Многих молодых родителей беспокоит, нужно ли деток развивать дополнительно? Какие методики и способы для этого придуманы учеными и врачами? Возникает ли такая необходимость дополнительного развития малышей в 5 месяцев? На эти и подобные вопросы дают ответы наши эксперты в данной статье.
Особенности ребенка в 5 месяцев
Вашему малышу уже 5 месяцев, и он себя проявляет вполне самостоятельно. Его основные занятия – наблюдать, рассматривать, общаться, анализировать и сопоставлять. Но они не исключают и его повседневной активности, ведь если раньше малыш больше спал, то в 5 месяцев он много бодрствует и, конечно же, двигается.
К пятимесячному возрасту ребенок с момента рождения заметно подрастает – в среднем на 15 сантиметров, и вес его увеличивается почти в два раза. Значительные изменения происходят и с его интеллектуальным развитием:
- выговаривает некоторые звуки (гласные – а, ы, и, е, согласные – б, м, к, д);
- наблюдает за отражением в зеркале;
- берет и бросает игрушки;
- выражает радость и недовольство;
- понимает интонации речи;
- различает своих и чужих.
Малыш в этом возрасте достаточно подвижен: он уже может переворачиваться с живота на бок и на спину, хорошо и крепко держит голову, даже пытается самостоятельно сидеть на руках у родителей или в подставленных подушках. Поэтому за ребенком нужно внимательно следить и наблюдать, чтобы он не нанес себе неумышленно травму.
Уже в этом возрасте поведение вашего ребенка зависит от вас самих, а также того, с каким настроением вы общаетесь с ним. Ваши раздражающие интонации вызовут у малыша негативные и отрицательные эмоции, а спокойствие и ласка будут награждены доверчивой улыбкой.
Мнения экспертов: нужно ли дополнительно в 5 месяцев развивать ребенка
Мнения экспертов по поводу дополнительного развития пятимесячных детей различаются. Одни – за природное развитие малышей этого возраста без стороннего (родительского) вмешательства со стороны. Другие – за развитие ребенка под наблюдением взрослых и с их помощью.
Какие же методики раннего развития существуют для ребенка 5 месяцев? Специалисты выделяют из их множества несколько основополагающих:
- Вальфдорская – ее основателем является австрийский ученый-педагог Р. Штайнер, особенность данной методики состоит в следующем:
- развитие ребенка в собственном воображаемом мире до семи лет;
- на первом месте – образное мышление, творческие и физические упражнения;
- интеллектуальность следует развивать только тогда, когда ребенок будет к этому готов.
- Монтессори – разработана итальянкой Марией Монтессори, в основе данного подхода:
- самовоспитание;
- саморазвитие;
- особая среда для развития способностей ребенка, создаваемая родителями (с учетом личности воспитуемого);
- роль взрослого – наблюдение и коррекция самообучения малыша;
- для каждого возраста детей есть свои специальные развивающие игры и упражнения;
- дети самостоятельно оценивают свои успехи и достижения.
- Домана – основателем данной методики является Глен Доман (американский врач), ее суть состоит в том, что ребенка следует развивать до трех лет:
- физическое развитие ведется за счет предоставления полной свободы передвижения и специальных гимнастических упражнений;
- преобладание зрительного опыта через слуховое восприятие (карточки Домана).
- Никитиных – эта развивающая система придумана и разработана русскими педагогами Никитиными, и заключается в игровой практике:
- всестороннее развитие через игру;
- ребенок сам выбирает время обучения какому-либо навыку;
- нет строгого расписания занятий;
- простор для творческих способностей;
- возможность самосовершенствования;
- физическое воспитание с помощью спортивных упражнений, правильного питания, закаливания всего организма.
Как видно, методики хоть и различаются между собой, но также имеют много общего. Каждое методическое направление помогает малышу в 5 месяцев всесторонне развиваться.
Как правильно развивать пятимесячного ребенка: советы специалистов
Опытные специалисты склоняются к тому, что неплохо малыша развивать на основе одной методической системы, а можно совмещать сразу несколько. Но для детей в 5 месяцев все же важны социальные моменты общения с взрослыми, тем более родителями, и, конечно же, игра!
Рассмотрим, как можно разнообразить активный досуг ребенка в 5 месяцев с помощью:
- Физических нагрузок:
- занятия с большим гимнастическим мячом (помимо физической активности, улучшается пищеварительные процессы);
- активные подкидывания, подбрасывания, переворачивания малыша в воздухе (прекрасно развивается координация движений и умение поддерживать и сохранять равновесие своего тела);
- водные процедуры – помогать ребенку делать гребные движения;
- ежедневный массаж всего тела.
- Игровых занятий:
- «брось – поймай» – для данной игры лучше использовать любую мягкую игрушку небольшого размера. Суть ее состоит в том, чтобы малыш не только смог бросить игрушку, но и сумел ее поймать (или хотя бы сделал попытку этого – протянул ручки, сделал хватательные движения в сторону интересующего предмета);
- «ку-ку» – попеременно платочком закрывайте лицо ребенка или свое лицо, «ку-ку» следует говорить, когда взгляд малыша встретиться с вашим;
- «попробуй, достань» – малыша выкладывают на животик, а перед ним на некотором расстоянии положить яркую игрушку, его задача достать ее ручкой.
- Игрушек из подручных средств:
- подвесной мобиль – для этой конструкции можно использовать нитки пряжи и деревянные палочки, на них подвесить конфетные фантики, яркие коробочки с вложенными в них бусинами, колокольчики и т. д.;
- развивающий игровой коврик – на любой мягкий материал самостоятельно нашиваются цветные лоскутки из материала различной фактуры – шерстяные, меховые, шелковые, целлофановые (на его мягкой поверхности дети могут ползать, переворачиваться, без ущерба для своего здоровья);
- кубики разных цветов, размеров и фактуры, которые можно сделать самим из картонных коробок разных размеров (их достаточно склеить, чтобы коробка в процессе игры не раскрывалась), можно в каждую коробочку-кубик положить небольшую бусину или пуговицу, которая при движении будет издавать звук;
- шелестуны – изготавливаются из шелестящих конфетных фантиков, которые связываются между собой в форме бабочки или цветка (малыш будет стремиться их потрогать и помять, чтобы услышать новый шелестящий звук);
- банки-погремушки – в маленькие закручивающиеся баночки (можно из-под детского питания) поместить яркие пуговицы крупного размера, данную конструкцию используют в качестве разбирающейся погремушки.
Развивая способности своего малыша в 5 месяцев, родители не должны забывать и об увеличении его словарного запаса. Для этого специалисты рекомендуют озвучивать все свои действия, называть предметы, которые даются ребенку в руки, рассказывать ему сказки и потешки, петь колыбельные и веселые детские песенки.
Блог о беременности и воспитании ребенка
- Планирование беременности
- Беременность
- Питание
- Здоровье ребенка
- Отдых и развитие ребенка
- Пособия
Развитие ребенка в 5 месяцев. Учим ползать и сидеть малыша
Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления полученных ранее навыков. Малыш продолжает осваивать способность смеяться, лепетать и постепенно эти умения приобретают смысл. Кроха хорошо переворачивается, пробует ползать, старается сидеть и принимает разные позы.
Что умеет ребенок в 5 месяцев?
К этому возрасту малыш уже самостоятельно переворачивается со спины на животик и сам принимает удобные для игры позы. Учится ползать, активно перебирает ручками и ножками лежа на животе. Понемногу пытается сесть, опираясь рукой и стараясь выровнять спинку.
Развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему самостоятельно брать игрушки в руки и подолгу держать, изучая их. Теперь малыш узнает маму и людей, которые часто с ним бывают. Способен различать интонацию взрослых и старается им отвечать.
Грудничку очень нравятся песни, музыка и стишки которые рассказывает мама. Проявляются первые зачатки характера, например, плачет, когда забрали игрушку или кладут в кровать. Интересуется взрослой едой, тянет ручки, чтобы дали попробовать, при подобных проявлениях стоит задуматься о введении прикорма.
Помогаем развиваться ребенку 5 месяцев
Обязательные занятия с ребенком в 5 месяцев, как и прежде, остается гимнастика и физические упражнения. Это помогает укреплению мышц и учит ребенка совладать со своим телом. Разведите ручки малыша, а после аккуратно скрестите их на груди. Поднимите ручки вверх и немного приподымайте, позволяя крохе присесть.
Массаж в возрасте 5 месяцев малышу делают не только легкими поглаживаниями, но теперь добавляют пощипывания, постукивания и разминания.
Развивайте умение ползать у ребенка. Для этого положите малыша на живот и на небольшом расстоянии его любимую игрушку. Если у малыша ничего не получается, подставьте руку к его ногам, таким образом позволяя ребенку отталкиваться от вас.
Как можно больше общайтесь с малышом. Рассказывайте ему не большие истории, хвалите, говорите какой он хороший. Благодаря этому ребенок будет узнавать новые слова, и изучать интонацию.
Общаясь с крохой на мгновение замрите, позвольте малышу удивиться и заставить вновь заговорить с ним. Шепчите малышу на ухо, ведь это не только приятно, но и научит ребенка прислушиваться.
Играем в игры
С ребенком 5 месяцев можно поиграть «Как говорят животные». Если у вас есть крупные карточки или картинки с животными, показывайте малышу, озвучивая их голоса. При наличие принтера такие игры легко сделать самому. Начните с простых животных, которых малыш сможет увидеть на улице. Например, кошка, собака, голуби. В следующий раз как выйдите на прогулку и увидите этих животных, покажите их малышу.
«Как называются части тела». Сядьте перед малышом и показывайте пальцем на свои части тела, например: рот, нос, глаза, руки, ноги. После каждого названия показывайте пальчиком на эти же части тела у малыша.
Уход за ребенком в 5 месяцев
Как и прежде мы делаем обязательные утренние гигиенические процедуры. Умываем кроху, чистим ушки, носик и глазки. Осматриваем тело малыша на наличие потнички или высыпаний. Обязательно проверяем складочки на шее, ручках, ножках и за ушками на наличие опрелостей. При появлении таковых промываем и протираем складочки вазелином или детским кремом.
Начиная с 5 месячного возраста, разрешено купать малыша в большой ванне. Обязательно обзаведитесь нескользящим ковриком или кругом. Благодаря кругу малыш будет учиться плавать, пятимесячные детки очень любят его и из ванны их сложно вытащить.
Купать кроху рекомендуется перед ночным сном. Теплая вода успокаивает и расслабляет мышцы, позволяя крепко и быстро уснуть. Мыло и шампунь старайтесь не использовать чаще 2 раз в неделю.
Полезные советы
Прошло 5 месяцев и просто наблюдать за всем малышу стало не так интересно, поэтому опустите к нему висящие игрушки. Пусть ребенок попробует их, потрясет. Если вы видите, что к какой-то из игрушек малыш тянется, но она не опускается, то лучше ее убрать совсем.
Рюкзачки для деток: Это очень удобное приспособление, с помощью которого вам будет легче брать с собой малыша на прогулку. Лучше, чтобы рюкзачок крепился спереди. Так ребенок будет видеть ваше лицо, а вы меньше переживать.
Смена обстановки должна сопровождаться разговорами. Не задумывайтесь о том, что с ваших слов малыш понимает. Разговоры при смене места, переодевании, купании, кормлении помогут подготовиться к предстоящим событиям.
Подавайте сигналы: Протянутые к малышу руки говорят о том, что вы собрались его брать. Со временем ребенок начинает реагировать и сам тянется к вам.
Время на игры
Не перестаем удивляться: Ваш ребенок с радостью сменит дорогую игрушку на простую кастрюлю. Детки очень уж любят постучать со всех сторон, тем более крутить такую посуду можно очень долго.
И девочки, и мальчики любят зеркало: Большое зеркало в вашем доме станет для малыша одним из любимых предметов. Станьте с ребенком так, чтобы его было видно во весь рост. Рассматривайте изображение вместе, проговаривая, кто где.
Оставляйте возле ребенка несколько игрушек. Он научится их отличать друг от друга и определит любимую.
Матрешки или неваляшки? Куклы-неваляшки представляют для маленьких деток особый интерес, ведь после падения они возвращаются в исходное положение без помощи посторонних.
Качели: Посадите ребенка в домашние качели, убедитесь, что он сидит надежно. Когда качели отдаляются от вас, скажите: «Пока», а когда возвращаются – «Привет». Сейчас ваше чадо еще не понимает значения этих слов, однако уже слышит, что они разные и догадывается, что и обозначают разные действия.
Прислушайтесь. Детки в пять месяцев уже некоторые звуки произносят весьма отчетливо. Повторите то, что говорит ваш ребенок, и дайте почувствовать вибрацию вашего голоса. Для этого возьмите крохотные пальчики и положите на свои губы.
Погремушки – не модно? Некоторые родители твердят, что погремушки уже отходят в прошлый век. Это величайшая ошибка. Детки, играя с погремушками, учатся понимать, что действия, которые они совершают, приводят к результату. Потрясли погремушкой – появился звук. Такие игры не просто приносят радость, но и положительно влияют на двигательные навыки малыша.
Работаем над координацией без остановки
«Какие мы большие». Сядьте напротив ребенка, поднимите руки и скажите малышу «Ты такой большой!». Затем покажите, какой он был маленький. Если во время таких ваших действий ребенок будет смеяться, значит, игра ему точно пришлась по вкусу.
Прыгаем все вместе: Веселые песенки, мелодии или просто стихотворенья – повод для движения. Особенно нравиться бодрствовать малышу на коленях у мамы или папы. Можете использовать для этих развлечений песенки с сюрпризом. Найти слова таких песенок в интернете – проще простого.
«А я уже встаю». Интересно, но даже в таком возрасте детки уже пытаются встать. Задание это сложное, поэтому со стороны выглядит нелепо и мило. Сначала малыш пытается распрямить коленки. Если вы видите, что он хочет встать, то возьмите его под мышки и помогите. Мышцы ребенка сейчас еще совсем слабые и без сторонней помощи он быстро устанет.
Яркие «висюльки». Это могут быть пластмассовые кольца или похожие предметы. Малыш непременно попытается потянуться к этим предметам, если вы повесите их у кроватки.
Отдыхаем на природе. Вероятнее всего, ваш ребенок уже покорил перевороты со спинки на живот и обратно. Возьмите одеяло и в хорошую погоду пойдите на природу. Постелитесь на травке, на участке с небольшим уклоном. Положите малыша на край одеяла и немного помогите ему, показывая направление, в котором нужно перевернуться.
Сажайте ребенка в спасательный круг. Интересное решение, правда? Такой круг поможет уберечь ваше маленькое чудо от нелепых падений и ушибов.
Учимся принимать решения
Старайтесь давать малышу в две руки разные игрушки. Меняйте предметы. Через некоторое время вы заметите, что малыш сам пытается перекладывать игрушки с одной руки в другую.
Бросайте мячик: Пусть ребенок следит за вашими движениями. Можете закинуть мяч под стул так, чтобы он ударился и появился обратно. Следит ли малыш за мячом?
Рисуйте лица. Вам не обязательно быть художником, достаточно уметь изобразить рожицы с разными эмоциями. Рисуйте на картоне, к нему прицепите ткань, которая будет закрывать «лицо». Поднимайте ткань, показывая малышу разные эмоции. Понаблюдайте, одинаково или по-разному ребенок реагирует на печальную и веселую рожицу. Возможно, «кто-то» ему нравится больше?
Повседневные задания
Кормление
Чтобы отвлечь малыша от ложечки, которой кормите его вы, дайте ему в руки другую. Конечно, кушать самостоятельно ребенок еще не начнет, но если крохотные ручки уверенно держат предмет, то это уже большое достижение. Удивительно, но вашему маленькому сокровищу может понравиться пить из стакана или чашки.
Озвучивайте части тела. Любые действия сопровождайте разговором. Можете поэкспериментировать. Говорите-говорите, а потом остановитесь и пусть на вашем лице совсем не будет эмоций. Возможно, ребенок, наблюдая за этим, попытается сам «заговорить».
Корабли в гавани. Берите с собой кораблики, когда будете купать ребенка. Пустите их в ванночку, это предоставит малышу большое удовольствие. (Самодельные корабли из пластмассовых коробочек тоже подходят).
Время на отдых
Нежные хлопки. По поведению малыша можно заметить, что он устал. Если так, то возьмите ребенка на руки, прижмите к себе и легонько похлопайте по спинке. Такое действие поможет ему расслабиться. Прошепчите малышу на ушко стишок или просто поговорите с ним. Это поможет наладить более близкий контакт.
Лучший подарок для ребенка сейчас – мама, готовая его колыхать, петь песенки и просто быть рядышком.
К пяти месяцам малыш уже многому научился, он активно натренировал мышцы рук и ног, стал гибким, что позволяет ему активно изучать свое тело и окружающие его предметы в зоне досягаемости. Вам, как родителям, важно поощрять любознательность крохи и помогать ему в освоении новых навыков.
Как развивать ребенка в 5 месяцев
Все занятия и развивающие игры важно проводить с ребенком, когда он сытый, довольный и здоровый. Тогда они принесут наибольшую пользу. Если кроха нездоров, капризничает или ему не нравится новая забава – не стоит усердствовать, отложите занятия до лучших времен. Основное, чему нужно постепенно учить ребенка в 5 месяцев – это освоение новых навыков. Сейчас он может длительно держать голову, опираясь на предплечья, манипулирует ручками, переворачивается с живота на спину и обратно. В период пребывания на животе, можно постепенно в этом месяце подготавливаться к будущему ползанию. Формирование навыка проходит небыстро, и родители могут существенно помочь в этом ребенку, чтобы навык в дальнейшем развивался скорее. Начнем с того, как увлечь ребенка в 5 месяцев, чтобы он делал попытки ползти? Обычно дети этого возраста уже проявляют живой интерес к разным игрушкам, вещам и предметам (телефон, пульт от телевизора и тд). Положите перед крохой вожделенный предмет на расстоянии чуть дальше его вытянутой ручки, а под ножки подставьте опору своими руками. Малыш будет делать попытки дотянуться до предмета, отталкиваясь ножками от ваших рук. Таким образом он будет понимать механизмы ползания и постепенно укрепит те группы мышц, которые необходимы для дальнейшего ползания.
Есть много вариантов, чем занять ребенка в 5 месяцев – это могут быть музыкальные мобили в кроватке, крупные игрушки со звуком и светом, которые привлекают внимание и развивают. Также можно почитать полезные материалы в журналах и интернет, чтобы решить — чем заниматься с ребенком в 5 месяцев. важно равноценно развивать все органы чувств – как слух и зрение, так и осязание и вкус. Давайте ребенку в ручки предметы разного типа – мягкие, твердые, мешочки с крупой (рис, горох, фасоль). Проводите по коже разными предметами – холодными, теплыми, шершавыми, гладкими. Это дает новые знания и ощущения. Можно проводить различные развивающие занятия для детей 5 месяцев. Это могут быть специальные коврики с дугами и подвесками, стимулирующие сразу несколько органов чувств. Полезны занятия в воде, во время купания, позволяйте крохе свободно плавать в ванне, поддерживая головку или надев круг для купания. Полезны будут погремушки из нескольких звеньев, разные по цвету и звуку, мягкие кубики с боками разной фактуры.
Игры с ребенком в 5 месяцев
Многие родители думают, что в этом возрасте нет особой необходимости в играх с детьми – малыши ведь еще мало что понимают. Но это неверные представления, дети обучаются новым знаниям именно через игру. Если вы не знаете, как играть с ребенком в 5 месяцев, можно начать с простого – пальчиковые игры, стихи и потешки, которые сопровождаются вашими действиями – будут отличным развлечением. Дети обычно очень радуются, когда слышат знакомые им слова, сопровождаемые действиями. Полезными будут и развивающие игры для детей 5 месяцев. такими играми могут стать простые варианты – «ку-ку». Когда родители подходят к крохе, дают ему возможности пообщаться, а потом прячутся за кроватку, закрывают лицо руками или надевают маску. Малыш будет искать их взглядом, если они прячутся, или изменять мимику и звуки — если лицо родителей пропадает.
Можно играть с малышом пальчиковой куклой. Держа ее перед лицом крохи говорите от ее имени, трогайте кроху куклой, показывайте простые действия – это забавляет и развивает кроху, тренирует его внимание. Можно показать ему крупные фигурки 2-3 животных и голосом продемонстрировать – кто как «говорит». Можно использовать кошечку, собачку и коровку – такое занятие полезно для стимуляции памяти.
Еще один важный вопрос — какие игрушки нужны ребенку в 5 месяцев? важно помнить, что для крохи сейчас игры с родителями и общение главнее игрушек, и не стоит покупать ему много разных предметов. Полезными будут мобиль к кроватке, подвеска с погремушками и пара ярких и удобных для ручек гремящих игрушек. В этом возрасте игрушки для девочки 5 месяцев или мальчика существенно не отличаются, если вам хочется – разница может быть только в цветовом решении. Принципиальной же половой разницы в выборе игрушек для пятимесячного крохи нет, в этом возрасте разделение на машинки и куклы пока не актуально.
В возрасте 5 месяцев ваш малыш уже многое умеет.
Психомоторное развитие ребенка в возрасте 5 месяцев
• Ребенок может переворачиваться с животика на спинку (или со спинки на животик),
• Приподнимается с опорой на ладони;
• «Обнаруживает» ножки и начинает играть со стопами – щупает, пытается тянуть в рот большой палец;
• Громко смеется; может визжать от восторга;
• Начинает лепетать (произносит первые слоги); появляются гортанные звуки в гулении;
• Свободно определяет источник звука, поворачивает голову;
• Некоторые малыши делают первые попытки сесть или ползти.
Развитие ребенка в возрасте 5 месяцев
Чем занять кроху в 5 месяцев:
Не забывайте почаще общаться с малышом.
• Для пятимесячного малыша игрушки должны быть небольшие, чтобы их удобно было взять в ручку, и легкие. Хороши игрушки из природного материала: деревянные, из натуральных тканей. Знакомьте ребенка с разными фактурами. Если вы можете смастерить игрушку для малыша самостоятельно – тем лучше. Никакая покупная погремушка, даже самая лучшая, не сравнится с игрушкой, сделанной родителями с любовью для своего крохи.
• Повремените с мягкими игрушками, как бы вам не хотелось украсить ими детскую комнату. Они собирают пыль, быстро пачкаются, а малыш будет тянуть игрушки в рот. Зато отлично подойдут в этом возрасте вязаные игрушки. Их можно набить разными наполнителями: крупой, фасолью, ватой, – это позволит малышу тренировать пальчики. Научиться вязать игрушки достаточно легко: теме “вязание детям” посвящено много страниц как в журналах по рукоделию, так и в интернет – порталах.
• Для тренировки слуха уже нужны музыкальные игрушки. Это могут быть не только погремушки, но и самодельные «тарахтелки», свистульки.
• Продолжайте играть с зеркалом. Показывай малышу его и свое отражение, объясняй, где носик, ротик. Приговаривайте при этом потешки, хвалите и восхищайтесь малышом.
• Поощряйте двигательную активность малыша. В положении лежа на спинке, подставьте свою ладонь к стопам ребенка и слегка подтолкните, заставляя согнуть ножки в коленях. Затем поочередно подталкивайте каждую ножку, чтобы малыш прополз вперед несколько сантиметров. Заинтересуйте ребенка ощущениями от нового навыка и он будет пытаться ползать сам.
• Кладите игрушку в поле зрения ребенка, но так, чтобы он не смог сразу до нее дотянуться. Пусть малыш делает попытки добраться до желаемого объекта.
• Если малыш сам не делает попыток сесть, ни в коем случае не усаживайте его, даже при наличии опоры. Ребенок сам даст вам понять, когда его позвоночник будет готов к новой нагрузке. А «показать мир» можно, если носить малыша на ручках в положении вертикально спиной к себе.
• Показывайте первые книжки с крупными, яркими, четкими картинками. Называйте изображенные предметы. На картинках с животными показывайте, где у зверюшки носик, глазки, ротик.
• Можно предложить малышу порисовать пальчиковыми красками. Предложите поочередно одну – две яркие краски, окуните пальчики крохи в краску и проведите ими по бумаге. После нескольких уроков ребенок научится делать это сам.
• Поиграйте в прятки. Выберите время, когда ребенок будет в хорошем настроении. Привлеките внимание малыша, закройте свое лицо ладонями или полотенце и скажите «где мама?» Малыш удивится. Скажите «ку-ку», откройте лицо и улыбнитесь. Обычно детки радостно смеются, увидев маму и поняв смысл игры.
• Когда ребенок проявит интерес к своей ножке, можно надеть на ножку малышу погремушку или яркий носок, привязать ленточку. Ребенок будет тянуться к игрушке.
Эти игры будут интересны вашему малышу и помогут в его дальнейшем развитии.
«Хватай и тяни». Любая часть вашего тела превращается в желанную игрушку. Когда мои дети учились разрабатывать пальцы, избрав для этого волосы у меня на груди, я вскрикивал: «Ой!», и их личики освещались восторгом от осознания собственного достижения. В этом возрасте малыши могут дотягиваться до бутылочки или груди матери и держаться за них во время кормления.
Из дневника Марты: «Мэтью теперь хватает меня за нос, подбородок, губы. Он старается, ухватившись за подбородок, подтянуть его вниз, к себе, и присасывается к нему ртом. Ему ужасно нравится все это проделывать».
Игра в кубики. Для этого возраста нет лучшей игрушки, чем кубики. Вот какими должны быть кубики:
- небольшими — около 1,5 дюйма (4 см), чтобы легче было удерживать их в руке
- яркими и контрастными: красными, желтыми, голубыми, зелеными и т.д.
- деревянными
Посадите малыша в детское кресло, обложив с боков подушками, поскольку он еще довольно мал для того, чтобы сидеть прямо без поддержки. Положите кубик на подставку или на стол перед ребенком и понаблюдайте за его очаровательными движениями при игре. Вот он захватывает кубик всей пятерней, ласково поглаживает его, изучает, перекладывает из руки в руку и, наконец, подносит ко рту. Скоро он научится стучать по кубикам, бросать их или складывать. Пока же он снова и снова перекладывает кубик из руки в руку.
Начинать лучше с одного кубика, чтобы дать ребенку время привыкнуть. Потом положите перед ним еще один и посмотрите, как малыш, держа один кубик в руке, будет стараться схватить новый другой рукой. Он смотрит на руки, в каждой из которых по кубику, и как бы раздумывает, что же делать дальше. Возможно, он начнет стучать ими друг о друга. Через месяц он научится откладывать один кубик, чтобы взять другой. Из игры с кубиками малыш может научиться многому. Ему удается проделать с ним все, что он хочет, и это поощряет его к освоению более сложного навыка — он учится брать предметы с помощью только большого и указательного пальцев. Эта способность будет оттачиваться в течение последующих нескольких месяцев.
Забавы за столом. Сядьте к обеденному столу и возьмите на колени малыша. Позвольте ему немного поиграть с салфетками и ложками.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Не позволяйте ребенку дотягиваться до опасных предметов на столе и брать ножи, вилки. Держите также подальше от малыша горячую еду и напитки. Если ребенок все-таки случайно схватил какой-ни- будь острый предмет, не старайтесь отобрать его, вытаскивая из крепко сжатой руки. Это может привести лишь к тому, что ребенок сожмет кулачок еще сильнее и в результате порежет руку. Вместо этого слегка похлопайте его по тыльной стороне кисти руки и по запястью. Это помешает малышу крепче зажать нож в руке или начать им размахивать. Постукивая одной рукой по тыльной стороне кисти, другой осторожно разжимайте пальцы, чтобы нож просто выпал.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. Кубики и шары должны быть диаметром не менее 1,5 дюйма (4 см), чтобы малыш не мог их проглотить.
Игры с подушкой. Начиная с 5 месяцев, мы обычно рекомендуем игры с различными подушками — цилиндрическими или клинообразными (в форме треугольной призмы).
Можно использовать остатки поролона, придав им соответствующую форму и обшив материалом с контрастным узором, лучше в черно-белую полоску.
Цилиндрические подушки (валики) диаметром 7-10 дюймов (18-25 см) и около 2 футов (60 см) в длину — хорошие приспособления, с помощью которых ребенок может выполнять массу интересных упражнений. Например, можно положить малыша животом на валик и, поддерживая за ножки, покатать на нем (игра в «тачку») или, усадив ребенка на валик верхом, понаблюдать, что он придумает в новом положении. Он может толкать себя вместе с валиком, чтобы дотянуться до игрушки на ковре, или покататься на нем взад — вперед, помогая себе ногами.
Клинообразные подушки (в виде треугольной призмы) могут послужить опорой для груди ребенка, позволяя ему свесить голову за край подушки и поиграть с находящимися рядом игрушками. Для детей этого возраста используйте подушки высотой от 3 до 4 дюймов (8-10 см).
Из дневника Марты: «Мэтью по-прежнему очень расстраивается, когда лежит на животике и понимает, что смог бы двигаться, если бы ему удалось оторвать животик от поверхности. Он размахивает ручонками, дергает ножками, но это ничего не дает. Вот почему, я думаю, он так любит поролоновые подушки и валики — ведь они по крайней мере позволяют приподнять животик над поверхностью, а это дает малышу ощущение движения вперед».
Опустите двигающиеся игрушки: Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.
Детский рюкзачок: Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.
Посадите малыша к себе на спину: Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).
Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки: Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.
Протягивайте руки навстречу малышу: Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом «Оп!» Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.
Блестящая кастрюля: Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся «игрушки» взрослых.
Перед зеркалом: Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.
Несколько игрушек в детской кроватке: Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.
Куклы-неваляшки: В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.
Детские качели: Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.
Потрогай звук: Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.
Погремушки: Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.
«Вот какой ты большой» Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой ты большой!» Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.
Веселые прыжки: Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.
Раз-два встали! Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.
Прикрепите кольца к детской кроватке: Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.
Вниз под горку: Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.
Спасательный круг: Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.
По игрушке в каждой руке: Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.
Игра в мяч: Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.
Нарисованное лицо: Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.
Карусель: Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы — с одной стороны веселую, а с другой — печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?
Исчезающий мяч: Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.
Дайте ребенку ложечку: Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.
Дайте ребенку чашку: Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2-3 капли и дайте подержать ее своему малышу.
Называйте части тела ребенка: Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.
Застывшее лицо: Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.
Кораблик в детской ванночке: Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.
Ласково похлопайте малыша: Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.
Разговор шепотом: Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.
Укачивание: Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе и качают. Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.
обожаем мягкую книжку с шуршащими страницами 🙂
еще подвешиваю игрушки мягкие на веревку, закрепляю веревку на полотке чтобы игрушка лучше раскачивалась, детю нравится
Девочки,посоветуйте.Нам уже 5,5 месяцев.Мобиль нас увлекает на 10 минт по утрам,коврик тоже не особо уже интересен,минут на 30 в лучшем случае.Погремухи любим повертеть,да пожалуй и все.Какие игрушки малышу сейчас интересны?
Моя любила смотреть как я готовлю: пеленальная доска на столе на кухне — ребенок на нее на живот и готовим вместе: я всё рассказываю, песенки пою, водичка льется, шкварчит, варится на плите.
Как на дачу переехали — целый день на свежем воздухе валялась.
турничок, развивающая дуга. но это до того момента, как ребенок научится переворачиваться и начнет уползать, ему станет интереснее «жизнь на животе», так что в вашем возрасте я бы уже не тратилась, это максимум на месяц
мы в вашем возрасте купили кубики FP, баночки из под прикормов с крупами давала разные
Вообще, помню тот возраст, действительно, погремухи-мобиль неинтересны, а всякие хорошие игрухи — в основном для сидячих деток 🙁 Жесть была, сама подобную тему создавала
Во, еще книжки посмотрите, мы не покупали, но потом столкнулась с сиим советом, всякие шуршащие и т.п.
да, да у нас до сих пор книжка 3D Tiny Love в любимых, как раз с 4,5 мес. где то. love:
В какие развивающие игры играть с ребенком? Предлагаем варианты
Елена Смирнова зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО,
профессор, д. психол. н.
- Навыки ребенка в 6 месяцев
- Развитие ребенка с помощью игр
- Игры, способствующие психоэмоциональному развитию
- Игры для развития координации
Навыки ребенка в 6 месяцев
В этом возрасте ребенок умеет уже очень много. Он уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, облокачиваться на одну руку, хватая другой игрушку, держаться пальчиками за руку взрослого, а некоторые дети в 6 месяцев могут уже сидеть. Малыш, скорее всего, пытается ползать на четвереньках, приближаясь к интересующей игрушке. А если взять его за подмышки, он будет упираться и отталкиваться ножками, как бы пританцовывая. Возможно, дитя пытается самостоятельно встать, держась за край кроватки. Шестимесячный ребенок изучает игрушку, ощупывая ее, а если игрушку спрятать, начнет искать. В этом возрасте малыш умеет самостоятельно играть до 10-15 минут, но с родителями ему будет интереснее.
Ребенок меньше кричит и плачет, теперь он пытается взаимодействовать с взрослыми с помощью лепета. Может создаваться впечатление, что малыш уже произносит слова, но это не так. В этом возрасте дети успешно имитируют взрослую речь, но смысловой наполненности в лепете пока нет. При этом малыш пытается понять смысл сказанного вами, например, он может найти взглядом вещь, о которой говорится, узнать по голосу отца и мать. В детском мышлении появляется первичное понимание о причинно-следственных связях. Он знает, что если нажать на кнопку – заиграет музыка и т.д. Малыш начинает интересоваться функциями и качествами окружающих предметов и просит показать их у взрослых.
Развитие ребенка с помощью игр
Стимулировать развитие навыков и умений малыша лучше всего с помощью игр. Например, развитие речи можно поддерживать с помощью красочных книжек, которые содержат не только картинки, но и короткий текст. Читайте детям вслух, это поможет малышам раньше заговорить.
Важно начать развивать мелкую моторику рук. Тут помогут игры с коробочками или формочками, матрешками. Вложите ребенку в ладошки небольшой шарик, размером 5-6 см в диаметре, своими руками сожмите его руки с шариком внутри и покатайте его там. Поможет развитию мелкой моторики рук сжимание специальной игрушки-пищалки и игры со спиральками, по которым нужно двигать фигурки.
Игры, способствующие психоэмоциональному развитию
Знакомая всем с детства игра в ладушки не потеряла актуальности. Она способствует и развитию мелкой моторики рук, и появлению причинно-следственных связей.
Развитию речи поспособствует игра «Разговор с чашкой». Для нее нужно собрать вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося каждую ко рту, произнесите какое-то слово (например, имя ребенка). Малыш обратит внимание, что слово каждый раз звучит по-разному, а чем чаще будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Причинно-следственные связи поможет постичь игра с шариком, наполненным водой. Для этого наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Сжимайте и разжимайте шарик, чтобы малыш увидел, как меняется его форма, а затем дайте ребенку самому поиграть с ним. Экспериментальным путем дитя выяснит, что шарик подпрыгивает, когда его бросают, и качается, когда его вертят.
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяйте ложкой по каждой за них, чтобы бутылки издавали разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и захочет присоединиться к игре.
Научите ребенка разбираться с проблемами тоже можно с помощью игр. Например, когда ребенок держит в обеих руках по игрушке, предложите ему третью. Поначалу он будет пытаться схватить ее, не освобождая рук, но скоро поймет, что это невозможно и сначала нужно выпустить хотя бы одну игрушку из рук.
Если спрятать любимую игрушку под одеяло, оставив видимой какую-то ее часть, малыш схватит ее за ту часть, которую увидит, а через какое-то время научится стаскивать с игрушки одеяло.
В возрасте 6 месяцев уже можно давать ребенку доску для игр, поместив на нее любимые игрушки малыша и те предметы, с которыми удобно обращаться.
Игры для развития координации
Медленно и внятно расскажите ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите фразу «Птички полетели», аккуратно поднимите руки малыша наверх и хлопните в ладоши. Через какое-то время он начнет ждать этого момента и заранее смеяться, а в дальнейшем и сам начнет хлопать в ладоши.
Ребенок будет учиться сохранять равновесие, если папа или мама посадят его на плечи и слегка пораскачивают. Малыш начнет контролировать свои движения, а кроме того, увидит мир с новой точки зрения.
Поможет развитию координации и покачивание малыша на ноге. Для этого сядьте на удобный стул и посадите малыша на ногу. Возьмите его за руки и начните покачивать ногой в такт какой-нибудь песенке.
Если ребенок уже учится ползать, соорудите для него полосу препятствий из нескольких подушек в разноцветных наволочках. Пускай малыш попытается перебраться через них.
Если ребенок не хочет ползать, можно подтолкнуть его к этому с помощью крутящегося шарика. Начните медленно вращать шарик на некотором расстоянии от ребенка, привлекая его внимание. Скорее всего, малыш заинтересуется и подползет поближе к шарику.
Поиграйте с мячиком, посадив ребенка на пол и начав катать перед ним мячик туда-обратно. Чтобы ребенку было веселее, пойте ему какую-нибудь песенку.
Игра в туннель поможет развитию не только координации, но и мыслительных навыков, пространственному ориентированию, решению задач. Чтобы построить туннель, вам понадобятся картонная коробка и небольшое детское одеяло. Обрежьте коробку с двух сторон, сделав туннель. Положите малыша на пол с одной стороны этого туннеля. Перейдите на другую сторону туннеля и позовите малыша. Когда он заберется в коробку, завесьте ваш конец туннеля одеялом, чтобы малыш не видел вас, а потом протяните руку к ребенку и потяните его к себе, чтобы он пролез на вашу сторону.