Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду

Смена привычного образа жизни является стрессом для ребенка любого возраста. В детском саду ребенок, мало того, что временно лишается внимания родителей, так еще и вынужден находиться в непривычной обстановке. Публикуем советы психолога по адаптации (приспособлению) ребенка к детском саду.

«Воспитатель не чиновник. А если он чиновник, то уже не воспитатель»
К.Д. Ушинский.

Поступление в детский сад

Адаптация 2,5 – 3 летнего ребенка к детскому саду обычно сопровождается массой неблагоприятных последствий со стороны организма. Первые дни в новой обстановке особенно мучительны для малыша.

В поведении большинства детей появляются заметные изменения, касающиеся:

  • эмоций;
  • взаимодействия с окружающим миром;
  • познавательной активности;
  • умений и навыков;
  • речи;
  • двигательной активности;
  • сна;
  • аппетита;
  • здоровья.

Обычно ребенок адаптируется к новым условиям за 2-3 недели. Если малыш не подготовлен к детскому саду, этот процесс растягивается на несколько месяцев. Если и по истечении этого времени малыш продолжает плакать, плохо ест или заболевает, то такая адаптация считается тяжелой. Родителям и самому малышу требуется помощь детского психолога.

Облегчение привыкания к садику

Условно период адаптации ребенка в детском саду делится на три этапа:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

На первом этапе психологи советуют родителям дистанционно познакомить свое чадо с датским садиком. Если ДОУ находится неподалеку от дома, то можно сменить привычный маршрут и показать малышу красивое здание, в котором он будет учиться интересным вещам. Также можно предложить ему понаблюдать за играющими ребятами в детском саду. У многих малышей 4-5 летнего возраста возникает желание присоединиться к игре. Не будет лишним придти вместе с малышом на экскурсию в детский сад, познакомиться с воспитателями, наглядно показать ему, чем он будет заниматься.

Ребятишек 2,5-3 летнего возраста необходимо заранее приучать к самостоятельности. К этому возрасту ребенок должен быть приучен к туалету. Также он должен уметь сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, умываться, чистить зубки.

За 2-3 месяца до начала посещения ДОУ психологи рекомендуют изменить режим дня дошколенка. Он должен по возможности соответствовать режиму в детском саду. Желательно придерживаться нового режима даже по субботам и воскресеньям.

На втором этапе адаптации к детскому саду психологи советуют оставлять ребенка в группе на некоторое время, а не полный день. Время пребывания в первые 10-14 дней может варьироваться от 1 до 3 часов. Первые дни мама может находиться в группе вместе с ребенком, включаться в игру, помогать своему ребенку выполнять задания воспитателя. Это позволит малышу получить положительные эмоции от садика и закрепить их.

На третьем этапе адаптации психологи рекомендуют оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Если ребенок желает остаться на полдник, то не стоит забирать его раньше.

Адаптационный период считается пройденным тогда, когда эмоциональное состояние, аппетит и сон ребенка стабилизируются.

Смотрите также:

Адаптация ребенка в детском саду

Тяжелая адаптация: что делать?

Во время адаптации к детскому саду у малыша может ухудшиться аппетит. Некоторые дети не могут привыкнуть есть вне дома и полностью отказываются от еды. Также наблюдаются нарушения сна, частые мочеиспускания. По причине страхов и постоянного стресса ребенок болеет. Нередки случаи диагностирования бронхиальной астмы.

При тяжелой адаптации в детском саду, психологи часто советуют повременить с посещением ДОУ. Если малыш заболел, то его следует забрать из садика с сохранением места, а после выздоровления повторно пройти дома подготовительный этап. Не будет лишним записаться в развивающий детский центр. Во многих из них функционируют группы «Без мамы», где малыши остаются на попечении квалифицированных специалистов на протяжении нескольких часов.

Дети 4-5 лет

Ребенка 4-5 лет психологически легче подготовить к посещению садика. Занимаясь с малышом, не будет лишним сказать, что воспитательница лучше знает, как делать то-то и то-то. Это поможет ребенку вспомнить о положительных моментах его пребывания в садике.

С ребенком, плохо привыкающим к садику, нужно договориться о времени, когда его заберут домой. Обещание забрать сразу после сна или полдника нужно выполнить. Если мама не может забрать малыша к обещанному часу, это может сделать бабушка, старший брат, сестра или отец.

У некоторых детей плач в саду является методом манипуляции. Ребенок должен усвоить, что его плач не является непременным условием того, чтобы незамедлительно оказаться дома.

Что делать воспитателю

С ситуацией, когда новенький сильно плачет, отказывается от прогулок и еды, сталкиваются многие воспитатели. Очень важно избегать крайностей. Был случай, когда девочка трех лет, посещающая частный садик, все время сидела на диване, который служил ей своеобразной безопасной зоной, и плакала. Воспитатель, пытаясь успокоить ребенка, большую часть времени стал проводить именно с ним. В результате девочка по пятам ходила за педагогом, по-прежнему отказываясь от игр и занятий со своими сверстниками.

Нового воспитанника психологи рекомендуют постепенно включать в игру. Если малыш плачет, можно предложить ему подойти к окошку и «высмотреть» на улице маму. Можно задавать малышу простые вопросы о маме: какие у нее волосы, какие глаза, какого цвета одежда. Постепенно нужно переключить внимание ребенка на себя: «А у меня какие волосы?» и на других детей.

Нельзя заставлять ребенка играть, спать или есть. Но нельзя и «забывать» о нем, надеясь, что он «поплачет и успокоится».

Ошибки родителей

«Тот, кто уже не помнит собственного детства
совершенно отчетливо — плохой воспитатель». М. Эшенбах.

Для облегчения адаптации в детском саду, родители не должны:

  • Ругать ребенка за плач.
  • Пугать малыша детским садиком.
  • Плохо отзываться о воспитателях и садике.

Также родитель не должен обманывать малыша, уверяя его, что заберет его домой через 1-2 часа. Иначе ребенок получит еще один стресс, а доверие к матери будет подорвано.

Напоследок

Многие психологи рекомендует отдавать детей в садик после трех лет. Ребенок в 1-2,5 года еще очень привязан к матери. Перед устройством в садик рекомендуется пройти тест на готовность к садику.

Об авторе: детский психолог, опыт работы от воспитателя в детском саду до семейного психолога. Cотрудничаю с детским развивающим журналом «Рюкзачишка», телесериалом «Кулагин и партнеры».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Сегодня не принято даже говорить о яслях. Большинство мам посмотрит на вас, в лучшем случае, как на безумную. Самые ярые сторонницы домашнего воспитания навсегда клеймят позором, назовут кукушкой, станут перешептываться о том, как вы ненавидите своего ребенка.

Конечно, психологи советуют отдавать детей в сад не раньше трех лет, а то и вовсе не отдавать. Однако не всегда и не у всех есть возможность сидеть без работы так долго. Разбираться с причинами необходимости в яслях доверим мамам самостоятельно. Поговорим об адаптации детей раннего возраста в саду, о ее сложностях и особенностях.

Что влияет на способность к адаптации в детском саду/яслях?

Детский сад – это, в первую очередь, коллектив. Причем коллектив ребенку незнакомый. Другие дети и чужие взрослые едва ли вызовут положительную реакцию с первой минуты. Однако опыт мам показывает, что есть малыши, которые охотно идут в садик с первых дней. Другие могут закатывать истерики в течение целого года. От чего это зависит:

  • социализация. Если мама все время находится с малышом дома или общается в ограниченном кругу, ребенок вряд ли сможет спокойно воспринимать большое количество новых людей. Да, социализация детям до 3 лет не нужна. Однако постоянное общение со сверстниками и взрослыми поможет ребенку проще пойти в сад;
  • самостоятельность. Насколько ваш малыш предоставлен себе в течение дня? К самостоятельности рекомендуется приучать детей с рождения, оставляя их наедине с собой на пять-десять минут и увеличивая это время постепенно. Годовалый малыш может играть сам без вмешательства взрослых около часа. Если же мама не отпускает ребенка ни на шаг, стремится все делать за него, постоянно отвлекает его от игры вопросами, запретами или наставлениями, малышу будет трудно пойти в детский сад. Ведь здесь нет мамы на каждого мальчика и девочку. Один воспитатель физически не сможет уделить достаточно времени каждому ребенку, лишенному способности занимать себя;
  • готовность к режиму. За две недели до похода в садик рекомендуется перевести ребенка на режим дня дошкольного учреждения. Можно узнать у воспитателя, когда дети едят и спят, когда гуляют. Дневной сон – самое сложное и важное. Если ребенок после года спит больше одного раза, будет сложнее;
  • настрой родителей. Как мама ведет ребенка в сад в первый раз? Обычно на транквилизаторах или с признаками острого невроза. Конечно, ребенок в такой ситуации тоже будет нервничать. Воспитатели говорят, что многие родители остаются у ворот сада. Курят, страдают, рвут на себе волосы, грызут ногти, а потом приходят со слезами на глазах «избавить свое сокровище от заключения». Это неправильно. Ребенок должен понимать, что садик – не наказание и не каторга. Что маме нужно работать, а ему весело проводить время с детьми. Поэтому родители должны быть спокойными и уверенными. Обычно плач заканчивается на закрытии двери за мамой, но это не с первого дня;
  • выбор детского сада. Адекватность воспитателя и его готовность к адаптации очень важна. Молодые специалисты боятся плачущих детей. Воспитатель без опыта может посоветовать водить ребенка на час, пока тот не начнет проводить этот час спокойно. Однако так положительного результата вы не добьетесь. Время нужно увеличивать, воспитателя, по возможности, выбирать с опытом. Спокойного и уравновешенного, знакомого с адаптационными особенностями детей в яслях.

Сколько длится и как проходит адаптация в детском саду/яслях у малышей от года?

Продолжительность адаптации зависит от вышеперечисленных факторов и от индивидуальных особенностей ребенка, его привязанности к матери. Процесс может занять от двух недель до двух месяцев. В особо тяжелых случаях говорят даже о годе привыкания к саду. Однако воспитатели яслей утверждают, что дети до двух лет гораздо лучше адаптируются и быстрее вливаются в коллектив, чем ребята, которых отдали в садик в два-три года.

Этапы адаптации в яслях:

  • Период активных истерик прекращается в течение первой недели. Причем первые три дня ребенок может ходить спокойно и с удовольствием. Когда он узнает всех детей, переберет все игрушки, может случится первая истерика;
  • Затем следует период «отрывания от мамы». Ребенок начинает плакать только на подходе к саду, а внутри его уже силой забирает воспитатель. За мамой закрывается дверь, плач затихает. Малыш занят другими делами, играть спектакль уже не нужно;
  • Постепенное увеличение времени пребывания. После первых недель в саду можно переходить на режим «с дневным сном». Ребенок снова может начать капризничать, ведь он привык спать дома и сразу после пробуждения видеть маму. Малыша забирают после пробуждения;
  • Затем ребенок остается на весь тихий час, на полдник, ужин и так далее до окончания дня в детском саду.

В идеальной вселенной все это умещается в месяц. Социализированные дети могут привыкнуть спать в садике с первых дней.

Что делать маме?

Набраться терпения, успокоить нервы, настроить себя и малыша на позитивный лад. Пусть ребенок воспринимает ясли как праздник. Если у вас нет положительного опыта посещения детского сада, пусть тот член семьи, у которого он есть, расскажет малышу о яслях.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Адаптация ребенка в детском саду

Уважаемые родители и гости!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!
На страницах нашего сайта Вы найдете:

  • статьи, публикации, памятки, касающиеся вопросов воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста;
  • опыт работы наших педагогов с детьми и родителями;
  • полезную информацию, которая поможет вам в решении широкого круга повседневных воспитательных проблем.

Надеемся, что наш сайт поможет вам избежать сложных ситуаций, возникающих в процессе воспитания, обучения и общения с детьми!

Информация для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста

Комплектование в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения Симферопольского района на 2020/2021 учебный год будет проводиться с мая 2020, согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования».

При наличии льготного права на внеочередное и первоочередное определение ребёнка в МБДОУ Симферопольского района заявители (законные представители ребёнка) в срок до 1 мая 2020 года обязаны обновить информацию о наличии льготы, согласно п. 3.42 Административного регламента.

В связи с прекращением личного приёма граждан управлением образования с 30.03.2020 по 30.04.2020 (Указ Главы Республики Крым «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым») для установления срока действия документа, подтверждающего наличие льготы, необходимо предоставить сканированные копии документов на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (с указанием Ф.И.О. ребёнка).

Дополнительно сообщаем: срок действия документа, подтверждающего наличие льготы на внеочередное и первоочередное зачисление ребёнка в МБДОУ, у родителей — граждан из подразделений особого риска, сотрудников, обеспечивающих правопорядок на территории Северо–Кавказского региона РФ, сотрудников Следственного комитета РФ, прокуроров, судей, военнослужащих, сотрудников полиции, сотрудников органов уголовно–исполнительной системы, сотрудников федеральной противопожарной службы, сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников таможенных органов:

— во время массового основного комплектования (справки с апреля по август 2020 года) — до 01.09.2020;

— в дальнейшем — в течение 30 (тридцати) дней со дня выдачи.

Срок действия документов, подтверждающих статус многодетной семьи, наличие инвалидности у ребёнка или у одного из родителей, определяется сроком, указанным в данном документе.

Кроме того, постановку на учет в дошкольные учреждения Симферопольского района можно осуществить через интернет-портал государственных и муниципальных услуг РК (https://gosuslugi82.ru/).

Для подтверждения необходимых документов в управлении образования можно переслать сканированные копии на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

При постановке детей на учет необходимо предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей) ребёнка (паспорт) (скан-копия);
  • документ, подтверждающий полномочия законного представителя ребёнка (скан-копия);
  • свидетельство о рождении ребёнка (скан-копия);
  • свидетельство (справку) о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на территории муниципального образования Симферопольский район;
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии для постановки на учет в группы компенсирующей и комбинированной направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • документ, подтверждающий право на внеочередное или первоочередное определение ребенка в МБДОУ, при его наличии (скан-копия);
  • родители (законные представители) детей, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно представляют документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Для внесения изменений в заявление о постановке ребенка в электронную очередь в дошкольные образовательные учреждения Симферопольского района (Внести ДОО 1 и ДОО 2) необходимо заполнить заявление (приложение 1) и переслать скан-копию заявления на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Для перевода ребёнка из очереди одного дошкольного учреждения в другое необходимо заполнить заявление (приложение 2) и переслать скан-копию с подтверждающими документами на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

При переводе ребёнка из очереди одного МБДОУ муниципального образования Республики Крым в МБДОУ Симферопольского района необходимо:

− заявление о переводе ребёнка из одного МБДОУ муниципального образования в другое МБДОУ по форме, согласно Административному регламенту муниципального образования;

− согласие на обработку персональных данных по форме, согласно Административному регламенту муниципального образования;

− документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей) (паспорт) (скан-копия);

− документ, подтверждающий полномочия законного представителя ребёнка (скан-копия);

− свидетельство о рождении ребёнка (скан-копия);

свидетельство (справка) о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на территории муниципального образования Симферопольский район (скан-копия);

− вид на жительство в Российской Федерации или документ, подтверждающий право Заявителя на пребывание в Российской Федерации (для иностранных граждан) (скан-копия);

− документ, подтверждающий право на внеочередное или первоочередное определение ребенка в МБДОУ, при его наличии (скан-копия);

− заключение психолого – медико-педагогической комиссии для постановки на учет в группы компенсирующей и комбинированной направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Для изменения желаемой даты зачисления в ДОО необходимо заполнить заявление (приложение 3) и переслать скан-копию на электронный адрес: elzara.ibraimova@yandex.ru

Адаптация ребенка в детском саду

Желательно, чтобы первые недели пребывания ребёнка в яслях совпали с отпуском одного из родителей. Тогда малыша приводят в новый коллектив не на полный день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания по мере нормализации поведения ребёнка. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать.

Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется.

На третий-шестой «садовские» дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу.

Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник.

И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день.

График посещения детского сада в первые недели

Несколько часов, забрать после дневной прогулки

Забрать до сна, сразу после обеда

Несколько часов, забрать после дневной прогулки

Забрать в полдник

Забрать до сна, сразу после обеда

Забрать в полдник

Забрать до сна, сразу после обеда

Забрать в полдник

Забрать до сна, сразу после обеда

Забрать в полдник

Забрать до сна, сразу после обеда

Забрать в полдник

Следует иметь в виду, что в первые дни дети нередко ведут себя спокойно, не плачут. Им интересно всё новое, с чем они встретились. Позже, когда интерес уменьшится, малыши начинают проявлять негативное отношение к организованному коллективу, плакать, скучать по дому и родителям.

В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию.

На период адаптации необходимо постараться создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления (не приобретать новых игрушек, не знакомить с новыми лицами, никуда не ходить), не наказывать, предупреждать отрицательные эмоции, переключая внимание на приятные вещи. Так как ребёнок начал посещать организованный коллектив, его режим жизни и рацион питания в семье в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей должен строго соответствовать таковому в дошкольном учреждении. Отступления от этого правила вызывают различные осложнения.

Приводить ребёнка утром в группу и забирать его домой необходимо в часы, установленные режимом работы дошкольного учреждения. Ребёнок должен быть одет по сезону и иметь запас чистого сменного белья, который пополняется по мере его использования, комнатную и уличную обувь, носовой платок. Необходимо внимательно относиться и чётко выполнять все педагогические и медицинские рекомендации, которые назначены ребёнку.

Укрепление здоровья малыша, успешное его развитие и воспитание могут обеспечитьтолько совместные усилия семьи и дошкольного учреждения.

Детское учреждение является хорошим подготовительным этапом к постоянному пребыванию ребёнка в коллективе в дальнейшем, когда подойдёт срок определить его в школу. Здесь пополняются его знания, вырабатываются полезные привычки, формируются вкусы. Однако основными воспитателями ребёнка по-прежнему остаются родители вне зависимости от того, посещает он дошкольное учреждение или нет.

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ

ТИПЫ АДАПТАЦИИ

Существует три типа адаптации:

  • благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
  • условно-благоприятное – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до 2,5 месяцев);
  • неблагоприятное – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).

Адаптация закончена, если:

Самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации.

Для детей ясельного возраста:

Для детей дошкольного возраста:

При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации должны быть взяты под наблюдение педиатра и психолога ДОУ с первых дней посещения учреждения.

Адаптация ребенка в детском саду

Авторы: Превезенцева А.Н., Филиппова А.А.

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Адаптация ребенка в детском саду

На проблему адаптации к детскому саду родители мало обращают внимание, увы, это правда. Почему у ребенка частые простудные, респираторные заболевания, плохое настроение и громкий, длительный плач, истерика перед походом в детский сад?

Адаптация ребенка в детском саду

[1]

Не хочу в детский сад!

Дети намного хуже переносят детские сады хуже, чем школу. Потому как это первый их контакт с посторонними детьми на длительное время, расставание с родителями и первая чужая еда.

Если отдавать детей в детский сад еще с ясельного возраста – они все же привыкают к этому заведению, но могут начать называть своих воспитательниц мамами. Если удобная привычка отдавать детей в ясли учащается – это может плохо сказаться на чувстве близости к семье у детей и ощущении присутствия родителей. Последствия дают о себе знать даже во взрослой жизни уже подрастающих детей.

Если вы можете себе позволить оставаться с малышом хотя бы до его 3-х -4-х летнего возраста, не упускайте такой возможности. Даже при рождении второго ребенка не стоит отдавать своего старшенького в сад. Он может выполнять очень полезные функции: убирать игрушки, одеяльца, развлекать младшего ребенка, играть погремушкой с младшим братом или сестрой. Естественно, не стоит упускать из виду то, что дети должны иметь возможность привязаться друг к другу, а если их разделить по детским садам и разным бабушкам, может случиться эмоциональный разрыв.

Если все-таки ребенку придется идти в детский сад, вам вместе нужно к этому подготовиться.

Готовимся в детский сад

Первое, что нужно сделать – это не волноваться. Если перед походом в детский сад вы будете слишком переживать – ребенок тоже начнет волноваться и привыкнет нервничать перед походами в сад. Не говорите ребенку о том, что может ему осложнить жизнь в саду, и тем более, не говорите ему, что там будет лучше, чем это возможно. Попробуйте ребенку объяснить все правильно, реалистично, как обычную необходимость со своими плюсами.

Перед походом в сад постарайтесь сделать так, что бы ребенок привык есть все сразу, без частых и легких перекусов. Кормите его в одно и то же время дня, 3-4 раза в день, в зависимости от аппетитов малыша. Если кормить ребенка не слишком калорийными продуктами, то у него со временем улучшается аппетит.

Поговорите с малышом уверенным, строгим тоном голоса. Если при таком настоятельном общении с ребенком от откажется и вовсе от еды, или начнет есть под огромным давлением, подумайте об этом серьезно. В таком случае необходимо настоятельно побеседовать с воспитателем в детском саду, чтобы этот человек не заставлял есть вашего малыша, а терпеливо ждал.

Не подгоняйте ребенка во время употребления пищи. Очень часто малыши не хотят идти в детские сады из-за того, что их заставляют есть, притом то, что им не особо нравится, дома ведь вкуснее. Кормите своего ребенка примерно так же, как и в детском саду, чтобы он привык к меню. Если ребенок панически отказывается идти в детский сад, возможно, пришло время подумать о том, нужно ли ему вообще это.

Закалка перед детским садом

Закаляйте своего малыша, особенно если собираетесь идти в детский сад. В детском саду часто встречаются дети с плохой адаптацией и плохим иммунитетом, потому ваш ребенок должен быть крепок здоровьем. В теплое время года, а именно весной, летом ходите босиком с малышом, не обращая внимания на погодные условия.

Не меряйте своему малыш слишком часто температуру и не говорите ему о том, что ваш ребенок может заболеть. Малыш должен быть уверен в своей неуязвимости, ему нужно чувствовать себя защищенным. Постарайтесь приучить своего ребенка к холодному: чаю, молоке, сокам, воде, кефиру и т.д. Детям очень полезно в небольших количествах есть мороженое. Из-за разницы температур у ребенка выработается со временем иммунитет. К тому же, дети очень любят мороженое, такое запретное, такое вкусное. Оказывается, оно еще и очень полезное.

Расставание с мамой

Многие дети очень болезненно воспринимают прощание со своими родителями, даже на короткий промежуток времени, они не воспринимают даже уговоры остаться с близкими им людьми, так как трудно переживают расставание с матерью и отцом.

Проявляться это может по-разному: нежелание есть или плохой аппетит, плохой сон либо отсутствие сна, пропадает настроение, дети постоянно спрашивают, где мама, папа, спрашивают, сколько времени. Причина такого поведения детьми заложена в них родителями.

Если мама не воспринимает то, как может себя вести ребенок, она сильно тревожится, неправильно оценивает свое положение в семье. Если дети ведут себя слишком тревожно при расставании с родителями, можно обратиться к психологу, но можно и попытаться решить проблему самостоятельно.

Как правильно поступать с ребенком?

Попытайтесь отлучаться от ребенка, например, в магазин, когда он чем-то занят: увлекательной игрой с друзьями, рисованием. Можно отлучаться в то время, когда ребенок конструирует своими руками сюрприз для родителей. Если вы собираетесь часто выходить из дома и оставлять ребенка одного – приучите его к тому, чтобы он сам считал время до того, как ему пора лечь спать и сам же ложился, то же касается и времени приема пищи.

Возлагайте на него дополнительные обязанности. Например, чтобы он помогал вам что-то искать или мыл посуду, убирал за собой и т.д., тогда ребенок будет чувствовать ответственность и малышу не будет одиноко, когда он будет находиться сам в доме.

Говорите ему о том, что благодаря его неоценимой помощи вам намного легче справляться по дому и он молодец, что упрощает маме или папе жизнь.

Можете придумать ритуалы, например, когда уходите на работу, чтобы ваш малыш махал вам рукой на прощание из окна квартиры, провожал до дверей или лифта. Если вы будете приносить ребенку вкусные или приятные сюрпризы, приходя с работы, он тоже попытается сделать вам приятное, притом будет с нетерпением ждать вас, чтобы увлеченно рассказать о том, что с ним происходило в течение дня.

Воспитание – это очень важно

То, что вы даете своим детям в раннем возрасте, будет сказываться в течение всей их взрослой жизни, некоторые вещи поменяются лишь слегка. Приложите все возможные усилия, чтобы ваш ребенок был самостоятельным, ответственным и ценил вас. Хвалите его за успехи и с увлечением рассказывайте об интересных вещах, пробуждая его интерес. Жить с таким ребенком будет одно удовольствие. И проблемы адаптации к детскому саду останутся в прошлом.

[2], [3]

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство- время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности, поэтому он очень важен в жизни ребёнка.

Поступления ребёнка в дошкольное учреждение- процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это- сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Исходя из определения М. Веллера (универсальный словарь по русскому языку С-Петербург, 2009г.) адаптация- это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Чёткий режим дня, питания, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение- все эти изменения создают для ребёнка стрессовою ситуацию, которая влияет на его психическое и физическое здоровье.

Адаптация у детей проходит по-разному. Часть детей адаптируется относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревожность значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста- психолога. Из наблюдения в течение 3-х лет мною замечено, что легче адаптироваться:

— детям, чьи родители готовят их к посещению детского сада заранее;

— детям физически здоровым;

— детям, имеющим навыки самообслуживания;

— детям, чей режим близок к режиму сада;

— детям, чей рацион питания приближен к садовскому.

Чтобы привыкание детей к новому образу жизни было максимально безболезненным, коллективом нашего детского сада МБДОУ № 101 «Колокольчик» г. Таганрога был выработан комплексный подход к решению проблемы адаптации. Одним из важных направлений работы д/с по успешной адаптации детей мы считаем их заинтересованность в согласованности своих действий и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду дают положительные результаты.

Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе с родителями и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности. Исходя из этого можно сделать прогноз готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение и разработать для него приёмы и подходы. Поэтому при поступлении ребёнка в д/сад воспитатели предлагают:

— сообщить все сведения о ребёнке;

— заполнить анкету для родителей;

— памятка для родителей, которая помогает выработать единые требования к воспитанию и развитию ребёнка.

В период адаптации малыша многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях воспитателя, психолога, медицинских работников. Опыт нашей работы показывает, что одна из задач воспитателя -успокоить прежде всего взрослых, создать атмосферу доверия между сотрудниками и родителями. При первом посещении детского сада мы приглашаем родителей осмотреть групповые помещения, шкафчики, кровати, игрушки, рассказываем, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, знакомим с режимом дня.

Следующее направление нашей работы — создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Мы уверены, что формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе . Первые контакты с ребёнком- это помощь и забота. Основная задача педагога на первом этапе — заслужить доверие ребёнка. Детям нравится , когда воспитатели: эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. У них весёлое настроение, они умеют создать его другим, они способны увлечёно играть и придумывать истории. Для того, чтобы вызвать у детей интерес к игровой деятельности, мы предлагаем:

— игры с песком и водой;

— нанизывание колец пирамидки ;

— сжимание кистей рук( дать резиновую игрушку- пищалку);

— рисование фломастерами, красками, маркерами;

Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша, в группе имеется альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома. Из опыта работы можно сказать, что сгладить адаптационный период помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребёнка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых лаской, улыбкой, интонацией, проявлением заботы каждому малышу.

Очень важно в момент адаптации проводить индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Чтобы это осуществить мы предлагаем:

— игры « Ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», « Весёлый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки», «Дождик», «Солнечные зайчики», «Хоровод»;

— пальчиковые игры « Утёнок», «Моя семья», «Наш малыш», «Встали наши пальчики», «Полетели птички», «Повстречал ежонка ёж…».

— поэтическое народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песенки.)

1. Игровое взаимодействие со взрослым.

2. Играем и строим самостоятельно.

3. Формируем эмоциональную отзывчивость.

4. Развиваем движения.

Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Планируя игровое взаимодействие , следует подбирать разнообразные виды игр: сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры- забавы.

В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.

В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» мы включаем: чтение стихотворений , пение песенок, слушание музыки, рассказывание сказок, рассматривание игрушек, книжек, картинок, наблюдение за объектом природы, рисование.

Планируя раздел «Развитие ребёнка» мы подбираем: игровые упражнения, подвижные игры, музыкальные игры, пальчиковые упражнения.
Успешность адаптации можно наблюдать в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Выделяют четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

Мы заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.

Таким образом, прежде чем отправить ребёнка в детский сад, необходимо встретиться с родителями как минимум за месяц до посещения, предложить им пообщаться с психологом и медицинскими работниками, познакомить с режимом группы и рационом питания.

Результаты сравнительной диагностики адаптационного периода в 3-х возрастных группах нашего МБДОУ: лёгкая степень адаптации-70%, средняя степень адаптации-18%, тяжелая адаптация-12% подтвердили положительные результаты нашего взаимодействия с родителями.

Адаптация ребенка в детском садуВ широком смысле слова адаптация — это процесс приспособления индивида к условиям внешней среды. Адаптацией детей в яслях и детском саду называют привыкание малыша к совершенно новой обстановке вне пределов родного дома и без родителей.

Почему одни дети привыкают к детскому саду быстрее и проще, а другие дольше и сложнее? Чтобы помочь малышу, вы должны понимать, от чего зависит успешная адаптация и как решать возникающие проблемы.

Как определить форму адаптации ребенка?

Выделяют три формы адаптации детей дошкольной группы : легкая, средняя и тяжелая. Чтобы определить, к какой из них относится ребенок, понаблюдайте за ним.

Легкая форма адаптации

Малыш вливается в детский коллектив за 2–4 недели. Этот вариант характерен для большинства детей. При этом ребенок:

  • без слез и истерик заходит в группу и остается там;
  • общаясь с педагогом, смотрит ему в глаза;
  • может попросить о помощи;
  • играет с другими детьми;
  • способен сам найти себе занятие на короткое время;
  • быстро привыкает к распорядку дня;
  • адекватно реагирует на замечания воспитателя.

Средняя форма

Адаптация занимает около 1,5 месяцев, при этом малыш:

  • проявляет негативные эмоции, плачет после разлуки с матерью;
  • отвлекаясь, вступает в игру и забывает о расставании;
  • общается с воспитателями и другими детьми;
  • выполняет правила распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко затевает ссоры.

Тяжелая форма

Адаптация затягивается на несколько месяцев, а иногда вообще не наступает — в таких случаях говорят о полной дезадаптации, когда ребенок не может посещать дошкольное учреждение. Встречается она крайне редко. Если в течение года ребенок так и не смог привыкнуть к ДОУ, стоит обратиться к специалистам (неврологу, психологу).

В этой форме ребенок:

  • Адаптация ребенка в детском садуне желает контактировать с воспитателями и детьми;
  • расставаясь с матерью, кричит, плачет или уходит в себя;
  • не желает заходить в группу;
  • отказывается от игр и еды;
  • не хочет соблюдать режим дня;
  • проявляет агрессию или замыкается в себе;
  • плачет или пугается, когда к нему обращается воспитатель.

От чего зависит форма адаптации?

На форму адаптации влияют:

  • Степень привязанности к значимому взрослому, обычно к маме. Чем надежнее привязанность, чем сильнее ребенок уверен в маме, тем легче адаптация. Излишняя эмоциональная привязанность, напротив, осложняет адаптацию.
  • Особенности взаимоотношений в семье. У чутких и внимательных родителей малыш легче приспосабливается к новым условиям, у строгих — тяжелее.
  • Отношение родственников к детскому саду. Сложнее всего детям, которых отдают в садик из-за давления внешних обстоятельств, например, если родителям надо выходить на работу. В семьях, где главная цель — социализация, адаптация проходит проще.
  • Степень социализации ребенка. В детском саду ребенок контактирует с множеством взрослых и ровесников. Если ребенку такое общение в новинку, он может испытывать трудности. Поэтому чем шире был круг общения ребенка до посещения ДОУ, тем легче ему привыкнуть к новой обстановке.
  • Возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем дольше адаптация. Оптимальный возраст для начала посещения ДОУ — от 2 до 2,5 лет. В этом возрасте малыш уже начинает интересоваться другими детьми, может с ними взаимодействовать. В то же время еще не наступил кризис трех лет, связанный с формированием своего «я».
  • Здоровье физическое и психическое. Любое отклонение от средних показателей затрудняет адаптацию. Сложно привыкают к детскому саду дети с хроническими заболеваниями (диабетом, астмой), часто болеющие, отстающие в развитии или, наоборот, опережающие ровесников.
  • Вы не в силах воздействовать ни на один из этих факторов, но можете облегчить адаптацию для ребенка.

Какую помощь может оказать воспитатель для успешной адаптации и социализации ребенка?

Чтобы успешно справиться с обязанностями воспитателя по адаптации детей в ДОУ, соблюдайте следующие принципы.

Адаптация ребенка в детском саду1. Постепенность

Принимайте малышей на адаптацию по очереди, не больше двух детей в один день и четырех в неделю. Пусть сначала ребенок побудет в группе 2 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания, учитывая, насколько быстро происходит привыкание.

2. Индивидуальный подход

Уделите внимание каждому новичку. Поговорите с родителями, расспросите о предпочтениях и особенностях малыша и постарайтесь в разумных пределах их учесть. Особенно внимательно отнеситесь к чувствительным, эмоциональным и замкнутым детям.

3. Сотрудничество с родителями

Объясните родителям, что обе стороны должны предъявлять к детям одинаковые требования. Рассказывайте родителям об успехах и достижениях ребенка, демонстрируйте его работы. Оформите уголок в помощь родителям, размещайте там актуальную полезную информацию и советы.

Адаптация может сопровождаться плачем, упрямством и капризами. Соблюдайте спокойствие и создавайте благоприятный эмоциональный климат. Маленькие дети легко отвлекаются, поэтому возьмите на вооружение простые игры, потешки, песенки и игрушки.

Что еще поможет воспитателю наладить контакт с детьми?

Важный навык, который ускорит социализацию и адаптацию ребенка к детскому саду, — эмоциональный интеллект (ЭИ). Развитый ЭИ помогает достичь успеха на любом этапе жизни. Те, кто обладает им, эмоционально устойчивы, легче выражают свои чувства и считывают эмоции окружающих.

Чтобы научить воспитателей управлять эмоциями дошкольника, в АНО «НИИДПО» разработана программа повышения квалификации:

Проблема адаптации ребенка в детском саду актуальна практически в каждой семье, потому что лишь в редких случаях первые несколько недель в новом месте проходят для малыша без стресса. Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, однако социальная среда необходима для полноценной подготовки ребенка к взрослой жизни. Именно тут он учится отстаивать свою точку зрения, проявляет самостоятельность и получает бесценный опыт общения со взрослыми и сверстниками.

Адаптация ребенка в детском саду проходит следующим образом:

  • Ребенок внимательно рассматривает новое место, проявляет интерес к игрушкам, воспитателям и детям, с удовольствием играет и проявляет себя;
  • Малыш следует за воспитателем, выполняет все его требования, но не проявляет активности в общении со сверстниками;
  • Ребенок негативно относится к воспитателям, отказывается выполнять их требования, не отходит от мамы, а если она уходит – продолжительно плачет, игнорируя любые попытки со стороны сверстников познакомиться.

Причины столь разного поведения детей могут быть различными, среди них выделяют следующие:

  • Отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками и взрослыми;
  • Отсутствие в семье режима дня, который совпадал бы с режимом детского сада;
  • Неумение самостоятельно найти себе занятие;
  • Отсутствие необходимых культурно-гигиенических навыков.

Сложнее всего приходится именно тем детям, круг общения которых был сужен до рамок семьи. Знакомство с новыми людьми вызывает у них страх, а контакт с воспитателем и со сверстниками происходит с затруднениями.

Длительность периода адаптации ребенка в детском саду напрямую зависит от круга его общения – чем шире он был до его поступления в дошкольное учреждение, тем быстрее малыш привыкнет к новому окружению, и наоборот.

Если опыт общения малыша со сверстниками до детского сада был меньше, чем со взрослыми, ребенок сможет быстро найти общий язык с воспитателями, но сверстников он будет побаиваться и избегать.

Дети, имеющие до детского сада положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют наиболее благоприятную группу по характеру поведения. Они быстро привыкают к детскому саду. В среднем, по наблюдениям психологов, адаптация ребенка в детском саду составляет:

  • Ясельная группа (до 3 лет) – 7-10 дней;
  • Средняя группа (от 3 до 5 лет) – 2-3 недели;
  • Старшая группа (от 5 до 7 лет) – 1 месяц.

Как родители могут облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению?

Первый поход ребенка в детский сад является волнительным событием для малыша и для родителей. Ребенка пугает новая атмосфера, чужие люди и отсутствие мамы. Родители же переживают, правильно ли ухаживают за их малышом, вовремя ли кормят, насколько легко проходит его знакомство со сверстниками. Волнение родителей усугубляется, когда по возвращению ребенка домой из детского сада, он умоляет больше никогда его туда не отводить, капризничает, становится раздражительным и истеричным.

Для того чтобы адаптация детей к дошкольному учреждению проходила гладко, родители должны с раннего возраста воспитывать своего ребенка самостоятельной и любознательной личностью, также научить его общению с детьми и взрослыми.

Так как в детском саду существует определенный режим и правила поведения, родители должны создавать подобные условия в семье. В возрасте 1 года 2 месяцев ребенок уже должен уметь самостоятельно сидеть за столом, пить из чашки, держать в руке ложку и пытаться самостоятельно кушать разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, задвигать за собой стул, активно участвовать в таких процессах, как одевание, раздевание и умывание.

С полутора лет малыша необходимо научить мыть руки самостоятельно, с двух лет – раскладывать вещи на свои места, тихо вести себя за столом и в спальне. Частое упражнение детей в приобретаемых навыках является гарантией того, что они смогут применять их на практике самостоятельно, а это в свою очередь положительно повлияет на адаптацию ребенка в детском саду.

Дети, у которых сформированы культурно-гигиенические навыки и имеется опыт общения и построения отношений со сверстниками и взрослыми, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются, растут социально активными и здоровыми людьми.

Как воспитателям облегчить адаптацию детей младшей группы?

Со стороны воспитателя помощь в адаптации ребенка в детском саду заключается, прежде всего, в согласованности его действий с родителями. Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатель должен иметь представление об индивидуальных особенностях ребенка, обсудить с родителями приемлемый подход для облегчения периода адаптации.

Также желательно пригласить родителей осмотреть групповые помещения, познакомить с режимом дня, показать кровать и шкафчик ребенка. Успокоив родителей и продемонстрировав ребенку доброжелательные отношения с ними, воспитатель влияет на скорость адаптации ребенка в детском саду.

Наиболее целесообразно рекомендовать родителям первые несколько дней проводить в саду вместе с ребенком либо приводить его во время прогулок, вместе знакомиться с детьми и работниками детского сада.

Адаптация детей младшей группы напрямую зависит от умения воспитателя создать теплую и уютную атмосферу в группе. Если с первых дней малыш почувствует, что от воспитателя исходит тепло и забота, его страхи и волнение исчезнут. В период адаптации воспитатель может использовать различные игры, направленные на формирование эмоциональных контактов, основной задачей которых является формирование у ребенка доверия к воспитателю и детям в группе.

Адаптация ребенка в детском саду

Слово «Адаптация «означает «приспособление к новому, неизвестному».

У маленького ребенка весь окружающий его мир – это МАМА. Он познает мир её глазами, видит в нем то, чему его научили. Его окружают люди родные, близкие. Живя в семье в определенных условиях, ребенок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи, к людям которые его окружают. Это его МИР, в котором он живет. Другого мира он еще не знает.

В этом мире у него формируются различные привычки: он привыкает к режиму дня, способу кормления, укладывания, формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним, родным людям. Отдавать ребенка в детский сад или нет – вопрос многих семей. Родителям страшно менять то, чего они достигли в воспитании своего малыша.

В случае если установленный в семье порядок почему-то изменяется, обычно поведение ребенка временно нарушается. Это нарушения уравновешенного поведения объясняется тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые.

Недостаточно развиты у ребенка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребенка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходит не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остается каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребенок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском саду показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптации к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

К таким нарушениям относят:

  • Нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • Нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • Меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются)
    • Повышение температуры тела
    • Изменения характера стула
    • Нарушение некоторых приобретённых навыков (ребенок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Что сделать родителям и воспитателям для того, чтобы адаптационный период проходил для ребят безболезненным и легким?

Что должны знать родители?

Адаптация ребенка в детском саду

Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке около дома, т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения и навыки в обстановку детского сада.

Неформальное посещение детского сада. Т. е. прогулки по территории детского сада, наблюдение за играми детей на прогулке, сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть красочным и позитивным. Старайтесь показать в своем рассказе ребенку, как весело и хорошо детям в детском саду.

Так как каждый поступивший ребенок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).

В первые дни ребенок должен прибывать в группе не более 2-3 часов.

Для первых посещений рекомендуются часы, отведенные для прогулок, игр.

Это позволяет быстрее определить группу поведения ребенка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

Установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека.

В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новой ситуации.

Очень полезны экскурсии по группе, в которых принимают участие ребенок и родители.

Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

До приема выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребенка (анкета).

В первые дни не нарушать, имеющиеся у ребенка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребенка к новому укладу жизни.

Приблизить домашние условия к особенностям детского сада; внести элементы режима, упражнять ребенка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслужить.

В зависимости от уровня навыков общения ребенка, контакт, установленный с семьей, должен быть дифференцирован, т. е. в соответствии с группой адаптации ребенка должны быть определены объем и содержание работы с семьей.Адаптация ребенка в детском саду

Не все мгновенно увидят плоды своих трудов. Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребенок заболел во время адаптации. Иногда, после выздоровления, ребенку приходится привыкать заново. Но, хочу вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на других детей, которые очень быстро привыкли к детскому саду. Все дети индивидуальны, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с вашей помощью мы найдем ключик к каждому ребенку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша забота и любовь к детям, иными словами согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить проблему на должном уровне.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector