Аномальные дети

Каждый ребёнок с задержкой или нарушением развития нуждается в обследовании для установления причины этих явлений и их коррекции.
Проблемы неврологического развития, наблюдаемые во всех возрастах, в настоящее время считают в подавляющем большинстве случаев антенатальными. Многие проблемы выявляют в неонатальном периоде вследствие неврологических нарушений или аномалий строения. В период младенчества и раннего детства отклонения часто возникают в том возрасте, когда соответствующая сфера развивается наибольшими темпами, например двигательные проблемы — в первые 18 мес жизни, речевые и языковые проблемы — в возрасте от 18 мес до 3 лет, расстройства социализации и коммуникации — между 2 и 4 годами.

Нарушение развития может быть вызвано не только неврологическими расстройствами, но также слабым здоровьем ребёнка или же неудовлетворением физических или психологических потребностей ребёнка.

Во время клинического исследования маленького ребёнка с проблемами развития:
• Спрашивайте родителей, что ребёнок делать может, а что — нет.
• Наблюдайте за ребёнком с первого момента встречи.
• Превратите ваше обследование в забаву, оно должно восприниматься ребёнком как игра, даже если он не всегда следует вашим правилам.
• Используйте игрушки (кубики, мяч, машинки, куклу, карандаши, бумагу, мозаику, маленькие игрушки, книжки с картинками) и адаптируйте их к требованиям ребёнка.
• Формулируйте картину развития в терминах крупной моторики, зрения и мелкой моторики, слуха, речи и языка, а также социальных, эмоциональных и поведенческих. Вы должны отслеживать все эти навыки одновременно.
• По окончании обследования развития вы должны уметь описать, что ребёнок может делать, а что не может, находятся ли его способности в нормальных возрастных пределах и если нет — какие сферы развития выходят за рамки нормы.

Искомыми клиническими признаками, которые могут способствовать постановке диагноза или направлять исследование, считают:
— показатели роста — длина, вес, окружность головы в процентном соотношении;
— признаки дисморфогенеза — лицо, конечности, пропорции тела, особенности строения сердца, гениталий;
— кожа — нейрокожные стигмы, повреждения, частота питания;
— исследование ЦНС — атрофия, ненормальная осанка / симметрия, тонус мышц, глубокие сухожильные рефлексы, клонус, подошвенные рефлексы, исследование чувствительности, краниальные нервы; — исследование сердечно-сосудистой системы — нарушения связаны со многими синдромами дисморфогенеза;
— зрительная функция и глазные нарушения;
— слух — путём опроса родителей относительно слуха и языкового развития и проверки, в случае если было проведено неонатальное исследование слуха;
— показатели подвижности, ловкости, коммуникативных и социальных навыков, общее поведение;
— познавательные способности.

Многие результаты исследования можно предвидеть уже в процессе наблюдения за функциональными навыками. На выбор исследований влияет возраст ребёнка, анамнез и клинические данные. У некоторых детей не удаётся выявить никакой причины нарушений даже после углубленного обследования.

Аномальные дети

Часть жалоб родителей относительно развития их ребёнка оказываются вариантами нормы, в таком случае родителей нужно убедить в необоснованности их подозрений. Если они все же сомневаются, понаблюдайте за развитием ребёнка в течение некоторого времени.

При оценке аномального развития используется следующая терминология, хотя она иногда может сбить с толку.
• Задержка развития — подразумевает медленное овладение всеми навыками (общая задержка) либо одной отдельной сферой или областью навыков (специфическая задержка), особенно в отношении проблем развития в возрастной группе от 0 до 5 лет.
• Трудность научения — употребляется в отношении детей школьного возраста и может быть когнитивной, физической или и той и другой (комплексная).
• Расстройство — нарушение развития овладения навыками.

Далее следуют общепринятые определения:
• Нарушение — утрата или аномалия физиологической функции или анатомической структуры.
• Неспособность (недееспособность) — любое ограничение или недостаток способности вследствие повреждения.
• Физический дефект — ущербность вследствие неспособности, которая ограничивает или препятствует исполнению нормальной роли.

Термин «физический дефект» в настоящее время стараются не употреблять, поскольку это подразумевает, что личность заслуживает жалости.

Термины «трудность» и «неспособность» часто взаимозаменяемы, но трудность используют чаще в образовательном контексте (трудности в обучении).

Аномальное развитие (общее или специфическое) подразделяют на категории:
• медленное, но равномерное;
• эффект плато;
• видимый регресс.

Степень тяжести классифицируют так:
• лёгкая;
• умеренная;
• выраженная;
• глубокая.

Другие особенности задержки развития:
• разрыв между нормальным и аномальным развитием становится сильнее по мере взросления и, следовательно, более очевидным со временем;
• это может быть проявлением многообразных глубоких изменений;
• местоположение и степень повреждения головного мозга влияет на клиническую картину, т.е. проявляется специфической или общей задержкой, физической неспособностью и/или неспособностью к научению;
• может быть генетически обусловленной, важную роль играет родство;
• существует широкий возрастной диапазон, в котором приобретение навыков развития может быть нормальным. Предельный возраст ограничивает нормальные границы.

Аномальное развитие:
• Включает общую или специфическую задержку развития или расстройство, трудность обучения, повреждение и недееспособность.
• Различно по показателям движения и степени выраженности.
• Становится более очевидным с возрастом.

Появление проблем неврологического развития по возрастам:
1. Пренатальный период:
— Позитивный семейный анамнез, например больные братья и сестры или другие члены семьи; этнические факторы (например, болезнь Тея-Сакса у родителей еврейского происхождения)
— Антенатальные скрининговые тесты, например, УЗИ для spina bifida или гидроцефалии, амнио-центез для синдрома Дауна

2. Перинатальный период:
— Послеродовая асфиксия/неонатальная энцефалопатия
— Недоношенные дети с интравентрикулярной геморрагией/ПВЛ, постгеморрагической гидроцефалией
— Признаки дисморфогенеза
— Невропатология поведения — тонус, питание, движение, приступы, зрительное невнимание

3. Младенчество:
— Общая задержка развития
— Задержанное или асимметричное моторное развитие
— Зрительные или слуховые проблемы, выявленные родителями или при обследовании
— Признаки дисморфогенеза нервной системы и кожных покровов

4. Дошкольный возраст:
— Задержка развития языка и речи
— Нарушение походки
— Утрата навыков

5. Школьный возраст:
— Проблемы с равновесием и координацией
— Трудности обучения
— Контроль внимания
— Гиперактивность
— Специфические трудности обучения, например дислексия, диспраксия

6. Любой возраст:
— Приобретённые мозговые повреждения, например после менингита, травмы головы

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения.

Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом дефектологии.

Устаревшее сегодня понятие аномальные дети (от греческого слова anomalos — неправильный) включало в себя тех детей, у которых физические и /или психические отклонения приводили к нарушению общего развития. Эти дети нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, несмотря на наличие некоторого дефекта (например, потери зрения на один глаз), не относятся к данной категории.

В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности», «дети с особыми образовательными потребностями» и т.д.

Задержанное психическое развитие. В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются в дошкольном возрасте и при поступлении в школу. ЗПР проявляется в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений, в недостаточной интеллектуальной целенаправленности и т.д.

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез.

Аутизм характеризуется тремя группами расстройств:

1) нарушения в социальном взаимодействии;

2) нарушения коммуникабельности и воображения;

3) значительное сужение интересов и активности

К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации. Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.

Выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка, в соответствии с которой наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную картину своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, — порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, определяющих социальное развитие ребенка. Вторичное недоразвитие свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных психологических реакциях, неадекватно завышенной самооценке, негативизме, несформированности волевых качеств.

Отмечается также взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичные факторы. Например, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых нарушений является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект: ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, то есть в процессе преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, могут эффективно использоваться возможности остаточного слуха. Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, — пишет Выготский, — тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию». «То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено». Чем дальше разведены между собой причины (первичный дефект биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушения в развитии психических функций), тем больше возможностей открывается для его коррекции и компенсации с помощью рациональной сиcтемы обучения и воспитания. На развитие аномального ребенка оказывают влияние степень и качество первичного дефекта, время его возникновения. Характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием (F84.9) отличается от развития детей с распавшимися психическими функциями на более поздних этапах жизни.

Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора, например, заменяются интенсивным использованием сохранных.

К основным категориям аномальных детей в дефектологии относятся следующие:

1) дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые);

4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты);

5) дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с выраженными психопатическими формами поведения.

Дефект — это психический или физический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют дефекты первичные и вторичные.

Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), вызванное влиянием биологических факторов.

Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций вследствие наличия первичного дефекта (например, недоразвитие речи и мышления у глухих). То есть, вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им.

Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании. Он отличается качественным своеобразием, не являясь суммой первичных дефектов. Например, умственно отсталые слепые или слабовидящие. Развитие ребенка при данном виде дефекта искажено в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий.

Осложненные дефекты — дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство.

Дефекты могут быть вызваны как функциональными нарушениями, так и органическими. Отличие заключается в степени обратимости и возврата к норме. С этой позиции функциональные дефекты, безусловно, легче, поскольку при устранении неблагоприятных факторов и проведении коррекционной работы развитие интенсифицируется.

Аномальные дети — дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания вследствие имеющихся физических и психических отклонений, вызванных врожденными или приобретенными дефектами. Выделяют следующие категории аномальных детей:

  • • нарушения интеллекта (ЗПР — задержка психического развития, умственная отсталость);
  • • нарушения письма и речи;
  • • нарушения зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие);
  • • нарушения слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие);
  • • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • • эмоциональные нарушения и нарушения поведения (неврозы, психопатии, патологическое формирование личности, патологические реакции);
  • • начальные проявления психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, аутизм);
  • • реактивные состояния;
  • • сложные дефекты.

дети, имеющие значительные отклонения в физическом ипсихическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержкапсихического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов- зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие,оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети сосложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые идр.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклоненийв развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательногоаппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызываетотставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детейвоспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебныхзаведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта исоциальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальныхдетей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин»дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежоманомальные дети включаются в категории «дети с отклонениями»,»исключительные дети» и др.

Смотреть значение Аномальные Дети в других словарях

Дети — детей, детям, детьми (детями не прав.), о детях, ед. нет. 1. Малолетние (употр. в знач. мн. ч. от ребенок и от дитя). Спектакль для детей. Вы уж не дети! 2. Сыновья, дочери. К старику.
Толковый словарь Ушакова

Дети Мн. — 1. Мальчики, девочки в раннем возрасте, до отрочества. // разг. Детеныши животных или птенцы. 2. Сыновья, дочери (любого возраста). // Ближайшие потомки, молодое поколение.
Толковый словарь Ефремовой

Дети — -е́й, де́тям, детьми́, о де́тях; мн.
1. (ед. ребёнок). Мальчики и (или) девочки до 14 — 16 лет. Маленькие, большие д. Д. сейчас умные, развитые. Книга для детей. Воспитание детей.
Толковый словарь Кузнецова

Дети Колонистов — — потомки колонистов, родившиеся в Эстонии.
Политический словарь

Дети Оккупантов — — потомки лиц военной и гражданской администрации, родившиеся в Эстонии.
Политический словарь

Дети Боярские — (в ед. числе — сын боярский) — в Русском государстве XV- XVII вв. — служилые люди низшего разряда. При своем зарождении, в XV в. эта служилая группа была, по-видимому, составлена.
Экономический словарь

Дети Войны — ценные
бумаги компаний, занимающихся
производством оружия и боеприпасов.
Экономический словарь

Безнадзорные Дети — – дети, имеющие жилье, но по разным причинам не имеющие достаточной заботы и попечения со стороны родителей. Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением.
Юридический словарь

Беспризорные Дети — – безнадзорные дети, не имеющие места проживания.
Юридический словарь

Дети — — В настоящее время в международном законодательстве доминирует определение ребенка как любого лица моложе 18 лет. Статья 1 Конвенции ООН о правах ребенка определяет.
Юридический словарь

Дети — Жертвы Вооруженных И Межнациональных Конфликтов — экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий (дети, находящиеся в экстремальной ситуации) – это дети, нуждающиеся в заботе и помощи; — им должна быть.
Юридический словарь

Дети Боярские — — в Русском государстве XV-XVII вв. мелкие феодалы на военной службе у князей, царей, бояр, церкви. Слились с дворянством.
Юридический словарь

Дети С Ограниченными Возможностями — – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями.
Юридический словарь

Дети С Особыми Нуждами (дети Со Специальными Потребностями В Обучении) — – дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению.
Юридический словарь

Дети, Лишенные Семьи — – в соответствие со статьей 20 Конвенции, это дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения в связи со смертью родителей, отказа родителей от.
Юридический словарь

Дети, Находящиеся В Трудной Жизненной Ситуации — – дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью.
Юридический словарь

Дети, Оставшиеся Без Попечения Родителей — – дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно.
Юридический словарь

Дети, Принадлежащие К Меньшинствам И Коренному Населению — – Статья 30 Конвенции устанавливает, что дети родителей меньшинств или родителей из числа коренных народов не будут лишены права на выражение своих культурных традиций.
Юридический словарь

Дети, Проживающие В Малоимущих Семьях — – дети, живущие в семьях, доходы которой ниже прожиточного минимума.
Юридический словарь

Дети, С Проблемами В Обучении — – дети, которые испытывают трудности в процессе усвоения знаний и имеют поведенческие проблемы. Ребенок с проблемами в обучении также определяется как ребенок со специальными.
Юридический словарь

Дети, Участвующие В Боевых Действиях (дети-солдаты) — — МА осуждает как обязательный призыв детей (лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста), так и их добровольное поступление на военную службу. Данная позиция одинаково.
Юридический словарь

Дети, Уязвимые В Результате Вич/спида — Данное понятие включает детей и подростков до 18 лет, являющихся носителями ВИЧ и заболевших СПИдом; детей, ставших сиротами вследствие болезни родителей СПИДом; уязвимых.
Юридический словарь

Дети-беженцы — – Конвенция 1951 г. о статусе беженцев предлагает определение категории «беженец». Это дети и взрослые, которые «в силу обоснованного опасения преследований по причине.
Юридический словарь

Дети-жертвы Насилия — – дети, подвергшиеся и/или подвергающиеся насилию (физическому, сексуальному, психологическому насилию, оскорблениям или злоупотреблениям, отсутствию заботы или небрежному.
Юридический словарь

Дети-сироты — – дети, у которых умерли оба или единственный родитель.
Юридический словарь

Приемные Дети — – это дети, которые находятся под опекой государства или частного агентства, занимающегося усыновлением/удочерением и устройством детей в приемные семьи, но находящиеся.
Юридический словарь

Боярские Дети — — в XV-XVII вв. служилые люди низшего разряда. В XV в.- дети вольного боярства, позднее — разряд «слуг под дворским». До сер. XVI в. в силу именитого происхождения имели преимущество перед дворянами .
Исторический словарь

Дети — — евр еладим. . Семья, в которой было много детей, считалась особенно благословенной (Пс. 126:3) Бездетность была большим позором (1 Цар 1:6) В Палестине даже и доныне первый.
Исторический словарь

Анома́льные де́ти — дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей, например, нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — АНОМА́ЛЬНЫЕ ДЕ́ТИ, дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения (см. ОЛИГОФРЕНИЯ), задержка психического развития (см. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии (см. ДЕФЕКТОЛОГИЯ). Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорнодвигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметнопрактической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т.д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.

Транслитерация: anomal’nyie deti
Задом наперед читается как: итед еыньламона
Аномальные дети состоит из 14 букв

Аномальными называются дети, имеющие значительные физические и психические отклонения, вызванные врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Категории аномальных детей:

1. Дети с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие).

2. Дети с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие).

3. Дети с нарушениями интеллекта (ЗПР – задержка психического развития, умственная отсталость).

4. Дети с нарушениями речи.

5. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

6. Дети с эмоциональными нарушениями и нарушениями поведения (неврозы, психопатии, патологическое формирование личности, патологические реакции).

7. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, аутизм).

8. Дети с реактивными состояниями.

9. Дети со сложными дефектами.

Классификация аномальных детей по Усановой О.Н.:

1. Дети с отклонениями в развитии в связи с органическими повреждениями ЦНС.

2. Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью.

3. Дети с отклонениями в развитии на почве психических деприваций.

Функциональные нарушения отличаются от органических тем, что они, во-первых, легче, а во-вторых, обратимы – при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, и при проведении коррекционной работы ребенок может догнать сверстников.

Компенсация и ее факторы

Развитие аномальных детей основано на компенсации психических функций. Компенсация психических функций – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций. Выделяют два типа компенсации функций. Первый – это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия. Второй – это межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и тактильного анализаторов. В процессах компенсации важную роль играют два фактора: 1) многосторонность связей между различными отделами нервной системы; 2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от рецепторов. Пластичностью называется способность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражении. Соседние участки коры берут на себя полностью или частично функции пораженных отделов. При компенсаторной перестройке происходит прокладывание новых афферентных и эфферентных путей и образование новых связей для замещения и восстановления нарушенных функций, приобретается возможность опираться на умственные операции, логическую память, целенаправленное внимание, воссоздающее воображение, не прибегая к развернутому восприятию. Компенсаторная перестройка требует применения специальной системы обучения и воспитания.

Глухой ребенок компенсирует свой дефект зрением, благодаря которому он учится читать речь с губ, а также учится письменной речи. Глухота компенсируется также двигательной и тактильно-вибрационной чувствительностью, благодаря которым происходит постановка звуков речи и контроль за ней. Слепой ребенок компенсирует свой дефект сохранным слухом, осязанием, двигательной чувствительностью, обонянием. С помощью осязания слепой ребенок определяет форму, размеры предметов, устанавливает пропорциональные отношения. С помощью звуков дети с дефектами зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Развитый слух помогает ориентироваться в пространстве. Особый, специфический вид чувствительности слепых (слепорожденных и раноослепших) – «чувство препятствия». Это распознавание препятствий на расстоянии, без использования прикосновений. Предположительно чувство препятствия включает в себя комплекс тепловых и вибрационных ощущений. Тепловая чувствительность позволяет слепым при помощи осязания различать цвет. У умственно отсталых детей дефект компенсируется сохранным слухом, зрением, относительно сохранным восприятием и конкретным мышлением.

Оптимальное развитие функций сохранных органов объясняется не их особым врожденным строением у аномального ребенка, а их активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. Компенсация не исправляет дефект, но помогает его преодолеть. Высшая форма компенсации – всестороннее развитие личности, включающее возможность овладения знаниями основ наук и искусства, формирование мировоззрения, овладение профессиональными умениями и навыками, умение творчески применять знания на практике, формирование способности к систематическому труду, развитие нравственных качеств. Но для некоторых форм аномального развития пределы компенсации ограничены. При умственной отсталости возможна лишь частичная компенсация, т.к. глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических функций. По мнению Л.С. Выготского, основной путь компенсации людей с различными нарушениями – включение их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает формирование высших форм сотрудничества. Сознательная целенаправленная деятельность выступает в качестве основного механизма компенсаторной перестройки. Центральная область компенсации – формирование высших психических функций с помощью специального обучения. Они дают возможность справиться с недоступными задачами новыми путями. Например, у слепого ребенка развитие абстрактного мышления возмещает недоразвитие образного.

Факторы успешной компенсации:

1. Возраст ребенка. Возможность компенсации нарушенных функций выше в более раннем возрасте в силу большей пластичности ЦНС. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Компенсация основана на почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга, его пластичности.

2. Степень компенсаторных способностей зависит от влияния окружающих. Возможность компенсации выше в условиях поощрения, поддержки, дозированной помощи со стороны взрослых.

3. Желание самого ребенка преодолеть свой дефект и его настойчивость в этих усилиях, а также его уверенность в себе, приобретаемая путем активного и успешного приспособления к окружающей среде.

4. Способность к компенсации стимулируется постоянными упражнениями, тренировками, увеличением нагрузок.

Дизонтогенез

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1261 ; Мы поможем в написании вашей работы!

В связи с пандемией коронавирусной инфекции беременные женщины обеспокоены вероятностью опасных последствий заражения. Рассказываем, насколько опасна болезнь для нерожденного ребенка и можно ли защититься с помощью вакцины.

Как болеют беременные

Данные о заболевших беременных женщинах, известные на сегодняшний момент, свидетельствуют о том, что в большинстве случаев коронавирусная инфекция во время беременности у здоровых женщин переносится также, как и у других здоровых людей.

Известно, что заболевшие испытывали умеренные симптомы острой респираторной вирусной инфекции. Среди симптомов отмечались кашель, лихорадка, одышка, головная боль и потеря обоняния.

Данных о том, что беременные женщины с COVID-19 подвергаются большему риску серьезных осложнений, чем другие здоровые люди, пока нет.

У беременных некоторые симптомы заболевания могут быть схожи с симптомами адаптации организма к беременности или с побочными явлениями, возникающими из-за беременности. Такие симптомы могут включать лихорадку, одышку и усталость.

Осложнения у беременных

Одним из показаний к осложнению является беременность.

У большинства COVID-19 протекает в легкой или средней форме, но в некоторых случаях COVID-19 вызывает сильные воспалительные процессы, называемые цитокиновым штормом, который может привести к смертельной пневмонии и острому респираторному дистресс-синдрому. При этом профили цитокинового шторма могут различаться у разных пациентов.

Воспалительные процессы могут затронуть сердечно-сосудистую систему, приводя к аритмиям и миокардиту. Острая сердечная недостаточность встречается в основном среди тяжело или критически больных пациентов.

Инфекция может оказывать долгосрочное воздействие на состояние здоровья сердечно-сосудистой системы. В случае пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями в истории болезней может потребоваться строгий контроль их состояния.

Беременность является фактором риска в случае тяжёлого течения заболевания — чаще требуется интенсивная терапия, при отсутствии же тяжелого течения заболевание проходит легче, чем у небеременных. При этом важно учитывать, что беременные женщины и новорождённые младенцы могут с большей вероятностью нуждаться в специализированной помощи вне зависимости от COVID-19.

  • Пациентки, ожидающие ребенка, попадают в реанимацию по меньшей мере в полтора раза чаще,
  • У беременных на 50% чаще возникают преждевременные роды и преэклампсия (повышенное давление и отечность).
  • Больше половины беременных с коронавирусом рожают с помощью кесарева сечения. Часто врачи наблюдают и послеродовые кровотечения.

Можно ли заразить ребенка в утробе

Такая вероятность есть.

В марте 2021 года врачи описали случай, когда беременная женщина с подозрением на COVID-19 была доставлена ​​на машине скорой помощи в университетскую больницу Сконе в Мальме, Швеция. Она страдала от внезапной сильной боли в животе. Врачи также заметили у ребенка аномально низкую частоту сердечных сокращений, что может быть признаком того, что ребенок не получает достаточно кислорода. Врачи выполнили экстренное кесарево сечение. Анализы крови ребенка и мазки из горла показали, что и мать, и ребенок были заражены коронавирусом.

По данным систематического обзора исследований, которые вместе включали 100 тыс. беременных, передача вируса от матери к плоду была зафиксирована в 5,3% случаев, если мать болела сама. Почти каждый десятый ребенок, рожденный зараженной матерью, тоже был COVID-положительным.

  • Новорожденные от инфицированных женщин почти в три раза чаще подвергаются риску серьезных медицинских осложнений, таких как госпитализация в отделение интенсивной терапии новорожденных, в основном из-за преждевременных родов,
  • В 26–30% случаев врачи регистрируют у новорожденного дистресс-синдром или расстройство дыхания,
  • В 25% случаев — низкую массу тела при рождении,
  • В 1,4% случаев — асфиксию или удушье новорожденных,
  • Только в 0,35–2,2% случаев дети зараженных матерей умирают в результате или после родов.

Можно ли беременным прививаться

Беременные могут прививаться от коронавируса после формирования всех систем жизнедеятельности ребенка, то есть в третьем триместре, заявил замдиректора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов. Ранее беременность была противопоказанием к вакцинации.

Врач-иммунолог Европейского центра вакцинации Зоя Скорпилева заявила, что беременным нужно делать прививку, только если они находятся в группе риска и если риск заболевания COVID-19 и его осложнений превышает все другие риски.

В обновленной инструкции к российской вакцине «Спутник V» недавно появилось новое указание: применять ее при беременности стоит только в тех случаях, когда ожидаемая польза для матери превышает потенциальный риск для плода. Данные о том, что вакцина безопасна при беременности, получены только в исследованиях на животных.

Нужно ли прерывать грудное вскармливание при коронавирусе

Считается, что не стоит прерывать грудное вскармливание, если у мамы есть подозрение на COVID-19 или были контакты с заболевшими. Но если у женщины высокая температура или другие серьезные проявления какой-либо вирусной инфекции и врач назначил препараты, которые попадают в грудное молоко и нежелательны для ребенка, то грудное вскармливание следует прекратить на время лечения.

В этот период маме нужно продолжать сцеживание молока, чтобы поддерживать лактацию, и после выздоровления восстановить кормление малыша.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector