Адаптация в школе

Перешагнув порог школы, первоклассник попадает в совершенно незнакомые условия. Каким бы долгожданным ни был этот день, ребенка сначала ждет стресс и только потом – новые друзья и знания. Какие трудности могут возникнуть у малышей при адаптации к школе и как с ними справиться? Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала специалист городского Центра здоровья Дарья Кравченко.

Сколько длится адаптация

Первое, что стоит запомнить родителям, – адаптация у всех людей проходит по-разному. Кто-то быстрее вливается в коллектив, знакомится с новыми условиями, а кому-то необходимо продолжительное время. Как правило, на то, чтобы приспособиться к новым условиям, у детей уходит от 2 месяцев до полугода.

Адаптация – перестройка организма на работу в изменившихся внешних условиях. Этот процесс включает в себя две составляющие: физиологическую и психологическую.

Физиологическая адаптация

В физиологической адаптации выделяют несколько этапов.

  • Острая адаптация. Она длиться первые 2–3 недели. Это самый тяжелый период для школьника. В это время организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем. В итоге в сентябре школьник может даже заболеть.
  • Неустойчивое приспособление. В этот период организм ребенка находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
  • Относительно устойчивое приспособление. В это время организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Первые недели обучения

В это время у ребенка, как правило, заметны довольно низкие показатели координации различных систем организма между собой. Кроме того, период характеризуется низким уровнем работоспособности и, напротив, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы.

Начиная с 5–6-й недели обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности. Затем снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма и наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу школьных нагрузок.

К сожалению, иногда родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации и психологически давить на первоклассников. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризность детей дома, снижение способности к контролю поведения.

Социально-психологическая адаптация

В период психологической адаптации у ребенка появляется новая социальная роль – ученика, что, несомненно, вызывает стресс и тревогу. Условно по степени адаптации учеников можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти малыши относительно быстро осваиваются в новом коллективе, общаться со сверстниками им нетрудно. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны и приветливы.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: вчерашние детсадовцы не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем. Зачастую их реакция – слезы и обиды. Как правило, такие дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия ученики адаптируются к требованиям школы и учителя.

Третью группу составляют дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи и порой неадекватные требования педагога и родителей. Надо подчеркнуть, что недовольство взрослых, упреки и наказание за низкую успеваемость только ухудшают ситуацию.

В возрасте 6–7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном возрасте, столкнувшись с неудачами, ребенок испытывал обиду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 6–7 лет интеллектуальное развитие школьника, его способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Только родительская любовь и вера в своего ребенка помогут избавиться от подобных комплексов. Если воспринимать ребенка таким, какой он есть, поощрять за достижения и заслуги, напоминать о его талантах, но и не забывать о чувстве меры, можно помочь избежать развития комплексов при адаптации.

Советы для родителей первоклассников:

  • Ребенок, особенно дошкольного возраста, привык считывать информацию со своих родителей. Поэтому перед походом в школу как никогда важно не нервничать самим.
  • Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе, необходимо установить с ним контакт. Интересуйтесь его чувствами, эмоциями, не обесценивайте их, оказывайте ему поддержку.
  • Важная задача – помочь ребенку сформировать положительные ожидания от школы. Воздержитесь от оценки преподавателей или одноклассников, школы и школьной программы, даже если негативная оценка обоснована. Создайте положительный образ школы в глазах у ребенка.
  • Замечайте достижения ребенка, даже если они незначительны. Не сравнивайте его с другими детьми.
  • Помогайте с домашним заданием, но в меру: давайте возможность почувствовать ответственность за работу, самостоятельность в действиях.
  • Постройте режим дня школьника. Составьте расписание с обоснованием его последовательности. Не забудьте выделить время для отдыха.
  • Если так случилось, что ребенок огорчен и молчит, – не допытывайтесь, дайте ему время успокоится и все рассказать самому.
  • Помните, что стресс – это нормальная реакция организма на любые изменения. Ребенок учится преодолевать трудности, важно научить его гордиться собой и не обесценивать прилагаемые им усилия.

Соблюдая эти несложные правила, можно если не избежать стрессовых ситуаций при адаптации ребенка к школе, то значительно уменьшить степень их влияния на детскую психику.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Адаптация в школе

Адаптация первоклассника к школе

Еще недавно ваш ребенок был совсем крохой и постоянно нуждался в поддержке и защите взрослого. С вашей помощью он осваивал первые шаги, получал простейшие навыки самообслуживания и поведения в обществе. Он с радостью пошел в ясли и легко вписался в новый для себя коллектив. Но годы проходят быстро, и уже позади выпускной в детском саду.

И вот ребёнок на пороге школы…

«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения.
Само понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptare» и означает приспособление клеток организма к изменившимся условиям окружающей среды. Применимо же к нашему вопросу, это процесс социализации личности, подстраивание под новый режим .

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.

Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения .

Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Советы родителям в период адаптации первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы , с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку .

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня , следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности , возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий .

10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Начинать выполнение рекомендательных заданий, если таковые есть, лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Как помочь ребенку?

1.В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.

2.Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.

3.Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

4.Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

5.Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

6.Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

7.И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

8.Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Статью подготовила Русакова Ю.М., педагог-психолог МАОУ «Голышмановская СОШ №2», консультант региональной службы «Точка опоры».

Период, когда ребёнок начинает посещать школу, является достаточно сложным как для ребенка, так и для родителей. Привычная жизнь ребенка подвергается изменениям. Меняется режим, окружение, требования. Успешный адаптационный период в дальнейшем определяет насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, состояние его психического и физического здоровья.

Следует начать с того, что до того момента пока ребенок не пошел в школу его ведущей деятельностью является игра. В детском саду дети в основном играют и отдыхают. Все их занятия больше похожи на игру, нежели на уроки. Атмосфера детского сада была для них привычной, дружелюбной и теплой.

По психологическим меркам в 6-7 лет у детей происходит один из возрастных психологических кризисов. Ребенку хочется быть более самостоятельным, деятельным, проявлять больше активности. Он может давать оценку своим и чужим поступкам. Это влияет на формирование самооценки – неотъемлемой части личности человека. Имея адекватную самооценку, ребёнок в состоянии признавать свои сильные и слабые стороны. Самооценка начинает формироваться в результате семейного воспитания. В детстве ребенок воспринимает себя через отношение к нему взрослых.

В 6-7 лет ребенок начинает осознавать себя в новой роли, роли школьника. Игра отодвигается на второй план, на первый план выдвигается учебная деятельность. В этом возрасте у ребенка происходит ускоренное развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Развитие всех вышеперечисленных элементов говорит о том, что ребенок готов к тому, чтобы стать школьником.

Период адаптации к школе

Адаптация к школе достаточно сложный для ребенка период. В это время от ребенка требуется не мало усилий для того, чтобы привыкнуть к новым правилам, требованиям, наладить взаимоотношения с одноклассниками и с педагогом. Ребёнку достаточно сложно в начале спокойно сидеть и воспринимать информацию от учителя в течении 40 минут. Сложна так же привыкнуть к регулярному выполнению домашнего задания. Для того чтобы выполнять все эти требования ребенок должен быть собранным, организованным, самостоятельным.

Готовые работы на аналогичную тему

Большинство детей, которые идут в первый класс на начальном этапе испытывают трудности к привыканию к школьным условиям. У детей могут наблюдаться головные боли, повышенная утомляемость, снижение аппетита, может появиться плаксивость, подавленное настроение, не верят в собственные силы. У детей может пропасть всяческое желание посещать школьные занятия.

Этапы адаптации в школе

Всего ученые выделяют три основных этапа адаптации ребенка к школьным условиям:

  • ориентировочный
  • неустойчивая адаптация
  • устойчивая адаптация

Для ориентировочного этапа является характерной стремительная реакция, на этом этапе силы организма работают на максимальной возможности. Ребенок знакомится с окружающей обстановкой и подстраивает свое поведение и физические возможности под нее. Этот период как правило длится 2-3 недели.

Во время неустойчивой адаптации ребенок постепенно находит подходящие формы поведения. Он более спокойно начинает реагировать на происходящие изменения

Устойчивая адаптация проявляет себя в том, что ребенок уже знает каким образом он должен себя вести в тех или иных ситуациях. Обстановка становится для него все более и более привычной. Ребенок уже испытывает меньше дискомфорта, его организм перестает работать на пределе своих возможностей, он спокойно реагирует на происходящее.

Степени адаптации

Разные дети имеют разные уровни адаптации. Выделяют три основных уровня:

  • положительная адаптация
  • умеренная адаптация
  • дезадаптация

При положительной адаптации у ребёнка формируется положительное отношение к школе и к учебному процессу. Он адекватно воспринимает требование учителей и спокойно их выполняет. Ребенок положительно справляется со школьными заданиями, хорошо усваивает материал. Ребенок проявляет все качества настоящего школьника: он проявляет активность, самостоятельность, исполнительность, ответственность. С учителями и одноклассниками складываются положительные взаимоотношения. Ребёнка достаточно быстро смог полностью адаптироваться, за два- три месяца.

При умеренной адаптации у ребенка сформировано хорошее отношение к школе. Он хорошо справляется с материалом, обладает средним учебным уровнем, но может отвлекаться при отсутствии контроля со стороны педагога, ладит с детьми и педагогом. Но период адаптации у этих детей более продолжительный, он может продолжатся до полу года.

При дезадаптации или иначе нарушении адаптивного процесса ребенок равнодушно относится к школе. Восприятие материала происходит только с помощью учителя. Ребенок постоянно отвлекается, домашнее задание выполняется не регулярно. Ребенок часто не организован и нарушает дисциплину. Могу провялятся как агрессивность, так и тревожность, и неуверенность. Такому ребенку достаточно сложно наладить взаимоотношения с другими детьми. В подобном случае родители могут обратиться за помощью к таким специалистам как невролог, психолог.

Виды адаптации в школе

Существует так же несколько разновидностей адаптационного процесса:

  • социальная адаптация
  • физическая адаптация
  • психологическая адаптация

Положительная социальная адаптация предполагает, что ребенок умеет внимательно слушать учителя, реагирует на его просьбы, самостоятельно выполняет задания, может организовать и проанализировать успешность их выполнения. Ребенок без труда налаживает социальные контакты и адекватно может оценить сам себя.

Физическая адаптация предполагает, что ребенок справляется со школьной нагрузкой без вреда для здоровья. Он привыкает к новому режиму, грамотно распределяет время, посвящённое учебе и время, отведённое для отдыха и игр.

Психическая адаптация предполагает, что ребенок имеет желание учится, узнавать новое и выполнять необходимые задания. Он так же стремится выполнить задания хорошо и правильно, получить за это поощрение. При положительной психологической адаптации ребенок без проблем запоминает и перерабатывает информацию.

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём — сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас — поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» — не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Адаптация в школе

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель — родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок — ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия.

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни — это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.

Период, когда ребёнок начинает посещать школу, является достаточно сложным как для ребенка, так и для родителей. Привычная жизнь ребенка подвергается изменениям. Меняется режим, окружение, требования. Успешный адаптационный период в дальнейшем определяет насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, состояние его психического и физического здоровья.

Следует начать с того, что до того момента пока ребенок не пошел в школу его ведущей деятельностью является игра. В детском саду дети в основном играют и отдыхают. Все их занятия больше похожи на игру, нежели на уроки. Атмосфера детского сада была для них привычной, дружелюбной и теплой.

По психологическим меркам в 6-7 лет у детей происходит один из возрастных психологических кризисов. Ребенку хочется быть более самостоятельным, деятельным, проявлять больше активности. Он может давать оценку своим и чужим поступкам. Это влияет на формирование самооценки – неотъемлемой части личности человека. Имея адекватную самооценку, ребёнок в состоянии признавать свои сильные и слабые стороны. Самооценка начинает формироваться в результате семейного воспитания. В детстве ребенок воспринимает себя через отношение к нему взрослых.

В 6-7 лет ребенок начинает осознавать себя в новой роли, роли школьника. Игра отодвигается на второй план, на первый план выдвигается учебная деятельность. В этом возрасте у ребенка происходит ускоренное развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Развитие всех вышеперечисленных элементов говорит о том, что ребенок готов к тому, чтобы стать школьником.

Период адаптации к школе

Адаптация к школе достаточно сложный для ребенка период. В это время от ребенка требуется не мало усилий для того, чтобы привыкнуть к новым правилам, требованиям, наладить взаимоотношения с одноклассниками и с педагогом. Ребёнку достаточно сложно в начале спокойно сидеть и воспринимать информацию от учителя в течении 40 минут. Сложна так же привыкнуть к регулярному выполнению домашнего задания. Для того чтобы выполнять все эти требования ребенок должен быть собранным, организованным, самостоятельным.

Готовые работы на аналогичную тему

Большинство детей, которые идут в первый класс на начальном этапе испытывают трудности к привыканию к школьным условиям. У детей могут наблюдаться головные боли, повышенная утомляемость, снижение аппетита, может появиться плаксивость, подавленное настроение, не верят в собственные силы. У детей может пропасть всяческое желание посещать школьные занятия.

Этапы адаптации в школе

Всего ученые выделяют три основных этапа адаптации ребенка к школьным условиям:

  • ориентировочный
  • неустойчивая адаптация
  • устойчивая адаптация

Для ориентировочного этапа является характерной стремительная реакция, на этом этапе силы организма работают на максимальной возможности. Ребенок знакомится с окружающей обстановкой и подстраивает свое поведение и физические возможности под нее. Этот период как правило длится 2-3 недели.

Во время неустойчивой адаптации ребенок постепенно находит подходящие формы поведения. Он более спокойно начинает реагировать на происходящие изменения

Устойчивая адаптация проявляет себя в том, что ребенок уже знает каким образом он должен себя вести в тех или иных ситуациях. Обстановка становится для него все более и более привычной. Ребенок уже испытывает меньше дискомфорта, его организм перестает работать на пределе своих возможностей, он спокойно реагирует на происходящее.

Степени адаптации

Разные дети имеют разные уровни адаптации. Выделяют три основных уровня:

  • положительная адаптация
  • умеренная адаптация
  • дезадаптация

При положительной адаптации у ребёнка формируется положительное отношение к школе и к учебному процессу. Он адекватно воспринимает требование учителей и спокойно их выполняет. Ребенок положительно справляется со школьными заданиями, хорошо усваивает материал. Ребенок проявляет все качества настоящего школьника: он проявляет активность, самостоятельность, исполнительность, ответственность. С учителями и одноклассниками складываются положительные взаимоотношения. Ребёнка достаточно быстро смог полностью адаптироваться, за два- три месяца.

При умеренной адаптации у ребенка сформировано хорошее отношение к школе. Он хорошо справляется с материалом, обладает средним учебным уровнем, но может отвлекаться при отсутствии контроля со стороны педагога, ладит с детьми и педагогом. Но период адаптации у этих детей более продолжительный, он может продолжатся до полу года.

При дезадаптации или иначе нарушении адаптивного процесса ребенок равнодушно относится к школе. Восприятие материала происходит только с помощью учителя. Ребенок постоянно отвлекается, домашнее задание выполняется не регулярно. Ребенок часто не организован и нарушает дисциплину. Могу провялятся как агрессивность, так и тревожность, и неуверенность. Такому ребенку достаточно сложно наладить взаимоотношения с другими детьми. В подобном случае родители могут обратиться за помощью к таким специалистам как невролог, психолог.

Виды адаптации в школе

Существует так же несколько разновидностей адаптационного процесса:

  • социальная адаптация
  • физическая адаптация
  • психологическая адаптация

Положительная социальная адаптация предполагает, что ребенок умеет внимательно слушать учителя, реагирует на его просьбы, самостоятельно выполняет задания, может организовать и проанализировать успешность их выполнения. Ребенок без труда налаживает социальные контакты и адекватно может оценить сам себя.

Физическая адаптация предполагает, что ребенок справляется со школьной нагрузкой без вреда для здоровья. Он привыкает к новому режиму, грамотно распределяет время, посвящённое учебе и время, отведённое для отдыха и игр.

Психическая адаптация предполагает, что ребенок имеет желание учится, узнавать новое и выполнять необходимые задания. Он так же стремится выполнить задания хорошо и правильно, получить за это поощрение. При положительной психологической адаптации ребенок без проблем запоминает и перерабатывает информацию.

Поступление в начальную школу — достаточно серьезный шаг для ребенка. Его привычная жизнь существенно меняется, и он обретает статус ученика. Каждый первоклассник по-разному реагирует на изменения в жизни, поэтому от родителей, психолога и педагогов требуются усилия, которые помогут максимально облегчить школьнику данный период.

Адаптация в школе
Особенности адаптации

По мнению специалистов в области психологии, на адаптацию современного школьника влияет множество факторов:

  • технологии и введение новых образовательных стандартов;
  • требование не только знаний от первоклассника, но и личностных результатов;
  • резкая смена социальной роли от дошкольника до ученика.

Адаптационный период делится на несколько этапов:

  1. Ориентировочный. Занимает 2-3 недели. В этот период ученик только начинает знакомиться с новой обстановкой.
  2. Неустойчивое приспособление. Проходит также за 2-3 недели. В этот период организм начинает реагировать на происходящее с меньшей тревогой.
  3. Относительно устойчивое приспособление. Может занимать от полутора месяцев до года. Ребенок уже привыкает к новой обстановке, и организм реагирует спокойней.

Также существует 3 вида адаптации:

  1. Социальная предполагает умение ребенка слушать учителя, выполнять домашнее задание, строить отношения с одноклассниками.
  2. К физиологическому виду адаптации относится самочувствие, аппетит и работоспособность в связи с изменениями в жизни ребенка.
  3. Психологический вид адаптации напрямую зависит от того, готов ли ребенок идти в школу.

Адаптационные уровни

При поступлении ребенка в школу происходят существенные изменения в его жизни. Именно поэтому специалисты выделяют 3 адаптационных уровня:

  1. Для высокого уровня характерным является быстрое привыкание к школе, умение организовать свое обучение, а также способность слушать учителя.
  2. Средний уровень предполагает достаточно быструю адаптацию, при которой школьник не особо страдает от посещения учебного заведения.
  3. При низком уровне ребенку достаточно сложно смириться с тем, что он уже посещает школу. Он плохо усваивает новый материал, нарушает дисциплину и не слушает учителя.

Что свидетельствует об успешной адаптации?

Признаками высокого уровня адаптации являются:

  • положительное отношение к процессу обучения и успешный процесс обучения;
  • умение самостоятельно выполнить домашнее задание и организовать учебный процесс;
  • контроль над своим поведением в соответствии со школьными нормами;
  • хорошие отношения с учителем и одноклассниками.

Не всегда родители могут вовремя увидеть, что ребенок испытывает проблемы с адаптацией. Трудности с адаптацией можно разглядеть по следующим признакам:

  1. Неуспеваемость по предметам является одним из первых звоночков, которые говорят о проблемах с адаптацией.
  2. Ребенок уходит в себя и не может сосредоточиться на учебном процессе.
  3. Школьник начинает себя плохо вести, игнорируя правила поведения.
  4. Ребенок является очень разговорчивым, но не способен справиться со школьной программой.
  5. Проявление лени является очень существенной проблемой при неспособности адаптироваться.

Факторы успеха адаптации

На успешность адаптации влияет множество факторов. Прежде всего, у ребенка должен быть налажен контакт с семьей, учителем и одноклассниками. Не менее важным условием является готовность к школе (возраст первоклассника может варьироваться от 6 до 8 лет), стрессоустойчивость, а также здоровье. Психологи придерживаются мнения, что основную помощь при адаптации ребенок получает от семьи.

Следует отметить, что самый легкий период адаптации проходит у тех детей, где родители умеют сопереживать, принимать их неудачи и стараются помочь. К сожалению, в большей части современных семей родители привыкли принимать решения за детей, что существенно усложняет период адаптации. При поступлении в школу родителям нужно понимать, что первый класс и новые правила — трудный период в жизни ребенка, когда его необходимо поддержать. Основной причиной затяжной адаптации является неправильный подход к данному периоду.

Умея управлять собственными эмоциями, вы легко поможете ребенку адаптироваться к школе. Пройдите курс Викиум «Эмоциональный интеллект» и научитесь держать эмоции под контролем!

Трудности первоклассников: все только начинается. Когда нужен психолог

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Адаптация в школе

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Адаптация в школе

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье («Ты теперь большой, должен сам мыть посуду» и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Трудности с адаптацией к школе — это не только про первоклашек. Через них проходят и подростки — особенно те, кто перешёл в другое учебное заведение, попал в новый коллектив или учится в выпускном классе. Психолог, кандидат психологических наук, автор книг по воспитанию и мама шестерых детей Лариса Суркова рассказывает, как семье помочь ученику быстрее привыкнуть к новым обстоятельствам

Оставаться в контакте

Адаптация у подростков отличается от той, которую проходят первоклашки. Разница в том, что когда дети идут в первый класс, на старте у всех примерно равные возможности. К тому же, малыши, чаще всего, относятся к школе как к приключению — для них это что-то новое, очень интересное. У подростков — как правило, разные стартовые позиции и другие проблемы.

Старшие дети уже не так переживают об оценках — больше о том, какое положение они займут в коллективе, как выстроят отношения с одноклассниками. Им очень важно, что о них думают другие, а еще в этом возрасте они очень не любят быть догоняющими.

Еще одна проблема, которая часто возникает в старших классах и которой в начальной школе практически нет — это буллинг. Как мы сейчас видим, буллить могут по любому поводу, даже за цвет одежды, который большинству по каким-то причинам не понравился.

Именно поэтому родителям важно быть в контакте с ребенком, разговаривать с ним. При этом лучше общаться не просто дежурными фразами, а выстраивать доверительные отношения и задавать открытые вопросы, на которые не получится ответить «нормально».

Еще до начала учебы договоритесь о комфортных границах в общении друг с другом. Чтобы на ваш вопрос ребенок отвечал хоть каким-нибудь образом.

Маша, например, пишет «жива» — значит, все нормально.

При этом не стоит перегибать палку: если видите, что подросток не хочет общаться — не лезьте в душу. Надо уважать личное пространство ребенка. Но и отходить далеко не стоит: мы в ответе за безопасность детей. Поэтому есть смысл следить за соцсетями, но ни в коем случае не комментировать — только, если ребенок сам разрешит.

И, конечно, не нужно себя накручивать, настраивать: «Вот сейчас будет адаптация!» Нет, это просто жизнь, это просто очередной ее этап. Живите, будьте собой, и все в итоге сложится прекрасно.

Помогать и направлять

В идеале помогать ученику с адаптацией должен школьный психолог. Но, к сожалению, в большинстве наших школ психологов нет, и с детьми никто не работает. Поэтому вся ответственность ложится на плечи самих детей и их родителей.

Старшие школьники уже достаточно взрослые, чтобы хотя частично взять ситуацию в свои руки. Если вы меняете школу, посоветуйте ребенку заранее изучить информацию о ней, найти в соцсетях паблики, где общаются ученики: это хороший способ установить связи с новым коллективом.

Еще один лайфхак для родителей, которые хотят помочь ребенку с адаптацией в новом классе или школе: устройте для детей вечеринку. Такое знакомство в неформальной обстановке, когда подросток — хозяин вечера, поможет ему быстрее освоиться в коллективе.

Кроме того, не забывайте заряжать детей своим спокойствием и поддерживать. Помните — больше всего проблем с адаптацией у тех детей и подростков, чьи родители в тревоге из-за этого.

Можно вспоминать свои школьные годы и даже показать ребенку фото, а лучше — рассказать несколько веселых историй с тех времен. Только делать это должен человек, который либо правда любил школу, либо справился с негативом.

Быть начеку

Но даже у самых хороших и включенных родителей порой не получается держать все под контролем: адаптация может пойти не по плану, и у школьника начнутся сложности. В этом случае важно быть внимательными и следить за тем, как развиваются события.

Вот некоторые «тревожные звоночки», которые могут сигнализировать о проблемах:

  • у ребенка появилась грусть, апатия; он отказывается вступать в диалог, хотя раньше открыто общался с родителями;
  • потеря аппетита;
  • проблемы со сном;
  • новые плохие привычки, которых раньше не было;
  • кардинальные перемены в поведении: всегда был пассивным, а сейчас чрезмерно активный, или наоборот;
  • частые болезни.

Если что-то подобное происходит с вашим ребенком, обратите на это пристальное внимание. И обратитесь к психологу, если проблему не получается решить самостоятельно.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Структура школьной адаптации

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Стадии процесса адаптации ребенка к школе

Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности:

  1. Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
  2. Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
  3. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Уровни (формы) адаптации детей к школе

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую:

  1. Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
  2. Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма адаптации средней тяжести.
  3. Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

Критерии успешности школьной адаптации

  • Эффективность учебной деятельности: успешность выполнения школьных заданий; степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий; самостоятельность ребенка при выполнении заданий.
  • Усвоение школьных норм поведения: адекватность поведения, соответствие поведения первоклассника предъявляемым требованиям.
  • Успешность социальных контактов: взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
  • Эмоциональное благополучие: отношение ребенка к школе, настроение, с которым ребенок идет в школу.

Наиболее важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

Факторы адаптации детей к школе

  1. Особенности эмоционального и личностного развития, обусловленные семейным воспитанием, опытом общения со сверстниками другими взрослыми, в том числе в условиях организации жизни в ДОУ;
  2. Психофизиологические характеристики ребенка;
  3. Уровень интеллектуального развития, в т.ч. общей осведомленности, навыков письма, счета и рисования, тонкой моторики.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Первый класс школы — один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных — мамы, папы, бабушек и дедушек.

В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как: личность педагога, коллектив одноклассников, новый режим дня, ограничение двигательной активности, новые обязанности.

В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?

Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:

— Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.

— Формируйте высокую самооценку ребёнка.

— Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.

— Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.

— Проводите время с ребенком после школьного дня.

— Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.

— Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход.

— Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.

— Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.

— Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

— Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.

— Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.

— Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.

— Следите за правильной осанкой ученика.

— Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.

— Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.

— Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.

— Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.

— Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.

— Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

Чего нельзя делать родителям первоклассника?

  • Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
  • Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;
  • Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
  • Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий;
  • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
  • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
  • Лишать игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  • Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  • Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
  • Требовать от ребёнка только отличных хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности;
  • Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  • Ругать ребёнка перед сном;
  • Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  • Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.

Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector