь в произношении слов, помогайте осваивать навыки самообслуживания. Не оставляйте кроху надолго одного. И как бы ни было тяжело, помните: детки вырастают, и уже никогда не будут так нуждаться в вас, как сейчас! Наслаждайтесь каждым мгновением, проведенным с любимым чадом!
Нашла информацию, Что должен ребенок уметь и знать в 1,8 месяцев. На мой взгляд, ведь это не реально. Разве есть такие дети которые все это выполняют?
Первое — что обычно в первую очередь интересует родителей — развитие речи:
1. В среднем, в возрасте 1г и 8мес — девочки начинают активно говорить, мальчики как правило начинают говорить чуть позже, в среднем к двум годам. Активная речь — это использование в речи простых конструкций, состоящих из нескольких слов, употребление в речи различных частей речи — глаголов, существительных, предлогов… (прилагательные — чуть позже). Словом, ребенок говорит не только отдельными словами, но формулирует фразы типа «не буду купаться», «папа пришел», «дай, мне надо!»
Ребенок должен понимать смысл фразы и приносить по просьбе взрослого даже тот предмет, которого нет в поле его зрения.
2. К двум годам любой ребенок способен различать не только цвета основного спектра, но и полутона и оттенки. Но если это произойдет в три года — никто не умрет.
3. Отличать предметы по величине и форме. Большой-маленький. Круглый — квадратный, треугольный (имеется в виду именно визуально различать формы — например, собирать правильно игрушку-вставлялку с геометрическими фигурами). Но в принципе в два года любой ребенок может знать и терминологию — названия фигур, и не только плоскостных — квадрат, круг, ромб, треугольник и т.п., но и объемных, таких, как шар, куб, пирамида. Знание терминологии уже зависит от педагогических возможностей родителей))
4. Развитие игровой и предметной деятельности: ребенок должен уметь играть или выполнять действия по образцу: кормить куклу, причесываться (делать движения), пользоваться ложкой, футболить мяч, ставить машинку в гараж и пр.
5. Эмоциональное развитие. В 1.8 — соответствующие реакции на положительные и отрицательные оценки взрослого; развитие различных эмоций и чувств — радость, агрессия, печаль… недовольство или даже гнев при неудаче — это нормальные и необходимые вещи. У некоторых детей в этом возрасте уже наблюдается чувство юмора.
6. В этом возрасте девочки и многие мальчики в состоянии уже полностью отказаться от памперсов. И в любом случае ребенок в 1,8 должен уметь пользоваться горшком самостоятельно.
7. Самостоятельно есть, одевать шапку, шарф, снимать одежду (колготки), убирать игрушки на место.
8. Интересоваться книжками, любопытными предметами, реагировать на музыку соответственно ее характеру, интересоваться мультиками, компьютером и другими увлекательно-познавательными вещами.
9.Бегает, прыгает, спускается-поднимается по лестнице. Играет в мяч. Катается с горки. Возится в песочнице.
10. В два года ребенок, с которым занимались чтением, математикой и др. МОЖЕТ (но не должен)) узнавать отдельные слова, написанные на карточках, безошибочно показывать названное количество точек в пределах 10-12. Узнавать изображенные предметы, знать названия зверей, птиц, деревьев, цветов.
13.Ориенитроваться в пространстве — верх-низ, далеко-близко, высоко-низко.
14. Визуально идентифицировать одинаковые предметы (находить пару)
15. С удовольствием возиться с водой, красками, мелками, мелкими предметами типа бусин, пуговиц (все, что связано с мелкой моторикой).
16. Должен уметь занимать себя самостоятельно некоторое время — минут 15
Маленькие дети каждый день удивляют чем-то новым своих родителей. В 3 месяца ребёнок делает это ещё чаще. Младенец перестаёт напоминать «инопланетянина», как иногда кажется некоторым родителям.
Что уметь делать ребёнок в 3 месяца?
Важная и интересная информация о том, что умеет ребёнок в 1 месяц, представлена в статье детского доктора.
Информативная статья от врача-педиатра, рассказывающая о том, что должен уметь ребёнок в 2 месяца и каковы его основные навыки.
Дополнительно родителям будет полезно знать, что умеет ребёнок в 4 месяца и как его развивать в этом возрасте.
Узнайте полезную информацию о том, что умеет ребёнок в 5 месяцев и как с ним заниматься, из статьи детского врача.
- уверенно удерживает голову;
- учится переворачиваться со спины на живот;
- при поддержке стоит на опоре, выпрямляя ноги;
- старается ухватить близко висящий предмет;
- рассматривает человека, который с ним общается;
- Демонстрирует «комплекс оживления».
Развитие ребёнка в 3 месяца
Развитие 3 месячного ребёнка делает в этом возрасте колоссальный скачок. И перечень того, что умеет малыш в 3 месяца, достаточно велик.
Двигательная активность
Основное достижение ребёнка – умение держать головку вертикально. На протяжении предыдущих месяцев младенец упорно развивал мышцы шеи и плечевого пояса. Лежа на животе, всё дольше удерживал поднятую голову. Сейчас, уверенно приподнявшись на предплечьях, малыш может несколько минут продержаться.
Ребёнок в 3 месяца, будучи в вертикальном положении, должен уверенно держать голову. Кто-то полминуты, кто-то несколько. Если такого признака нет, обратитесь к врачу.
При поддержке за подмышки ребёнок крепко становится на твердую опору, согнув ноги в тазобедренных суставах ненадолго. Мышцы ног, вслед за мышцами рук, набирают свою силу. Ребёнок в таком положении стоять самостоятельно, конечно, не может. Оставлять его в этом положении запрещено.
Многие дети в три месяца начинают переворачиваться со спины на живот. Чтобы этот навык развивался активнее, проводите с грудничком занятие:
- Ребёнок на спине, а родитель аккуратно берёт его за правую ножку, немного приподнимает её и направляет влево.
- Малыш следом, повинуясь инерции, поворачивается сначала на левый бочок, а затем и на животик.
- Повторить с другой ножкой.
Для малыша момент с поворотом ноги – самый сложный. Благодаря посторонней помощи ему будет легче освоить этот навык.
Продолжает своё развитие и мелкая моторика. Если над кроваткой на расстоянии 15 сантиметров подвесить игрушки, ребёнок будет на них натыкаться и пытаться ухватить. Также начинается угасание рефлексов новорождённых. Прежде всего, это хоботковый, поисковый рефлексы и рефлекс Бабкина.
Родители могут их проверить самостоятельно:
- поисковый рефлекс. Если пощекотать щёчку ребёнка, он будет тянуться в сторону раздражения, ища его источник;
- хоботковый рефлекс. Если легонько постучать по губкам младенца, он будет их вытягивать как хоботок;
- рефлекс Бабкина. Если обхватить кисти ребёнка и надавить на середину ладошек, малыш откроет рот.
Зрение
Находясь на руках, ребёнок с интересом рассматривает всё вокруг. Ведь малыш уверенно держит голову, умеет ею крутить.
Таким образом, может и рассмотреть всё получше.
При появлении постороннего шума поворачивает голову в поисках источника. Если слышит знакомый голос, фиксируется на лице и в течение минуты смотрит.
Эмоции и поведение
Самое яркое проявление – возникновение «комплекса оживления». Увидев маму или папу, малыш начинает усиленно двигать ручками и ножками, улыбается и гулит.
Начало формирования детского лепета. В общем потоке звуков происходит разделение – можно слышать бульканье, посмеивание, хныканье. При гулении отчетливо слышны согласные и гласные звуки.
Сознание
Ребёнку в 3 месяца небезразлично, кто находится рядом.
Рост и масса тела ребёнка
Масса тела ребёнка в 3 месяца зависит от массы тела при рождении. В среднем за это время младенец набирает 2 — 2,5 килограмма. Так можно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 3 месяца.
Например, мальчик родился с массой тела 4300 грамм. Нормально, если в 3 месяца он весит около 6500 грамм.
Рост ребёнка в 3 месяца высчитывается просто. Учитывая, что за один месяц малыш вырастает в среднем на 3 сантиметра, рожденный с ростом в 55 сантиметров в три месяца будет 64 — 65 см.
Норма роста и веса не имеют какую-то конкретную долженствующую величину. Дети индивидуальны, их рост неравномерен. В педиатрии существуют специальные таблицы, в которых приведены все эти показатели в зависимости от пола и возраста. И лишь значительное отклонение от нормы должно вызывать тревогу.
Если малыш вскармливается смесью, контролировать массу тела надо более пристально.
Питание и режим дня
К трём месяцам формируется определённый режим дня. Ребёнок начинает выдерживать время между кормлениями, укладываться спать через определённый час. В среднем спят в таком возрасте 5 раз – 4 днем и 1 раз ночью. Питание в третий месяц жизни ребёнка исключительно грудное или смесями.
Вводить прикорм соками, как это было распространено в советское время, сейчас крайне не рекомендуют.
Как развивать ребёнка в 3 месяца?
Очень подробная и содержательная статья детского доктора о том, как правильно проводить массаж для грудничков и когда эта процедура противопоказана.
Врач-педиатр в статье про вазелиновое масло рассказывает, в каких случаях его используют и как его правильно применять при проведении массажа.
- общий массаж. Полезно перед каждым купанием устраивать, малышу, сеанс легкого массажа. Начинать с поглаживающих движений, затем переходить к легкому растиранию и вибрации. Массировать по очереди ножки, затем ручки, грудку, животик и спинку. В качестве массажного средства — вазелиновое масло. Сразу после массажа – купание;
- гимнастика. Конечно, самостоятельно заниматься груднички не умеют. Комплекс суставной гимнастики дополняет сеанс массажа. Заключается в лёгких переворотах и ненавязчивых сгибаниях, разгибаниях ног и рук.
Физиологическое и психологическое развитие
Теперь малыш растет и набирает вес не так интенсивно, как в первые месяцы после рождения. В этом возрасте мальчики весят 6,7—8,4 кг при росте 63,8—68,0 см, соответствующие показатели для девочек: 6,1—7,8 кг и 61,8—66,2 см.
Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками, поэтому он может брать и удерживать даже маленькие предметы.
Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Когда ребенок не может дотянуться до игрушки, он рассматривает ее, медленно сжимая и разжимая пальчики.
Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот. У малыша тонкий слух, он поворачивает голову и пытается найти источник даже самых тихих звуков. Кроха чувствует музыкальный ритм и оживляется, когда слышит бодрую веселую мелодию.
Возможно, ваш ребенок уже умеет произносить некое подобие слов «ма-ма-ма», «на-на-на» или «да-да-да-да», причем, он почти никогда не произносит слоги по одному, а выдает целые серии повторяющихся звуков. Он пока еще не вкладывает смысл в «слова», которые произносит, но, отвечая на восторженную реакцию окружающих, повторяет их снова и снова.
Самые шустрые дети уже научились ползать, более спокойные освоят это умение только через несколько месяцев. Помните, что все малыши разные, и темпы развития у них могут не совпадать.
Раньше жизнь ребенка протекала между двумя состояниями: он был счастлив или несчастлив. Теперь многообразие окружающего мира вызывает у малыша целую гамму чувств, которую он пытается выразить всеми доступными ему способами, в том числе — бессвязным лепетом.
В поведении крохи начинают проявляться индивидуальные особенности характера и темперамента. Увидев маму и папу, малыш улыбается, машет руками и издает громкие звуки.
Появление других близких людей он отмечает гораздо более сдержанно, а незнакомый гость удостоится простой приветливой улыбки. Когда ребенок пытается произнести некоторые «слова», например, «ма-ма» или «па-па», то бурная одобрительная реакция окружающих побуждает его повторять их снова и снова. Он уже понимает, что, используя эти сочетания звуков, можно привлечь внимание родителей, даже когда они находятся вне поля его зрения.
Свое недовольство малыш выражает столь же громко и непосредственно, как и восторг. Мама, например, может вызвать гнев ребенка, если слишком долго его переодевает. Мама и папа — любимые объекты для изучения ребенка. Кроха будет внимательно наблюдать за всеми их действиями и прислушиваться к их речи. Если мама вышла из комнаты, взгляд малыша еще некоторое время будет прикован к тому месту, где она только что находилась, как будто он пытается мысленно позвать ее обратно.
Среди игрушек у вашего крохи теперь есть любимчики, и он не станет скрывать свое раздражение, если разлучить его с любимой погремушкой.
Безопасный дом
Готовьте детскую комнату к тому, что совсем скоро в ней будет ползать и изучать местность активный малыш. По возможности уберите лишнюю мебель. Комоды, шкафы, телевизор и крупная бытовая техника должны быть прикреплены к стене. На полу должно быть достаточно свободного места для игр и физических упражнений.
Детский сон
Постепенно режим дня у детей выравнивается, ночной сон становится длиннее. Многие дети, находящиеся на искусственном вскармливании, легко выдерживают 6-часовой ночной перерыв между кормлениями; дети, питающиеся грудным молоком, предпочитают ночью от еды не отказываться.
Если ребенок устал, но не может самостоятельно успокоиться, прислоните его к плечу, ласково и ритмично похлопывайте по спинке. Постепенно малыш расслабится и заснет.
Если у вас есть кресло-качалка, то отдохните в нем вместе с ребенком. Укачивая малыша, шепчите ему на ушко нежные слова, это тоже поможет ему быстрее успокоиться.
Колыбельная — проверенное веками средство для засыпания. Она наверняка поможет крохе скорее уснуть, если ее будет исполнять знакомый голос, особенно мамин.
В этом возрасте малыш комфортно себя чувствует в обществе только самых близких людей, поэтому будет лучше, если укладывать его спать будут мама или папа.
Важное о здоровье
У некоторых детей уже начинают прорезываться первые зубки. Выбирая игрушки-прорезыватели, обращайте внимание на материал, из которого они сделаны. Наиболее безопасны плоские, из прозрачного пищевого силикона. Они легко дезинфицируются и их трудно прокусить (в отличие объемных прорезывателей, наполненных охлаждающим гелем).
Будьте особенно осторожны, выбирая игрушки для малыша, у которого уже вылез хотя бы один зуб. Ребенок с легкостью может откусить кусочек от самого твердого на первый взгляд предмета.
Меню малыша
Постепенно количество грудного молока (или адаптированной молочной смеси, в случае невозможности грудного вскармливания), необходимого для полноценного питания малыша, уменьшается.
Ежедневная норма потребления в 5 месяцев составляет 800–900 г. В пять месяцев малышам, находящимся на искусственном вскармливании, начинают вводить первый прикорм.
Готовностью к введению прикорма служат следующие критерии:
- должен угаснуть рефлекс выталкивания ложки изо рта;
- должен присутствовать пищевой интерес;
- малыш должен мочь находиться в сидячем (под 45 градусов) положении некоторое время. Если ребенок хорошо набирает вес, прикорм начинают с овощных пюре, если кроха маловесный – то с безмолочных каш. Предпочтение в любом случае отдают монопродуктам (только кабачок или только цветная капуста) домашнего приготовления с использованием блендера или фабричного производства (баночное детское питание).
Введение начинают с ¼ ч. ложки и, внимательно наблюдая за реакцией малыша (отсутствие расстройства пищеварения и аллергических проявлений), увеличивают порцию в течение недели до 50–70 г.
Безмолочные каши вводят по тому же принципу (от ¼ ч. ложки к полной порции), можно готовить их на смеси, которая является базовой для малыша, или на основе грудного молока.
Во время грудного кормления кроха получает не только пищу: это время важного общения с мамой, когда ребенок как никогда чувствует ее любовь и поддержку. Поэтому, кроме трех полноценных кормлений грудным молоком, необходимо докармливать малыша по требованию в течение дня.
Совет месяца
Используйте рюкзачок-кенгуру, чтобы заниматься домашними делами вместе с малышом, и обязательно описывайте вслух все, что вы делаете, своему маленькому помощнику.
Первый месяц ребенка – это довольно маленький срок, но этот период важен для младенца. Позади тяжелое для новорожденного время – приучение к жизни вне утробы мамы. Наступает новый этап в развитии ребенка в 1 месяц. Усовершенствуются его движения, он начинает познавать окружающий мир. Чтобы вовремя заметить патологии развития, необходимо знать нормы.
Фото с сайта pixabay.com
Физическое развитие
Первый месяц жизни младенца наиболее насыщенный с точки зрения новых впечатлений и происходящих изменений как для ребенка, так и для родителей. Вся семья учится жить по-новому. Несмотря на свалившиеся на плечи мамы и папы обязанности, тяжелее всего новорожденному.
В течение первого месяца жизни малыша происходит адаптация внутренних органов и систем к внеутробному существованию, пищеварительный тракт перестаивается под новое питание, формируется гемоглобин, собственный гормональный фон, иммунитет. Организм ребенка подвергается воздействию новой микробной флоры. Активные изменение в первый месяц влияют на физическое развитие младенца. В первую неделю кроха теряет до 10% своего веса, но в течение последующего месяца он активно набирает массу тела. Прирост основных параметров физического развития в первый месяц жизни самый большой.
Таблица с нормами роста, веса и окружностей
Нормы отличаются в зависимости от пола. Данные в таблице.
Параметры | Мальчики | Девочки |
---|