Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей, так и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и воспитатель, а также родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.
Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.
Адаптация — привыкание, “вписывание” ребенка в какую – то среду.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
Рекомендация первая: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.
Рекомендация вторая: ваше положительное отношение к школе, учителям и воспитателям упростит ребенку период адаптации.
Рекомендация третья: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Дополнительные рекомендации родителям по адаптации детей в начальной школе
1. Изучайте своего ребенка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что поможет лучше узнать своего малыша, те или иные черты его характера.
2. Развивайте двигательную активность ребенка, т.к. выносливый ребенок, который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем слабый и малоподвижный ребенок.
3. Не потакайте всем прихотям ребенка, не злоупотребляйте лаской, т.к. это может привести к упрямству и капризности.
4. Не подавляйте тягу к самостоятельности.
5. Постарайтесь отвечать на все вопросы ребенка, т.к. любознательность в этом возрасте не знает границ.
6. Научите ребенка самостоятельно справляться с возникающими школьными трудностями.
7. Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребенка, т.к. он боится лишний раз огорчить родителей.
8. Учите ребенка дружить с детьми: быть честными, уважать друзей, приглашайте в свой дом, не допускайте предательства, критикуйте, не унижая, а поддерживая. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
9. «Это заветное желание каждого отца, каждой матери -чтобы детям хотелось хорошо учиться. Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, ребенок уже пережил, испытал радость творения добра для людей. Я глубоко убежден, что заставить ребенка хорошо учиться можно, побудив его к добрым поступкам для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир другого человека сердцем.» (Сухомлинский В.А.)
Помните: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Рекомендации педагога – психолога для родителей.
Развитие познавательной и эмоционально волевой сферы.
Дорогие родители, каждый из Вас желает для своего ребёнка счастливого будущего. Одной из составляющей счастливой жизни – это будущая профессия. Но не каждый родитель понимает, что общее образование является основой, фундаментом будущей профессии. А основой образования ученика являются его умственные способности. Если у ребёнка уровень развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.) на высоком уровне, то соответственно в будущем ребёнок сможет выучиться на хорошую профессию, если же развитие умственных способностей на низком уровне, то мало вероятно, что ребёнок сможет освоить такую профессию, поэтому Вам, дорогие родители, следует уделить особое внимание на развитие именно позновательных процессов:
1. На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания родители могут развивать дома с помощью двигательных упражнений. Дети могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. упражнения): шагать, прыгать, останавливаться.
3. Тренируйте с помощью длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, нарисовать город, играйте в настольные игры.
4. Почаще предлагайте детям, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
5. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
6. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
7. Для тренировки памяти просите детей пересказывать рассказы, сказки по схематическому плану, составленному вами.
8. Предлагайте детям:
А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;
В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них;
9. Для развития мышления учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход поможет развить познавательные процессы, необходимые для правильного восприятия, понимания учебного материала в школе, а это в свою очередь поможет ребёнку в будущем не только в освоении профессии, но и во взаимодействии с окружающими.
Уважаемые родители, помните, что развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка является основой для развития познавательных процессов, поэтому с вышеизложенными рекомендациями необходимо помнить о том, что вашему ребёнку требуется теплота, уют, спокойствие, которое можете создать Вы у себя дома, в семье. Поэтому если эмоциональная сторона личности детей будет правильно развита (то есть ребёнок не будет импульсивным, ребёнок адекватно воспринимает критику, ребёнок в конфликте не ведёт себя агрессивно и т.д.) то его умственное развитие также будет на высоком уровне. Учите детей быть более понимающим, в конфликтах искать компромиссы, а главное любите своих детей, обнимайте их чаще. Говорите приятные слова, хвалите их, пусть они почувствуют Вашу заботу, создать гармонию в детско – родительских отношениях.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Шахтёрская средняя школа №1 »
Отчет по адаптации обучающихся 1-Б класса
с сентября по декабрь 2019-2020 учебного года.
Первый год обучения в школе чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. И поэтому в начале учебного года перед мной стояла главная цель – обеспечить адаптацию учеников.
В первом классе – 24 обучающихся. Из них девочек – 11, мальчиков – 13.
Полный семей – 23. Неполных – 1 семья. До поступления школы 23 обучающихся посещали детский сад, Лебеденко Милена детский сад не посещала, в связи с проблемой со здоровьем. Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко. Но большинство первоклассников пришли очень шумными, конфликтными, отвлекались на уроках. Им нужно было помочь утвердиться на позиции школьника, почувствовать себя принятым в школьную семью. Ребенок должен быть уверен в своих силах. Для этого с ребенком проводила беседы о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в ней существуют правила.
В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации (сокращенный рабочий день, четыре урока по 35 минут, домашние задания не задаются, на уроке в обязательном порядке проводятся две физкультминутки в игровой форме, последние уроки проводятся в не стандартной форме — уроки – игры). Классное помещение проветривается во время перемен, уровень освещенности соответствует санитарным нормам. Организовано рациональное питание. Горячим питанием охвачены все дети.
В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Приоритетным направлением ГОС является реализация развивающего потенциала начального общего образования, главной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей ядра образования. Обучение ориентировано на развитие учащихся, учёт их способностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
В соответствии с новыми ГОС период адаптации к школе первоклассников обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует классный коллектив.
С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы. В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:
— эмоциональной поддержке ребенка;
— организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).
— проработке правил для учащихся.
В сентябре провела родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.
В октябре провела родительское собрание на тему: Режим дня школьника».
В ноябре проведено общешкольное и классное родительское собрание на тему: «Адаптация обучающихся 1 классов».
На конец ноября умеют читать по слогам и иногда целыми словами некоторые учащиеся (Власова И., Глодан И., Еремеев Д., Гавликовский А., Зипунников И., Чепурной А.), но очень слабо читают 2 детей – Калакин И, Степанцова Д., Ступак Д. Один учащийся (Кублицкий А.,) не знают даже букв. Счёт до 10 и обратно освоили почти все ребята, но ещё не все решают примеры без ошибок. Справляются с заданиями самостоятельно – 8 учащихся (Пивоварова А., Лебеденко М., Гальченко С., Евсюкова В., Микутчук М, Павленко М, Касьянова К., Ковальчук М., Сехин Е.),остальные — с небольшой помощью учителя. Не всегда справляются или совсем не справляются такие учащиеся- Степанцова Д., Ступак Д., Кублицкий А., Чепурной А., Маржановский А.
На уроках не внимательны, часто отвлекаются некоторые учащихся. По этой причине не слышат заданий и не знают, что и как нужно выполнять. Это следующие учащиеся: Кублицкий А., Чепурной А., Зипунников И., Гавликовский А. Данным ребятам необходимо вырабатывать усидчивость, проводить с ними занятия на развитие внимания, памяти, мышления.
Легко даётся учёба Пивоваровой А., Лебеденко М., Гальченко С., Евсюковой В., Микутчук М, Павленко М, Касьяновой К., Ковальчук М., Сехин Е. Эти дети старательны, прилежны, всегда активны на уроках, раньше всех справляются с заданиями.
Техника чтения в целом по классу соответствует норме, но большинство детей испытывают трудности при пересказе прочитанного и ответах на вопросы по содержанию текста, поэтому необходимо разработать план дальнейшей работы с данными учащимися по исправлению и предупреждению подобных недочетов в будущем.
Со списыванием текста справляются почти все, трудности испытывают Кублицкий А., Чепурной А., Гавликовский А., Зипунников А., В основном, это касается переноса слов и соединения элементов букв. С письмом под диктовку справляются почти все учащиеся. Проблемы испытывают Кублицкий А., Маржановский А., Ступак Д. Причина-дефекты речи. Смирнова Е., Узлов В., проблема та же — перенос слов и пропуски букв.
Негативных проявлений в поведении детей в период учебы наблюдалось у Кублицкого А., Чепкрного А,. В целом взаимоотношения между детьми доброжелательные, дети проявляют взаимовыручку, умеют реагировать правильно на юмористические замечания как одноклассников, так и учителя.
Большим достижением можно считать заинтересованность большинства родителей в обучении детей.
Вывод
Таким образом, начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены: условия, для того, чтобы ребенок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы.
По своим наблюдениям я вижу, что уже в ноябре учащихся частично адаптировались к новым условиям.
В классе 24 обучающихся. Адаптировано – 20, неадаптировано – 3 (Ступак Д. – часто пропускал щкольныое учреждение из-за болезни, Кублицкий А., Чепурной А., Гавликовский А.). Неоднократно проводились беседы с данными детьми, даны советы и рекомендации родителям как быстрее адаптировать обучающихся к школьной жизни. Проводится работа школьного психолога Батищевой Т. С. с обучающимися. Так же даны рекомендации педагогам и родителям для успешной адаптации детей.
А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.
Содержимое разработки
Адаптация в первом классе. Как помочь своему ребенку?
Вот и наступил этот важный день – ваш ребенок идет в школу! Он – Первоклассник! Сколько положительных эмоций! Сколько волнений! Вы всей семьей ждали этого момента. Наверняка разговоры шли об этом еще в подготовительной группе детского сада. Но, дошкольная пора осталась позади, а впереди ждет столько всего неизведанного и интересного! Ваш ребенок, еще вчера ходил в садик, а сегодня смело делает шаг вперед. Открывает следующую дверь в своей жизни.
С этого момента в жизни вашего сына или дочери наступает важная пора. У ребенка меняется социальный статус. Теперь все в его жизни будет по — другому. Начинаются уроки, домашние задания, школьная жизнь. Все это для ребенка ново. Кроме этого, меняется режим дня. У ребенка появляется совершенно другая ответственность.
В этот радостный момент важно помнить о том, что как бы хорошо ребенок не был подготовлен во всех смыслах к школьной жизни, у него все равно начнется период адаптации. Что же это такое? Давайте разберемся.
Итак, адаптация это – процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем адаптации человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях.
Адаптационный период может длиться от двух недель до шести месяцев. Продолжительность этого периода зависит от многих факторов. Но основными являются три:
— индивидуальные особенности ребенка;
— уровень готовности к школе;
-степень развития социального навыка.
Целью адаптационного периода является помощь детям в знакомстве с учителем, друг с другом, со школьными правилами.
Условиями успешной адаптации являются:
-посещение ребенком детского сада.
-использование физминуток на уроках.
-активные игры на перемене.
-соответствие санитарно-гигиенических условий обучения.
-сокращение времени урока.
-чередование уроков по их сложности.
-организация активного досуга первоклассника.
-правильно организованная работа специалистов школ: психологов, медиков, учителей по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций.
— компетентность учителя в отношении с учениками, контроль всех школьных процессов.
-положительное отношение семьи к новому статусу ученика.
Бывает так, что адаптационный период может затянуться. Насторожить вас должно следующее:
— уход от деятельности;
Как же помочь своему ребенку? Для начала необходимо выявить и устранить истинную причину поведения ребенка. Формировать у ребенка положительную мотивацию к учебной деятельности, оказывать физическую и психологическую поддержку.
Процесс адаптации ребенка к школе очень непростой и требует постоянного контроля со стороны родителей, учителя.
В период адаптации ребенка в школе обязательно проводится работа с родителями. Она направлена на повышение их педагогической образованности. Необходимо проводить родительские собрания, посвященные данной теме, разработать памятку для родителей, организовать индивидуальные консультации. В данный период лучше всего объединиться учителю и родителю. Тогда сложный период в жизни ребенка пройдет мягко и быстро. Важно помнить, что именно сейчас закладывается отношение вашего ребенка к школе, к учебному процессу на весь период обучения.
Ищенко Татьяна Николаевна, г. Владивосток, МБОУ СОШ № 74, учитель начальных классов.