Бывало у вас так, что всегда нежный и спокойный малыш начинает кричать, топать ножками, драться, бросать игрушки, кусаться? Так дети выражают свои негативные эмоции,чаще всего злость и гнев. Важно понять: отрицательные чувства испытывают все: и взрослые, и дети. Это нормально. Злость нельзя запретить, как и другие эмоции. К тому же, она это чувство бывает полезным!
Проведем аналогию с ежом. Для чего ему иголки? Всем известно, что для защиты. Так же и злость является нашей защитной реакцией в некоторых ситуациях. И чаще всего мы защищаем свои границы. Вы ведь злитесь, когда вам говорят неприятные вещи про вас или ваших близких? Это и есть защита ваших границ.
Источник
Злость может быть полезна и в достижении целей. Читая биографии известных людей, понимаешь, что иногда их стимулом на пути к успеху было желание сделать что-то кому-то «назло» (в такие моменты люди говорят: «Я тебе докажу»). Сомнительная мотивация, но иногда помогает сделать шаг вперед.
В каких случаях чаще всего злится ребенок?
1. Когда отбирают его любимую игрушку. Это его ценность, и такое поведение еще не говорит о том, что ребенок жадина и истерик.
2. Что-то не получается, например, башня никак не хочет стоять ровно.
3. Когда не получает желаемое (хочет продолжать смотреть мультики и слышит запрет).
4. Когда его провоцируют, например, с едой (когда родители что-то едят и не разрешают пробовать ребенку).
Почему нужно разрешать злиться?
Запрещать ребенку злиться — нельзя! Когда злость копится внутри, с ней трудно справиться, это может перейти в психосоматические заболевания или аутоагрессию.
Ребенок учится выражать злость у своих родителей. Если мама, когда злится, шлепает ребенка — ребенок будет бить маму, младших братьев и сестер или домашних животных. Если мама или папа бьют посуду, хлопают дверью — ребенок будет разбрасывать игрушки. Если родители кричат друг на друга — ребенок будет кричать на родителей или на сверстников. Помните, что дети — наше зеркало!
Способы выражения злости
Расскажу, как ребенок может выразить злость безопасно для себя и окружающих.
1. Покричать в «коробку злости». Что это такое? Берем коробку, вместе с ребенком даем ей название (например «коробка злости»). Украшаем ее так, как хочет малыш. Затем объясняем, что когда ребенок будет злиться, то ему можно в эту коробку кричать все, что он захочет, чтобы злость осталась в ней, а потом вместе выпускаем весь негатив в окошко (например, открыв коробку около окна). Будет лучше, если вы продемонстрируете малышу как это сделать на собственном примере.
Источник
2. Нарисовать злость. Также полезно это делать всей семьей, поговорить во время рисования о форме, цвете, запахе этой злости, спросить у ребенка, что он хочет сделать с рисунком (порвать, выбросить, спрятать).
3. Побить «подушку-злюшку» или боксерскую грушу. Это помогает снять напряжение через тело.
4. Слепить злость и сломать ее (можно придумать ей название, проговорить, почему она появилась и прочее).
5. Игра «Рвака». Предложить ребенку стопку старых газет и журналов, разрешив рвать, мять и топтать их. Можно показать пример. Это упражнение помогает выплеснуть негатив.
Также важно научиться выражать злость словами, причем речь не только о детях, но и о родителях.
Разговаривайте
Старайтесь распознавать свои эмоции и их причины, чтобы ваш ребенок учился этому, глядя на вас. В будущем этот навык ему очень пригодится. Разговаривайте друг с другом, объясняйте, что и почему вывело вас из себя: «Я сегодня очень разозлилась…», «Я вижу, что ты сильно разозлился, потому что…». Так дети сами начнут пояснять свои эмоции, вместо того, чтобы просто кричать и плакать: «Я злюсь, когда у меня отнимают игрушки», «Я разозлился, потому что у меня не получилось…».
Автор статьи
Ваш ребёнок кусается, щипается, бьет других детей? Тогда вам пригодится эта памятка, из которой вы узнаете, как помочь малышу проживать агрессию, а не подавлять её. И какие игры помогут преодолеть детскую агрессию.
В какой-то момент (обычно это происходит, когда ребёнку от 2 до 4 лет) родители замечают, что их чадо будто подменили. Малыш становится неуправляемым, импульсивным, бурно проявляет эмоции. Это и есть «кризис трёхлетнего возраста».
Что такое агрессия
Агрессия это деструктивные действия, цель которых — нанести вред себе или другим людям. Как возникает агрессия — вопрос спорный. Франко-германский психолог Ж. Годфруа говорит о двух основных причинах агрессивного поведения: биологические механизмы и социальные факторы. Но нельзя забывать и об эмоциональной составляющей. Агрессия — это чувства. И прежде всего, гнев.
Откуда агрессия в детях? — Их жизнь в первые годы всецело зависит от родителей, которые дают еду, защиту, заботятся и любят.
Один из механизмов привлечь к себе внимание у ребёнка — проявить агрессию. Уже на третьем месяце жизни малыш стучит ножками, бьёт ручками. На такое поведение родители могут реагировать по-разному. Но если они игнорируют действия ребёнка или наоборот, мгновенно выполняют все требования, то малыш может вырасти чрезвычайно агрессивным.
Как дети проявляют агрессию? Специалисты выделяют 4 основных категории.
- Дети, склонные к физической агрессии, обычно активны, деятельны, решительны, склонны к риску. Им нравится демонстрировать свою власть и силу, доминировать. Эти дети отличаются малой рассудительностью, несдержанны. Они действуют импульсивно, игнорируют этические нормы.
- Дети, которые выражают агрессию в основном в вербальной форме, тревожны, психически неуравновешенны, неуверенны, сомневаются в себе. Они работоспособны и активны, но внешне кажутся высокомерными, угрюмыми. Даже небольшие неприятности выбивают их из колеи.
- Дети, склонные к косвенной агрессии (скрытой или неосознанной) очень импульсивны. Они стараются сразу удовлетворить свои потребности, не считаясь с обстоятельствами, моральными и этическими нормами, мнением окружающих. Плохо переносят критику и замечания в свой адрес.
- Дети, которые часто проявляют негативизм (сопротивление) впечатлительны, ранимы и эгоистичны. Критику воспринимают как оскорбление и сразу выражают своё негативное отношение.
В некоторых случаях проявлять агрессию нормально. Природой в нас заложено, что когда есть угроза, мы защищаемся. Но иногда агрессия становится «хроническим» состоянием. Ребёнок уже не просто защищается, но и нападает сам, причём без видимого повода. Это говорит о том, что на ребёнка что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе». Чтобы работа с детской агрессией дала позитивные результаты, нужно выяснить природу этого состояния.
«Погода в доме»
Когда родители постоянно кричат и ссорятся, ребёнку плохо. Дело в том, что маленьким детям свойственен эгоцентризм — ощущение себя центром Вселенной. Из-за этого во время семейных ссор ребёнок всё принимает на свой счёт, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове «паззл» складывается так: «Раз мама с папой ругаются, значит, я плохой».
Сомнительные методы воспитания
Когда родители не справляются со своими эмоциями: кричат на ребёнка, физически наказывают, молчат или игнорируют, ребёнок выходит из равновесия — отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас дядя заберёт тебя к себе», или «Я пошла, а ты тут оставайся») провоцирует нарушение поведения, ведь ребёнку очень страшно разлучиться с родителями и он постоянно находится в напряжении.
Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций
Маленький ребёнок — это не только смех и улыбки, но и капризы, крики, обиды, слёзы… Если родители не принимают отрицательные эмоции малыша, то они копятся и трансформируются в агрессию. Неприятие чувств может проявляться в виде запрета («Мальчики не плачут») или высмеивания чувств («Как некрасиво! Распустила нюни»).
Высокий уровень тревожности
Часто сами родители вгоняют ребёнка в тревожное состояние, если сами на каждом шагу паникую и видят опасность («На качели нельзя, упадёшь», «К собачке не подходи, укусит»). Бывают и просто очень чувствительные и впечатлительные от природы дети, которых всё пугает.
Один из механизмов привлечь к себе внимание у ребёнка — проявить агрессию
И в том, и в другом случае ребёнок начинает думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию, чтобы защититься от опасностей.
Коррекция детской агрессивности
Работа по коррекции детской агрессивности начинается с изучения поведения ребёнка. Затем проводится диагностика — чаще всего применяются такие методы, как наблюдение, опрос и анкетирование.
Следующий важный шаг — совместная терапия ребёнка и родителей. Дело в том, что агрессивные дети часто выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому семейная терапия особенно важна.
Занятия с маленькими детьми (2-4 лет) в основном проводятся в форме игротерапии. Родители и психолог — партнёры ребёнка по игре и участвуют с ним «на равных».
«Обстрел снежками»
Нужно приготовить «снаряды» — скомканную бумагу. И бросаться друг в друга «снежками», не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети любят такую «войнушку» и готовы играть в неё очень долго.
«Катаем мячик»
Для игры понадобится теннисный мячик. Его надо уложить на стол или на пол так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребёнка — дуть на мяч так, чтобы он сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить по ним мячик. Благодаря глубоким вдохам, мышцы малыша будут хорошо расслабляться. — Дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.
«Подерёмся?»
Участникам игры нужно вооружиться подушками и устроить бой. Чтобы было веселее, можно включить музыку. Главное, заранее договориться о правилах и решить, что драться можно только подушками, а обзываться запрещено.
«Пылевыбивалка»
Отличная игра, которая помогает агрессии выйти на физическом уровне. Вам потребуется подушка среднего размера, из которой ребёнок должен «выбивать пыль». Делать для этого можно всё, что угодно: бить подушку руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.
Во время игры не нужно зацикливаться на цели преодолеть агрессию. Играйте, наслаждаясь процессом и давая волю эмоциями — это очень важно для достижения хорошего результата.
Для детей постарше (7-10 лет) чаще используется психодрама. Сначала разыгрываются сюжеты, которые предлагает ребёнок: это могут быть сцены из книг, фильмов, мультфильмов). Затем — эпизоды из реальной жизни, которые предлагают родители или психолог.
Дорогие родители! Будьте внимательны к детям. Сами демонстрируйте модель неагрессивного поведения, обучайте чадо приемлемым способам выражения гнева. Объясните, как распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих. Развивайте способности к эмпатии. Если требуется помощь специалиста, не откладывайте визит к врачу. Проблему легче решить, пока ребёнок маленький и его агрессия не переросла в патологичное состояние.
Наверняка вы хотя бы раз в своей жизни испытывали нервный срыв. А некоторые — и не раз. Что делать при нервном срыве, если он снова «нагрянет»?
Автор: Алексей Павличенко
Дата публикации: 24.11.2020
Наверняка вы хотя бы раз в своей жизни испытывали нервный срыв. А некоторые — и не раз. Что делать при нервном срыве, если он снова «нагрянет»?
Многие думают – ну какие нервные срывы весной?! Ну ладно осенью-зимой, когда темно, холодно и тоскливо. Однако март – тоже сложный месяц для психики. Серость за окном, слякоть под ногами, авитаминоз, короткие световые дни – все это плохо сказывается на настроении. Любой пустяк выводит из себя, любая мелочь – заставляет злиться и обижаться. Как распознать нервный срыв?
Причины и симптомы нервного срыва у женщин
1. Какие симптомы нервного срыва?
Официального диагноза «нервный срыв» не существует. Это больше бытовое понятие. Симптомы нервного срыва довольно размыты. Обычно под этим определением подразумевается повышенная возбудимость, раздражительность, обидчивость, психологическое перенапряжение. Могут быть и соматические проблемы, например головная боль.
В советское время был популярен такой диагноз – неврастения. Он и сейчас значится в классификации болезней. Так вот, симптомы нервного срыва близки к симптомам неврастении — расстройству психики, которое проявляется в повышенной раздражительности, утомляемости, плохой переносимости длительных умственных и физических нагрузок.
2. Как распознать нервный срыв у женщин? И правда ли, что у представительницы слабого пола «срываются» гораздо чаще, чем мужчины?
О симптомах уже говорилось. Но неврозы и неврастении у женщин действительно возникают чаще в силу их физиологических особенностей. Например, из-за гормональных изменений многие дамы за 10−12 дней до наступления критических дней страдают от проявлений предменструального синдрома, который характеризуется повышенной возбудимостью и раздражительностью. Во время климакса, на фоне снижения выработки женских гормонов, также возможны нервные срывы: гормональный фон существенно влияет на состояние нервной системы.
3. Причины нервного срыва – только лишь эмоционально-физические перегрузки? Или что-то еще?
Причин нервного срыва несколько. Есть объективные причины — интенсивные умственно-физические нагрузки, большой объем работы, переутомление, дефицит сна и отдыха… Все это может привести к нервному срыву. Однако далеко не у всех — многое зависит от индивидуальных особенностей человека. Представьте ситуацию: вашу машину подрезали на дороге. Или пытаются «подрезать» в очереди на кассу. Какие-то люди на это не отреагируют, а люди с повышенным уровнем возбудимости моментально выйдут из себя. Поэтому еще одна причина нервного срыва – так называемые расстройства личности.
К тому же многие считают симптомом нервного срыва то, что на самом деле может быть симптом болезни. Скажем, панического расстройства. У пациентов, которые им страдают, возникают приступы паники (панические атаки), сопровождающиеся учащенным сердцебиением, чувством нехватки воздуха, страхом потерять контроль… Люди в этот момент думают: «У меня случился нервный срыв», а на самом деле это паническая атака.
Что делать при нервном срыве у подростка
4. Какие признаки нервного срыва у подростка? У детей ведь тоже такое случается?
Случается. И к подростковым нервным срывам нужно относиться серьезно, поскольку они могут маскировать серьезные заболевания. Родители думают, что ребенок просто устал от учебы, поэтому и «психует», однако ненормальные поведенческие реакции могут быть симптомом скрытой депрессии или другого заболевания. Многие психические расстройства (тревожные, биполярные, депрессивные, расстройства личности) дебютируют в 15−20 лет.
Поэтому, если ребенок стал взвинченным, раздражительным, агрессивным, либо, наоборот, жалуется на постоянную усталость и апатию, проконсультируйтесь с психотерапевтом. Нужно разбираться, что это – признаки нервного срыва у подростка, юношеский максимализм, гормональная перестройка или же какое-то заболевание.
5. Что делать при нервном срыве? Могли бы вы дать какие-то рекомендации?
Для начала – изменить образ жизни. Нормализовать режим сна и отдыха, отказаться вечером от работы, сидения за компьютером (особенно — если признаки нервного срыва наблюдаются у подростка). Физическая активность приветствуется, но не слишком интенсивная. Желательно – в первой половине дня, чтобы не возбуждать перед сном нервную систему.
Теперь о том, чего не делать при нервном срыве. Точно не стоит пить препараты, содержащие фенобарбитал. В большинстве стран Европы такие лекарства не производят, а в Америке вообще относят к наркотическим средствам. В нашей стране их пьют чуть ли не литрами, особенно пожилые люди. Это может привести к зависимости, от которой будет трудно избавиться.
Успокоительные фитосборы пить не возбраняется. Но если вы принимаете их постоянно, а они не помогают, обратитесь к психотерапевту. Врач подберет лекарства, которые действительно окажутся эффективны. Ведь одно дело, когда у человека произошел разовый эмоциональный всплеск (тогда действительно можно выпить и успокоительный сбор) и совсем другое – если симптомы нервного срыва беспокоят несколько недель или месяцев. Это приведет к плохой переносимости нагрузок, быстрому истощению и неизбежным конфликтам с окружающими.
Онлайн консультации врачей
в мобильном приложении Доктис
Дежурный терапевт и педиатр консультируют бесплатно
Все идет не плану, все развивается не так, как им хотелось. Желания не удовлетворены, цели не достигнуты – они крайне раздражены и злы. Их не волнует мнение и реакция тех, кто их окружает. Ничто и никто не в силах их остановить. В таком состоянии они способны перейти на прямые агрессивные действия.
Они – это люди, которые ведут себя психопатически, игнорируя принятые социальные нормы. Они – это психопаты. Среди преступников достаточно большое количество так называемых асоциальных психопатов. Хорошо, что психопатия – особенность развития личности, а не психическое заболевание, которое может освободить от уголовной ответственности.
Чем отличается нормальный человек от психопата?
У нормального человека присутствуют мощные сдерживающие механизмы – социальные мотивы. Эти мотивы представляют собой внутреннюю потребность быть хорошим человеком, прежде всего, в своих собственных глазах, соблюдать принятые в обществе правила и нормы поведения. Именно благодаря данным мотивам каждый из нас может поставить себя на место другого человека (испытывает эмпатию). Эмоциональный срыв, жестокое отношение к другому приводит к потере уважения и любви к самому себе.
У психопатов отсутствуют такие социальные мотивы. Кроме того, у них особый темперамент и мышление: психопаты импульсивны, они не могут адекватно оценить возможные последствия своих действий. Это приводит к нарушению самоконтроля. Довольно часто особенности личности психопатов бросаются в глаза и могут предостеречь окружающих. Однако, к сожалению, встречаются люди с психопатиями, которые очень сложно выявить.
Ученые о психопатии и психопатах
Психопатия – это стойкое расстройство личности, которое складывается в раннем возрасте и длится на протяжении всей жизни. Данная патология выражается в искажении цельности личности, что является причиной расстройства адаптации и осложнения отношений между людьми.
Психопаты – это люди, которые, со слов К. Шнайдера, из-за своего особенного безумия страдают сами и подвергают страданию окружающих. Их отклонения в поведении могут либо сглаживаться, либо усиливаться. Человек с расстройством личности не осознает, что болен и нуждается в психиатрической помощи.
Существует тормозимые и возбудимые психопатии. К тормозимым относят ананкастных, психастенических, сенситивных шизоидов и астенических психопатов. В группу возбудимых входят эпилептоидные, эксплозивные, паранойяльные, неустойчивые, истерические и гипертимные психопаты.
Симптомы психопатии
Психопатия является пограничным состоянием, которое располагается между личностными акцентуациями и прогрессирующими психическими болезнями. В России для выявления заболевания учитывают такие симптомы как:
— расстройство всего психического склада;
— устойчивое нарушение личности;
— выраженные дефекты социальной адаптации;
— полная картина психопатических особенностей;
— совокупность патологических черт характера.
Типы психопатов
Кто-то из больных выделяется предрасположенностью к жестокому двуличию, взрывам гнева и интригам. Они не просто «отравляют» жизнь окружающим, но и осложняют свою жизнь. Иные психопаты страдают сами, в первую очередь, от чрезмерной нерешительности, застенчивости, склонности к «копанию» внутри себя.
Необходимо понимать, что не любая застенчивость или взрывчатость психопатическая. Болезненные проявления настолько обычно ярки и отчетливы, что их заметит даже ребенок. Неестественное поведение отпечатывается на всем жизненном пути больного и выражается практически во всех его поступках.
Патологические развития – прочная, практически необратимая поломка в состоянии человеческой души, спровоцированная долговременной психической травмой. Например, воспитание в очень строгой семье или, наоборот, в семье в которой все разрешено и поощряется высокомерие и хвастливость. Но и здесь большое значение имеют врожденные задатки характера.
Дурное воспитание и условия жизни очень сильно отпечатываются на характере человека. Но психопатами рождаются или становятся в раннем возрасте. Все остальные же факторы могут просто усугубить или сгладить болезненный характер.
Известные психопаты
Психопатами считают таких великих людей как Пушкин, Нерон, Сталин и Дарвин. Некоторые из них запомнились великими открытиями, а кто-то безжалостностью и жестокостью. Но все это только разнообразные нарушения в чертах характера.
Психопат в семье
К сожалению, большое число людей проживают рядом с психически неуравновешенными родными. Они могут быть совершенно неопасными или же, напротив, враждебными, но все нуждаются в специальном отношении. Лучше, чтобы специфику обращения объяснил врач после проведенного предварительно осмотра.
Как вести себя с психопатом
Будьте на шаг впереди
Зачастую человека, страдающего психопатией, довольно сложно устроить на лечение в специализированном заведении. Поэтому необходимо, прежде всего, поработать над своим поведением. Вы должны в большей мере снизить выражение агрессии с его стороны. Психопаты страшны именно своей непредсказуемостью. В связи с этим вам следует всегда быть начеку. Даже абсолютно невинный разговор или невольное прикосновение может спровоцировать нападки у нестабильной личности.
Сумейте отвлечь внимание
Если вы видите, что поведение человека постепенно изменяется в негативную сторону, лучше выйдите из помещения или отвлеките внимание психически неуравновешенного человека его любимыми темами, музыкой, фильмами.
При угрозе для своего здоровья зовите на помощь и убегайте
Не забывайте, что больные склонные к маниакально-депрессивному психозу, почти не чувствуют боли. Соответственно использовать силу и газовые баллончики не нужно, так вы лишь еще больше разозлите психопата. При угрозе для здоровья зовите на помощь и убегайте.
Избегайте конфликтов
Всегда пытайтесь не вступать в конфликт, ведите себя предельно спокойно и доброжелательно. Также не ссорьтесь с окружающими, больной может впасть в бешенство от сильных криков.
Действуйте по ситуации
Помните, что нет универсального совета или действенного метода воздействия на психопата. Каждая конкретная ситуация нуждается в индивидуальном подходе.
Как противостоять развитию психопатии?
Родители должны запомнить, что социальные мотивы формируются не сразу, а в течение длительного времени, начиная с раннего детства. Дети должны чувствовать к себе теплое отношение и должны осознавать, что от них ждут ответной реакции, такого же тепла.
Искренняя любовь, привязанность и забота родных ребенку людей (родителей, сестер, братьев, бабушек и дедушек) способствуют развитию социальных мотивов. Если ребенок проявляет сочувствие к другим, стремится сделать кому-то приятно, это должно постоянно поддерживаться, одобряться и поощряться близкими. Только в этом случае шансы на развитие психопатии будут минимальны.