Авторские методики развития детей

1. Методика Марии Монтессори

Одна из самых известных методик зарубежных авторов, ее создала Мария Монтессори, врач, педагог, психолог. Девиз методики – «Помоги мне сделать самому», то есть воспитание ребенка таким образом, чтобы он мог и умел выполнять поставленные задачи самостоятельно, а задача родителей – поддержать и направить его. Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его не нужно сравнивать с другими детьми или общепринятыми нормами. Система Монтессори предполагает отсутствие принуждения, критики или вмешательства посторонних взрослых. Ребенок должен сам захотеть подражать взрослым и выполнять требуемые действия, так что педагог руководствуется именно потребностями ребенка, а не пожеланиями родителей. Какой маме не хочется, что ее ребенок чуть ли не в год начал читать? Но ведь нужно учитывать и возможности самого ребенка.

Группы в школах по методике Монтессори могут состоять из детей разных возрастов, при этом взрослые помогают пройти каждому малышу свой путь становления и развития. Без скандалов, критики, грубого вмешательства и изучения предметов, не соответствующих возрасту, ребенок расцветает. Весь игровой материал и пособия доступны детям, малышей приучают к самостоятельности через освоение первоначального опыта, это дисциплинирует и помогает в дальнейшей жизни. Разностороннее раннее развитие ребенка по методике Монтессори придется по душе многим мамам.

2. Методика Макаренко

Антон Семенович Макаренко – педагог-гуманист, который воспитывал «трудных детей» в коллективе. Макаренко был сторонником раннего развития, он говорил, что главное не упустить ребенка, ведь заниматься перевоспитанием куда сложнее. Решающий фактор в воспитании – пример родителей, ведь для ребенка важны не только поучительные беседы, но и то, как ведут себя взрослые. Трудовое воспитание Макаренко базируется на том, что у ребенка должно быть любимое дело, с помощью которого он будет познавать мир, одновременно малышу прививается умение работать в коллективе – он не будет замкнутым одиночкой.

В то же время плодами своего труда дети могут распоряжаться самостоятельно, родители могут поощрять его, хвалить за достижения, а вот неудачи, наоборот, закаляют характер, поэтому трястись над ребенком, который набил первую шишку на лбу, не нужно. Обязательно соблюдение режима – в этом отношении авторитет родителей должен быть непоколебимым. Когда ребенку исполняется 2-3 года, родители должны уметь твердо ответить «нет» и настоять на своем, чем-то методика напоминает французскую систему воспитания. Раннее развитие начинается в группе: дети учатся сотрудничать и познавать мир вместе.

Николай Зайцев – известный педагог-новатор, предложивший особую систему развития, согласно которой малышей учат говорить и читать с раннего возраста. Для этого созданы учебные пособия, но не с буквами, а со слогами и даже готовыми словами. Некоторые кубики издают звуки, которые ребенок может повторять, а если их потрясти – даже шум будет отличаться: так ребенок впервые узнает о глухих и звонких звуках. Малыш одновременно может подражать взрослым, осваивая навыки речи, и запоминать написание, играя в кубики.

Обучение проводится в игровом режиме: дети поют, танцуют, прыгают, играют, но в процессе познают окружающий мир. Для уроков математики Зайцевым были разработаны специальные таблицы, музыкальные инструменты, даже паззлы и картинки могут служить учебными пособиями. Начинается обучение как можно раньше, годовалые дети одновременно осваивают разговор и чтение, но оптимальный возраст все же после 3 лет.

4. Методика Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили – известный педагог, создавший собственную методику. Он утверждает, что воспитание может быть традиционным – по традициям семьи, стихийным – как получится, идейное и системное. Именно системное развитие является наиболее гармоничным. Прежде всего, определите для себя, кем вы видите своего ребенка, каким хотите его воспитать, какой подход для вас наиболее приемлем, соответствует ли ваш личный пример тем догмам, которые вы хотите внушить чаду. Зачастую именно в семье закладываются основы развития личности: задача родителей – научить малыша всему личным примером, всячески помогать ему в покорении новых вершин, радоваться вместе с ним, в то время как обычные детсады и школы попросту уравнивают учеников «под одну гребенку».

Интересно, но в 70-х годах Амонашвили верили немногие, ему дали самую отстающую школу в Москве, где училось немало «двоечников». Всего за два года школа стала образцовой, «недоразвитые и отстающие» исчезли. Шалва Александрович ответил, что детей нужно любить, заниматься с ними, открывать их таланты – тогда они расцветут. Откажитесь от критики и строгого оценивания, дайте своему ребенку поддержку и любовь, он должен чувствовать себя достойным и верить в себя – тогда у него все получится.

5. Методика Жан Ледлофф

Современная, но достаточно противоречивая методика, ее автором стала женщина-француженка, которая три года прожила в племени екуана. Она настаивает, что ребенок вырастет счастливым только если он постоянно находится рядом с родителем. До года родители практически неразлучны с ребенком, постоянно носят его с собой, повзрослевшие дети ухаживают за младшими. Индейцы с малолетства приучают своих потомков к труду, внушают им уважение к природе. Индейские мамы спокойные, они занимаются своими делами, но всегда готовы прийти на помощь ребенку, поддержать и помочь ему.

Если мама дарит заботу, папа учит ребенка быть независимым, обучает новым искусствам и труду. Одобрение папы заработать куда сложнее, дети это понимают, поэтому стараются еще больше. Старшим детям доверяют, от возложенной на ребенка ответственности зависит и уверенность ребенка в себе. Если старшему дают понянчить сестренку, ему говорят, что он обязательно справится – так он себя и чувствует. По методике Жан Ледлофф, именно гармония взаимоотношений с родителями и природой – это первый шаг к полноценному развитию ребенка.

6. Вальдорфская методика

Считается одной из самых гуманных, поэтому ее любят многие педагоги. Главная задача этой методики – развивать способности ребенка в соответствии с его потребностями и личностными особенностями. В мире более 1000 школ, работающих по этой методике, частично ее используют и в домашнем обучении. Автором педагогики стал Рудольф Штафнер, философ и ученый, он объяснил, что не нужно торопить малыша и посягать на его личное время и пространство – детские таланты развиваются по-разному, взрослые могут разве что помочь, но не навязывать свои взгляды. Педагоги, которые являются приверженцами вальдорфской системы, знают, что каждый ребенок – личность, а значит, к его потребностям и желаниям нужно относиться с уважением.

Одновременно ведется развитие активного мышления, детям предлагаются творческие задания, занятия танцами и музыкой, а уж потом традиционными дисциплинами. Логическое мышление развивают после 10 лет, до этого малыши познают все на своем опыте. Интересно, но в детских садах и младших школах вместо игрушек используются специальные «заготовки», из которых ребенок сам может сделать себе куклу или машинку. Система оценивания сначала тоже отсутствует, словесная похвала – лучшая мотивация. Дети, которые обучаются в вальдорфских школах, творческие, эмоциональные, легко приспосабливаются к любой среде и не боятся выразить мысли и чувства.

  • Портал » Список форумовВсё о раннем развитии детейЧто такое раннее развитие? Зачем это нужно?Всё о методиках развития детей
Текущее время: Вс авг 22, 2021 2:10 pm
Форум Темы Сообщения Последнее сообщение
Методики, игры, пособия Зайцева

Все методики Зайцева. Как выбрать. Как заниматься. Какие могут возникнуть сложности и как их решать. Делимся опытом занятий по Зайцеву.

Модератор: Марина Мотина

Вт июн 28, 2016 3:33 pm

Поговорим о методиках и идеях Марии Монтессори. О Монтессори-материалах

Модератор: Марина Мотина

Вт апр 19, 2016 9:57 am

Поговорим о системе Никитиных. Не только об их развивающих играх, но и о новом отношении к детям и детству вообще

Модератор: Марина Мотина

Пт ноя 06, 2015 6:26 pm

Поговорим о методиках Глена Домана

Модератор: Марина Мотина

Сб ноя 08, 2014 11:35 am

Здесь можно обсудить книги, игры и другие методики Лены Даниловой

Модератор: Марина Мотина

Вт янв 17, 2017 10:56 pm

Плюсы и минусы различных методик развития детей. Обсуждаем методики Лупан, Тюленева, Сузуки, Железнова, вальдорфскую педагогику. Как заниматься по этим методикам, что делали Вы и что из этого получилось.

Любой родитель, конечно, хочет, чтобы его ребенок вырос умным и сообразительным. Сейчас для обучения малышей существует масса возможностей: развивающие клубы открывают свои двери для детишек самого раннего возраста, полки магазинов пестрят пособиями, помогающими использовать методики раннего развития прямо дома. От многообразия обучающего материала глаза разбегаются!

Я хочу поделиться с вами нашим опытом использования авторских методик. Сразу оговорюсь, что я не сторонница раннего развития детей: умение читать с рождения и считать до ста в два года — это совсем не те результаты, которых я жду от своего сына. На мой взгляд, главное – сформировать в ребенке интерес к учёбе, чтобы ему хотелось заниматься, и тогда (в свое время) он с легкостью научится и читать, и писать, и считать.

Авторские методики развития детей

Карточки, на которых нарисован и подписан предмет, дают самые широкие возможности для ненавязчивого обучения многому. Такие карточки мы купили сыну, когда ему исполнилось полгода. Я не пыталась скакать с карточками вокруг ребенка, мечтая, что он научится читать раньше, чем говорить. Мы просто развесили их по квартире, показывали и называли сыну по мере интереса. В результате, ребенок запоминает изображенный предмет и его название (заодно визуально воспринимает и написание, но акцентировать на этом внимание пока рано). Таким образом, легко выучить животных, фрукты, овощи, технику и многое другое.

В два года, пойдя на занятия в клуб, сын освоил новый вид работы с карточками: берется небольшое количество карточек 5-8, на которых изображены какие-то предметы, и их объемные аналоги (фигурки животных, игрушечная посуда, муляжи продуктов). Ребенок должен найти соответствие и расставить предметы на их изображения. Удобно брать тематические блоки: допустим, животные Севера, морские животные, столовые приборы, фрукты и т.д. Опять же акцент на написанном слове не делается, но родитель (или педагог) прочитывает его, и ребенок визуально запоминает слово.

Авторские методики развития детей

Когда у ребенка появляется интерес к буквам (у нас, например, он появился примерно в два года и девять месяцев), можно использовать другие интересные методы работы с карточками Домана. Для занятий вам понадобится обычный набор деревянных (или любых других) букв. Из них ребенок с удовольствием будет собирать слово, написанное на карточке. Визуальное изображение поможет ребенку понять, какое же слово он собрал, и сопоставить его с предметом или понятием. Еще одно излюбленное занятие моего сына к трем годам: сопоставлять отдельно напечатанное слово со словом, напечатанным на карточке с картинкой. Например, даете шесть карточек с картинками и надписями и шесть карточек с этими же словами без картинок. Сравнивая надписи побуквенно, ребенок находит пары. Такая работа закрепляет знание букв, формирует интерес к чтению.

Это интересное пособие, созданное русскими педагогами Борисом и Еленой Никитиными. Невзрачные на первый взгляд деревянные квадраты способны увлекать ребенка часами, составляя серьезную конкуренцию модным, ярко раскрашенным пазлам-владышам. Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых. И Никитины на ее основе создали более простые задания подобного типа для малышей.

Авторские методики развития детей

Мы обзавелись квадратами Никитиных к двум годам. Сейчас (нам недавно исполнилось три) уже самозабвенно собираем первую и вторую ступень самостоятельно и третью с моей помощью. Игра подходит для детей разного возраста. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Осознают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

Про применение методики Монтессори и обучение чтению по кубикам Зайцева читайте здесь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector