Что делать если ребенок постоянно капризничает

Родители детей с нарушениями развития могут сталкиваться с такой проблемой, как частый крик. Чем меньше у ребёнка навыков и возможностей коммуникации, тем вероятнее ему придётся выражать свои желания и нежелания криком. Этот способ используют все малыши, а потом при обычном развитии они овладевают новыми способами взаимодействия. У детей с нарушениями развития иногда крик остаётся в коммуникативном репертуаре надолго, если развитие речи и коммуникации затруднено, а также если у ребёнка есть регуляторные проблемы.

Полезно различать две разновидности крика, потому что они требуют разных стратегий поведения со стороны взрослого. Одна разновидность – аффективный срыв (можно встретить название «мелтдаун»), другая – крик-требование. Они различаются физиологически, у них разные причины, но, к сожалению, срыв и крик-требование могут выглядеть похожим образом.

Аффективный срыв или крик-требование?!

Аффективный срыв – это ситуация, когда контроль над своим поведениям потерян, ребёнок попадает в состояние, похожее на паническую атаку, это состояние связано с тем, что у ребёнка закончились ресурсы саморегуляции. Срыв может случиться из-за сенсорной или эмоциональной перегрузки, из-за обмана ожиданий (например, для детей с РАС очень важна предсказуемость, и, если привычный порядок нарушается, такие дети могут воспринимать это как угрозу безопасности).

Крик-требование коммуникативен, контроль за собственным поведением у ребёнка не утерян на сто процентов, такой крик должен сигнализировать окружающим о том, что ребёнок хочет что-то получить или чего-то избежать.

Обычно у требовательного крика есть адресат, ребёнок отслеживает реакцию взрослого на своё поведение. Ребёнок может затихать и вновь кричать, остаётся способность "вести переговоры", если ему доступна речь. Если ребёнок получает то, что хотел он быстро останавливается.

Когда ребёнок находится в состоянии срыва, он не может перестать кричать, успокаиваться приходится долго. Ребёнок не отслеживает реакцию взрослого и не ищет контакта. Кстати, так бывает, что сначала ребёнок кричит, требуя чего-то, а потом ресурсы его заканчиваются и ригидность требования приводит к аффективному срыву.

В момент крика стратегии поведения взрослого очень отличаются

Для того, чтобы справиться с криком, конечно, лучше всего подходят предшествующие стратегии, то есть способы предотвратить крик. Для обоих видов крика это развитие навыков коммуникации, обучение альтернативной и дополнительной коммуникации, обучение навыкам саморегуляции, создание подходящей, развивающей среды. Чем больше у ребёнка навыков, тем более разнообразно он может регулировать взаимодействие с окружающими, крик перестаёт быть главным способом коммуникации. Но в момент крика стратегии поведения взрослого очень отличаются. В случае крика-требования важно обучить ребёнка, что таким способом невозможно получить то, что он хочет (при этом совершенно необходимо параллельно обучить его, каким способом всё же можно получить что-либо, это и есть навыки функциональной коммуникации). Это значит, что взрослому придётся не уступать в ответ на крик, это может быть трудно, к решению этой проблемы часто необходимо подключать специалиста.

Для помощи ребёнку в состоянии срыва, необходимо создать безопасные условия вокруг (например, увести из шумного места, убрать предметы, о которые ребёнок может удариться), не предъявлять никакие требования, желательно говорить минимум слов, и только если это необходимо. В этот момент важно сделать то, от чего ребёнок успокаивается. Полезно в таких случаях иметь ритуалы для успокоения.

Кризис трех лет. Когда начинается и как проявляется

У кризиса трех лет заметна тенденция к раннему наступлению. Сейчас он сместился к двум годам, а трем годам он уже заканчивается.

Характеризуется кризис началом проявления у малыша личных интересов. Ребенок старается отстаивать свои желания, и получается это у него не всегда адекватно.

Родители берут его за руку, ведут к психологу, задаются вопросом – что происходит. Почему был ребенок такой спокойный и чудесный и вдруг начинает капризничать, падать на пол, закатывать истерики — дома, в магазинах, или в иной — не всегда комфортной обстановке.

Ребенок кричит :

«Хочу, хочу. Купи, купи» … накидывает кучу ненужных игрушек.
«Мы тебе вчера покупали» — говорит мама.
«А мне и сегодня еще нужно» . и в завершении он может крикнуть:
« Ты плохая, вы плохие и я от вас уйду»

Если вы видите , что ребенок говорит на любимые колготки:

«Я их не буду надевать» «А что ты наденешь?» «Я не знаю» – говорит малыш.

Если вдруг он перестал любить свое любимое фруктовое пюре или любимые апельсины. Значит кризис трех лет с вами.

И что с ним делать ? Как быть родителям?

Ему необходимо побыть в этом кризисе. Не давите и не придавливайте — любой специалист предостережет вас от кардинальных действий.

Если ребенок не проживет кризис трех лет в своем обычном проявлении, болезненные моменты сместятся в подростковое время — кризис трех лет это первая ступенька к взрослению вашего малыша.

Другой вопрос как быть родителям и как оказывать поддержку? Как постараться удержать и свою родительскую позицию и в то же самое время дать ребенку покапризничать, повредничать и поотстаивать свои желания.

Кризис трех лет это время когда ребенок учиться говорить миру «Я могу. Я умею. Я сам это сделаю».

Если вы уверены, что ребенок справится с какой-то задачей, которую он сам себе поставил, пожалуйста, дайте ему эту возможность. Всегда можно сказать : — Хорошо попробуй. Я буду рядом. Если тебе понадобиться моя помощь я ее тебе обязательно ее окажу.

Если ему хочется помыть посуду, дайте ему это сделать и не важно, что посуда окажется недомытой. Помыть обувь, ну и что, что будут в коридоре лужи. Зато это будет шаг к самостоятельности и это будет первый шаг к адекватному преодолению кризиса трех лет.

Если ребенок кричит на кухне:
— Я сам буду кушать.
А мама переживает, что вся еда будет размазана вокруг тарелки, дайте ему эту возможность. Да вам придется, потом вместе помыть его столик, но зато вы сделаете второй шаг к адекватному и успешному преодолению кризиса трех лет.

Если малыш с вами ругается по поводу выбора одежды или по поводу выбора игрушки, которую он возьмёт в садик, выбора рюкзачка. Обязательно предлагайте ему несколько вещей и не пытайтесь продавить то, что вам нужно. Дайте ему выбор. Две футболки – желтую и красную. Спросите его, какую он хочет надеть.

Вообще это время кризиса трех лет это то время когда родители чаще начинают задавать вопросы «как ты хочешь?» и говорить «поступи как ты хочешь им как ты считаешь правильно». Вот тогда кризис трех лет не будет таким ярким и наполненным негативными эмоциями, а будет наполнен позитивом. Если ребенок капризничает и швыряет на пол вещи, научите его проговаривать свои эмоции, прежде всего : я злюсь, я рассержен, мне не нравиться, я обижен на тебя, мне стыдно и т.д. большой спектр эмоций, чтобы ребенок умел проговаривать и это тоже будет вам в помощь в успешном преодолении возрастного кризиса.

Как только вы научитесь договариваться, как только вы почувствуете, что ребенок стал спокойнее, стал адекватнее реагировать на ваши просьбы, на ваши требования, может быть на ваши наказания это сигнал о том, что кризис успешно вами пройден. Дальше ребенок перейдет в латентный период и совершенно спокойно сможет начать учиться слышать родителей и исполнять их требования, без каких либо резких реакций.

Если у вас еще остались вопросы по поводу чудесного, замечательного возраста трехлетнего кризиса, ПОЖАЛУЙСТА обращайтесь и мы вместе с вами будем разбираться, на самом деле это симптомы кризиса трех лет или что-то другое.

Что делать если ребенок постоянно капризничает

Мы, родители, часто сами учим манипулировать, говоря такие фразы: «Купить тебе игрушки? Тогда убери в своей комнате» или «Ты меня любишь? Тогда сделай по-моему». Мы показали пример — они ему следуют.

Часто дети играют чувствами родителей, опираясь на мнение бабушек и дедушек. Которые, например, не одобряют слишком строгого отношения детей к внукам, и те начинают извлекать максимальную выгоду для себя.

Самый популярный вариант — нет единых требований у мамы и папы. Мама говорит: «Ладно уж, иди погуляй», — а папа ругается: «Сначала уроки, и только потом играть!» Естественно, ребенок выбирает того, кто на его стороне. И в случае отказа обращается к тому взрослому, который исполнит его пожелание.

Сломать привычный сценарий

Вот несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются родители, и способы их решения.

1. Выводит родителей на эмоции. После вспышек их гнева плачет и обижается. Мама или папа чувствуют вину за то, что не сдержались. А ребенок получает желаемое.

Что делать: Не вестись на провокации, постараться не заводиться, дать понять, что поведение ребенка неуместно, и только потом, когда обе стороны успокоятся, начать конструктивный диалог.

2. Закатывает истерики в магазине. Родителю проще уступить, ведь никому не нравится, когда его выставляют в невыгодном свете в глазах других людей.

Что делать: Подумайте, что вам дороже — общественное мнение или развитие ребенка. Если последнее, то рекомендуем игнорировать крики и быть непреклонным в своем требовании. Он поистерит раз-два, не добьется желаемого, и стереотип поведения будет разорван.

3. Притворяется беспомощным. «Мама, у меня не получается», «Я не могу учить уроки, потому что очень хочу спать».

Что делать: Призываем к самостоятельности, устанавливаем временные рамки. «Надень колготки сам, тебе на это 10 минут». Замечательно, если это требование будут предъявлять все члены семьи, в том числе бабушка. И никаких условностей («Я потом тебе дам конфету»).

4. Симулирует болезнь. «Мама с папой сделают для меня все, если я окажусь больным». Дети демонстрируют слабость, головную боль…

Что делать: Говорите, что пойдете к врачу. Ребенок обычно неохотно идет на осмотр, и вам сразу станет ясно, реально ли он болеет.

5. Льстит. Они говорят комплименты, обнимают родителя, целуют. Но не искренне, а с целью получить желаемое.

Что делать: Ребенок перестанет постоянно вас дергать, если вы и так его безусловно принимаете. Любите его за то, что он есть. И донесите до него мысль, что он очень любим, что с ним интересно.

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Что делать если ребенок постоянно капризничает

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Что делать если ребенок постоянно капризничает

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

Что делать если ребенок постоянно капризничает

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

Что делать если ребенок постоянно капризничает

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

С капризами ребенка, его плачем или нежеланием выполнять требования сталкиваются хотя бы изредка все родители. Вам нужно накормить ребенка или уложить его спать, увести от магазинной полки с игрушками или собрать утром в детский сад, а малыш плачет, раздражается, не слушает вас, а иногда даже дерется, топает ножками или устраивает настоящую истерику с катанием по полу. Почему капризничает ребенок? Как вести себя родителям в такой ситуации?

Причины детских капризов могут быть очень разными, и они сильно зависят от возраста ребенка. Совсем маленькие дети с помощью плача выражают любое свое недовольство или боль, ведь другие способы коммуникации им пока недоступны.

Дети постарше капризами отстаивают свою точку зрения и пытаются самоутвердиться — недаром психологи выделяют определенные кризисные периоды, во время которых ребенок постоянно капризничает и становится неуправляемым.

Почему ребенок перед сном капризничает?

Проблемы с животиком, характерные для детей первых месяцев жизни, обостряются к вечеру.

Повод обращения к гастроэнтерологу есть, если вы видите, что:

ребенок поджимает ножки к животу;

взвизгивает или надрывно плачет;

выгибается при кормлении;

у ребенка «бурлит» в животике;

ребенок обильно срыгивает;

у ребенка отсутствует стул;

стул, наоборот, слишком частый и жидкий;

в кале наблюдается слизь, зеленоватые или кровавые прожилки, непереваренные комочки.

Врач назначит необходимые обследования и подберет для малыша ферментативные препараты, улучшающие усвоение молока или смеси и уменьшающие газообразование в желудке, и вечерние капризы прекратятся.

Если родители задают педиатру вопрос: почему ребенок 5 месяцев капризничает — врачи обычно сразу ссылаются на зубы. Действительно, примерно в этом возрасте у малышей начинается обильное слюноотделение, они тянут в рот погремушки или собственные ручки, при этом дети раздражительны и беспокойны, а их десны при осмотре выглядят рыхлыми и красными. Часто с момента начала «зубных» капризов до прорезывания первых зубов проходит шесть-восемь недель — это острый период, в течение которого зубы движутся внутри десны, причиняя беспокойство ребенку и оправдывая его вечерние капризы. Для снижения болевых ощущений врачи рекомендуют использовать гели с местным анестезирующим эффектом или жаропонижающие средства в сиропе или свечах.

Почему часто капризничает ребенок в возрасте года?

Возраст около года — период, когда ребенок уже умеет ходить, активно играть, взаимодействовать с окружающими, но еще не умеет хорошо говорить и в случае необходимости не может объяснить, что у него не так. Если ребенок сильно раздражителен и беспокоен, у него ухудшился аппетит и при этом нет температуры, кашля, насморка и других видимых проявлений болезни, возможно, у него болят ушки. Покажите ребенка врачу, который проведет осмотр и при необходимости назначит анализы, чтобы выяснить причину недомогания.

Многие мамы волнуются, почему ребенок капризничает вечером, ведь период колик давно прошел. Вечерние капризы в этом возрасте говорят об эмоциональном перевозбуждении. Накопленные за день впечатления и переживания не позволяют малышу расслабиться и спокойно уснуть. Особенно это касается гиперактивных и возбудимых детей, которые отказались от дневного сна.

Для решения проблемы вечерних капризов можно проконсультироваться с неврологом. В некоторых случаях детям назначаются успокоительные препараты.

Но всем без исключения капризничающим детям будут полезны следующие рекомендации:

прогулки на свежем воздухе перед сном;

снижение физической активности и запрет на просмотр мультфильмов за несколько часов до сна;

спокойные игры, чтение книг;

при отсутствии аллергии — водные процедуры с добавлением в ванну морской соли, хвои, шишек хмеля, отвара ромашки, мяты, череды;

употребление после консультации с педиатром травяного успокоительного чая из ромашки, пустырника, фенхеля, мяты (можно купить в аптеке готовый сбор).

Почему все время капризничает ребенок трех-пяти лет?

В возрасте трех-пяти лет психика ребенка перестраивается, он больше понимает, глубже становятся эмоции, что часто приводит к конфликтам ребенка с окружающими и даже с самим собой. Покладистый и добрый ребенок вдруг внезапно становится агрессивным, если его заставляют подчиниться родительской воле, он не реагирует на запреты и пытается их оспорить.

Ребенок трех-пяти лет капризничает, если:

он привык к повышенной заботе о себе, и теперь ему недостает общения;

хочет привлечь к себе внимание или получить желаемое;

протестует против чрезмерной опеки и реагирует капризами на запреты;

пытается доказать свою самостоятельность и право на принятие решений;

конфликтует сам с собой (не выспался, устал, недисциплинирован и поэтому что-то не смог, не успел).

В этом возрасте родители часто удивляются, почему дети капризничают с мамой или другими близкими родственниками, а с посторонними людьми ведут себя миролюбиво и вежливо. Например, в детском саду ложатся спать в тихий час и хорошо едят, хотя дома их не заставишь без слез взять в руки ложку или пойти в кровать.

Во время кризисных периодов для детей особенно важна последовательность и дисциплина, которые часто соблюдаются в детском саду, но не выдерживаются дома. Исключив проблемы со здоровьем и установив границы в общении с ребенком, продумав режим дня и уверенно объясняя понятия «хорошо» и «плохо», вы вместе преодолеете кризисные периоды и переживете капризы ребенка.

Взрослые часто воспринимают плач грудного ребенка как однозначное проявление боли – по аналогии с плачем взрослого. Однако не всегда плач ребенка означает, что ему больно, но всегда это для нас сигнал, что какие-то базовые потребности ребенка не удовлетворены.

Как же понять, чего хочет малыш, когда он заходится в плаче? Нужно ли давать успокаивающие лекарства, травы, БАДы? Когда пора вызывать неотложку, а когда можно обойтись колыбельной? На эти вопросы отвечает заведующий отделением педиатрии педиатр первой категории, ведущий специалист EMS Данил Сергеевич Симановский.

— Проще всего ответить на вопрос об успокоительных средствах – однозначно: нет. Родители не должны использовать обезболивающие, успокоительные, травяные «баю-бай»-сборы и прочие средства, чтобы утихомирить малыша. Во всяком случае, пока это не порекомендовал невролог после всестороннего обследования. Давать успокоительное младенцу – все равно что прятать голову под подушку, когда будильник звонит: время от этого не остановится и на работу вы все равно опоздаете. Нужно постараться понять своего малыша, убедиться, что удовлетворены самые базовые его потребности, и только затем переходить к исключению более сложных и редких проблем.

До трех недель от роду самая частая причина постоянного плача ребенка – это банальное недоедание. Частая ошибка родителей – стремление придерживаться графика при грудном вскармливании на первом месяце жизни ребенка. Ребенок может высосать 150 мл молока за три минуты, а может 20 мл за час, и кормящая мама не в состоянии по ощущениям «опорожнения груди» понять, сколько было съедено. При свободном вскармливании в первый месяц фиксируйте динамику прибавления веса ребенка. При кормлении по графику проводите серию контрольных вскармливаний с измерением массы тела до и после кормления, так вы сможете убедиться, что объем разового кормления достаточный. Если плач ребенка мгновенно заканчивается, как только вы дали грудь, это абсолютно нормально.

Что же делать, если ребенок плачет даже после того, как вы поменяли подгузник, попробовали покормить, взяли на руки? Если это происходит часто и маме никак не удается успокоить ребенка более часа, необходимо обратиться к врачу. Родителям, особенно хорошим, не всегда очевидно, в каком порядке обращаться за медицинской помощью: вызвать ли скорую помощь или пойти на прием к своему педиатру через пару дней, а может быть, лучше схватить ребенка и полис ОМС и мчаться в ближайшую городскую больницу? Постарайтесь сохранять спокойствие и действовать только в интересах ребенка. Вот советы, которые вам помогут.

  1. Если ребенок плачет и его ничем не успокоить более двух часов, вызовите неотложную помощь. Предварительно измерьте малышу температуру, проверьте, не появились ли на теле ребенка высыпания, и вспомните, был ли стул в течение последних 12 часов. Также убедитесь, что объем грудного молока у вас достаточен для разового кормления. Сообщите эту информацию специалистам неотложной помощи
  2. Если ребенок часто беспокоится, сон короткий, но нет монотонного крика-плача более двух часов, то с этим можно разбираться самостоятельно, а потом и с помощью врача на приеме в клинике или вызвав его на дом. Чем лучше вы подготовитесь к консультации, тем продуктивнее она будет. Что нужно сделать перед консультацией:
  • Определите объемы грудного вскармливания с помощью трех-четырех контрольных взвешиваний до и после кормления
  • Понаблюдайте, есть ли связь детского плача с кормлением. Когда ребенок беспокоится и плачет – сразу после еды, во время кормления, через час и т. д.?
  • Вспомните обстоятельства, при которых появились беспокойство и частый плач: вакцинация, погрешности в диете мамы, начало использования или смена смеси для кормления?
  • Отметьте сопутствующие симптомы и их связь с плачем: срыгивание, запор, учащение стула, отхождение газов, появление или нарастание высыпаний на коже
  • Оцените изменение частоты и консистенции стула
  • Понаблюдайте, сохраняются ли беспокойство и плач после стула или отхождения газов
  • Выясните, есть ли эффект при постановке газоотводной трубки или глицериновой свечки.

Задача педиатра при жалобе на частый и продолжительный плач ребенка – определить, отчего плачет ребенок, есть ли у него какие-то нарушения (в том числе и нарушения пищеварения) и какой характер они носят – функциональный, то есть это условно-нормальное состояние, связанное с ростом и развитием организма или реакцией на изменение внешних (в первую очередь пищевых факторов), или же речь идет о патологии, которую необходимо заподозрить, диагностировать и лечить.

Три вида плача

Специалисты говорят, что у грудничков есть три вида плача:
Основной. Это, по сути, средство общения ребенка с окружающими. Этот плач прерывистый, плавный, звуки не резкие.
Сердитый. Так дети плачут, когда им что-то сильно не нравится или они сильно чего-то хотят. В таком случае родители могут заметить, как меняется мимика ребенка. Он ревет громко, уверенно, в основном на выдохе. Сердитый плач обычно самый долгий.
Болевой. С его помощью малыш сообщает, что ему больно. При этом он кричит до визга, с пронзительными нотами до полного выдоха.

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Когда ожидать начало кризиса трехлетки

Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

  • Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
  • Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
  • Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
  • Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
  • Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
  • Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса. Источник:
    Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова.
    Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Что делать если ребенок постоянно капризничает

Воспитание детей по определению не может быть легкой задачей. Родители понимают это буквально с первых дней жизни малыша. Но впервые сталкиваясь с детской истерикой, они могут почувствовать свое полное «педагогическое» бессилие.

И лишь немногие знают (или понимают на уровне интуиции), что от их поведения в такие моменты зависит то, как пойдет дальше развитие личности ребенка. Возьмет ли он этот «метод» на вооружение как эффективное средство манипуляции и достижения желаемого или научится вести осмысленный и спокойный диалог.

Бесплатная консультация прямо сейчас!

Онлайн консультация специалиста по Вашему вопросу!

Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Причины детских истерик

Бытует мнение, что детская истерика может быть следствием избалованности и невоспитанности ребенка, или же она — возрастное явление, которое ребенок со временем перерастает.

Но в действительности причины детских истерик отличаются гораздо большим разнообразием.

  • Неспособность ребенка выражать свои желания или потребности с помощью слов. Обычно такие истерики, с помощью которых ребенок пытается сообщить о своем недовольстве, страхе и пр., свойственны детям до 2 лет. Истеричное поведение вызвано своего рода бессилием — ребенок не может сформулировать свои жалобы или не знает, как это сделать, вследствие чего развивается чрезмерная эмоциональная реакция.
  • Желание обратить на себя внимание. Истерики по этой причине часто развиваются у детей, которым уделяют слишком мало внимания или, наоборот которых опекают чрезмерно.
  • Отсутствие четкой системы поощрений и наказаний ребенка, вследствие чего у него не выработана модель поведения, в которой есть допустимые границы.
  • «Синдром подражания», при котором ребенок пытается повторять поведение взрослых, персонажей мультфильмов или кино, компьютерных игр и пр.
  • Физическое недомогание. Во время болезни или в период выздоровления у детей, особенно в 2–4-летнем возрасте, может резко повышаться склонность к истерикам, которые вызваны плохим самочувствием.
  • Попытки добиться желаемого. Истерики такого типа — это манипулятивное поведение, которое обычно формируется на основании уже полученного опыта. Так, если ребенок, несколько раз устроив истерику, добился того, чего хотел — для него это становится удобным способом и впредь получать желаемое.

Но независимо от причин такого поведения, родители, сталкиваясь с детской истерикой, приходят в растерянность. Первое побуждение — дать ребенку все, что он хочет, только бы он прекратил «сцену». Но именно в этом кроется основная ошибка, и речь не только о том, что ребенок может «вооружиться» манипулятивными приемами и применять их в будущем. Даже если у малыша есть причины для истеричного поведения — например, он не может сформулировать свою жалобу или выразить недовольство другим способом — поощрение истерик может привести к тому, что у ребенка не выработается навык выражать и обсуждать свои чувства и эмоции. И в дальнейшем истерики сменятся демонстративным поведением — нарочитыми обидами, играми в «молчанку», пассивной агрессией.

Так что же делать при детской истерике?

Как справиться с детской истерикой

В случае с истерикой основную роль играют эмоциональные реакции — обида, стыд, злость и пр., с которыми ребенку сложно справиться. Такое поведение, в зависимости от возраста ребенка, может сопровождаться агрессией по отношению к окружающим или к самому себе (ребенок может расцарапывать себе руки, лицо, биться головой или всем телом о стену). Также могут наблюдаться непроизвольные судороги, так называемый истерический мост — ребенок, падая на пол, выгибается дугой.

Пиковым «истерическим» возрастом считаются 3 года — частота приступов может достигать свыше десяти в день, и родители могут приходить в полное отчаяние, не будучи в состоянии справиться с таким поведением. Особенно сложно действовать «по правилам», когда возникает угроза здоровью малыша — не чувствуя боли во время истерического приступа, ребенок может действительно сильно поранить себя.

Но важно помнить, что если истерика развивается спонтанно, то продолжается она, подкрепляемая вниманием окружающих. Поэтому действовать рекомендуется так:

  • Если истерика проявляется только криками, топаньем ногами, слезами и другими «безопасными» признаками, лучше оставить ребенка в покое. Не нужно уговаривать его, просить остановиться, пытаться переключить его внимание на что-то другое. Не выпускайте ребенка из вида, но не трогайте его — сохраняйте спокойствие (пусть даже только видимое), и малыш в большинстве случаев успокаивается в течение 2–5 минут, так как его поведение не подкрепляется вашими реакциями.
  • При истериках «тяжелого» типа, когда ребенок несознательно вредит себе или окружающим, крепко обнимите его (желательно, не беря его при этом на руки — пусть он остается там, где есть, и чувствует «почву под ногами»). Удерживайте его так, пока он не успокоится, но не показывайте никаких реакций в виде жалости, сочувствия, злости и пр. Помните золотое правило: пытаться убедить, успокоить, отвлечь ребенка можно до истерики и после нее, а во время истерического приступа любые ваши реакции станут лишь подкреплением такого поведения.

Но истерику у ребенка сравнительно легко предупредить. Важно внимательно наблюдать за малышом и замечать, что предшествует такому поведению: определенные гримасы, хныканье, требования и пр. И каждый раз, наблюдая предвестники истерики, отвлекать ребенка — предложить ему посмотреть в окно, «гуляет ли кошка», «идет ли дождь» и пр. Важно учить ребенка выражать свои чувства и эмоции с помощью слов. Помогайте ему, задавая вопросы: «Ты обижаешься, потому что я не дала тебе конфету?», «Ты злишься, потому что пора ложиться спать?» и т.д.

Онлайн консультация специалиста

по Вашему вопросу!

Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Но если у ребенка истерики повторяются очень часто, наращивают свою интенсивность, сопровождаются выраженной агрессией или задержкой дыхания, а также если они сохраняются после 4 лет или начинаются в ночное время, следует обратиться к врачу. Такие симптомы могут указывать не необходимость обследования у невролога или психотерапевтическую коррекцию поведения.

Что делать если ребенок постоянно капризничает

Как часто родителям приходится слышать от своих детей обидные фразы, терпеть истерики и протесты. Сложно было представить, что малыш спустя пару-тройку лет будет пытаться привлечь к себе внимание самыми изощренными способами. Задача родителя в период формирования личности — познакомить нового человека с миром, в который он попал, с самим собой и с окружающими.

Причины протеста у детей. («Не хочу», «Не буду», «Нет, и все»)

По мере взросления у ребенка формируются страхи и тревожность. Каким бы ни было поведение ребенка (замкнутость или гиперактивность) — это способ привлечь внимание к неудовлетворенным потребностям. Он еще не знает, как по-другому сказать родителям, что с ним происходит и чего хочет. Ребенку страшно говорить о своих переживаниях, он боится насмешек и непонимания. И вместо того, чтобы попросить о помощи, дети начинают «кричать» своим поведением.

Симптомы тревожности

  • Беспокойство.
  • Рассеянное внимание.
  • Мускульное напряжение, особенно в области лица и шеи.
  • Раздражительность.
  • Нарушение сна.

Если присутствуют хотя бы 2-3 критерия, это показатель высокой тревожности ребенка. За диагностикой и коррекцией стоит обратиться к психотерапевту, так как страх способен оказать патогенное влияние на развитие личности.

Иногда протест связан с внешними обстоятельствами:

  • появление в семье младшего ребенка, при этом старший чувствует себя обделенным, ненужным;
  • развод родителей, ребенок считает себя виноватым, думает, что родители разводятся из-за него;
  • вынужденный переезд – это стресс для ребенка, он не успевает за чередой меняющихся событий и протестует против неблагоприятной ситуации;
  • смена школы и т.д.

Различия протестов у детей

Взросление – растянутый во времени процесс, в котором есть кризисные этапы становления личности. В зависимости от возраста поведение ребенка будет различаться, и это абсолютно нормально. Реагируя на события своей жизни истериками и капризами в младшем возрасте, а в старшем возрасте упрямством и ленью, ребенок познает мир. Он ищет себя в нем. В такие периоды родителям нужно особенно проявлять заботу и внимание к детям.

По мере взросления потребности ребенка возрастают, если в первый год жизни первостепенными являются быть сытым, в тепле и выспавшимся, то в последующем этот список расширяется.

Кризис младенчества. 1-3 года

«Не хочу»

Маленький исследователь к первому году жизни начинает осваивать новые навыки, хождение и речь, изучает окружающий мир. В этом возрасте появляются первые признаки негативизма, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» не совпадают, что вызывает его недовольство. В данный период возникают аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, упрямится, обижается, кидает во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.

Что делать родителям?

  1. Проявлять терпение и мудрость.
  2. Переключать внимание ребенка, например, показать насекомое или цветок.
  3. Объяснять причину запрета или ограничения.

Кризис 3-х лет

«Я сам», «Я хочу по-другому»

Ребенок постепенно перерастает возраст 2х-лет и из милого малыша превращается в маленькую личность, которая хочет взять все в свои руки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector