Адаптация ребенка к садику

Адаптация ребенка к садику

Малыш идет в детский сад, возможно, впервые остается без мамы и папы в новом месте. Как ему помочь? Детский сад — важный этап в жизни ребенка. Адаптация к детскому саду пройдет легче, если родители будут помогать малышу правильно и постараются не допускать ошибок. Мы подготовили несколько полезных рекомендаций.

Сколько длится адаптация к детскому саду?

Времена, когда ребенок шел в детский сад сразу на полный день — прошли. Теперь детям принято давать время на адаптацию, и это положительно влияет на отношение ребенку к детскому саду. Но сформировать позитивное восприятие можно и до того, как вы переступите порог учреждения. Как это сделать?

Малыш вряд ли с восторгом воспримет идею остаться без мамы даже на короткий срок, но совместное чтение книг о том, как дети идут в садик, может помочь. Расскажите о том, как герой истории тоже сначала переживал, но потом нашел друзей, много интересных занятий и с нетерпением ждал нового дня, чтобы поиграть в детском саду.

С той же целью можно придумать ролевую игру, где куколка-воспитатель будет заниматься с детьми-другими игрушками. Многим малышам важно понимать, что их ждет. Расскажите в игре об обычном распорядке дня в садике, о том, чем ребенок будет там заниматься. Так можно помочь преодолеть страх неизвестности.

Сроки адаптации индивидуальны. Если одному ребенку достаточно нескольких дней, то другой и через несколько месяцев может проситься домой. Главное — учитывать это и действовать без напора, не ругать ребенка. Первое время в детском саду — самое волнительное, это большой стресс для малыша, который привык быть в домашней обстановке с родителями или другими родственниками.

Адаптация ребенка к садику

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

Адаптация ребенка к садику

Чего не надо делать в период адаптации к детскому саду?

  • Не стоит сдаваться сразу, если ребенок говорит, что не хочет в сад. Через некоторое время станет очевидно, справился ли ребенок и, подходит ли ему режим, нет ли в саду конфликтов. Выслушивайте малыша, внимательно расспрашивайте, что ему не нравится. Стоит много раз проговорить, что вы будете приходить за ним, никогда его не оставите, в саду он ненадолго, а живет — с вами.
  • Не ругайтесь, если адаптация затянулась. Это — большой стресс для маленького, особенно, если у вас «домашний» ребенок-интроверт.
  • Не стоит приводить в пример других детей и их заслуги — «вот, смотри, Маша уже не плачет в садике». Детям в период адаптации особенно нужны чуткость и поддержка. Похвалите ребенка за терпение даже, если он не вытерпел до конца дня.
  • Не обманывайте ребенка, что он идет гулять или играть, если вы направляетесь в детский сад. Если вас не будет долго, тоже честно предупредите ребенка.
  • Не стоит заходить с ребенком в группу. К любому процессу адаптации нужен индивидуальный подход, но лучше, если ребенок сразу запомнит, что пространство детского сада — для него и воспитателя. Иначе он может захотеть видеть вас в детском саду постоянно.
  • Дети чувствуют настрой родителей, постарайтесь отнестись к детскому саду, как к возможности научиться жить в обществе, получить новые полезные навыки и подготовиться к школе, а не как к ужасной разлуке с ребенком (вы очень скоро окажетесь вместе).

Не отказывайте ребенку, если в первые дни он будет проситься остаться с вами дома. Когда есть такая возможность, можно дать выходной, чтобы поход в детский сад не становился «неизбежностью». В эти дни можно обсуждать, как здорово гуляют дети в саду, как все ждут его, как много интересного происходит на занятиях…

Важнее всего — прислушиваться, и не оставлять без внимания жалобы ребенка. Возможно, адаптация длится слишком долго или кажется такой трудной, потому что малышу действительно не комфортно, возник конфликт. Ребенку станет проще, когда он поймет, что находится под маминой зашитой, и его не обидят!

Читайте также:

Адаптация ребенка к садику

Мы уже рассказывали, почему дети болеют, когда начинают посещать детские дошкольные учреждения. Но по какой причине температура и сопли продолжают их преследовать даже тогда, когда, казалось бы, период адаптации должен закончиться?

Важность утреннего фильтра

Адаптация – это процесс приспособления организма к условиям внешней среды. Факторами успешной адаптации к детскому саду являются:

  1. Внешние условия.
  2. Временной промежуток.
  3. Индивидуальные особенности ребёнка.

Внешними условиями в данном случае является детский садик с его распорядком, правилами работы и режимом гигиенических правил. В каждом дошкольном учреждении имеется регламент работы, который определён санитарными правилами РФ и контролируется медицинскими работниками сада и Роспотребнадзором. В него входят:

  1. Режим и распорядок дня.
  2. Организация питания.
  3. Гигиенические мероприятия.
  4. Дезинфекция.
  5. Фильтр детей.
  6. Физическая и умственная нагрузка.
  7. Профилактические прививки.

Каждая составляющая регламента важна, но хочу заострить внимание на фильтре детей. Ежедневно в детском саду воспитатель или медицинский работник проводит мероприятие по утреннему приёму детей в группу. Вот это и есть фильтр. Он включает в себя:

  • термометрию – измерение температуры тела;
  • внешний осмотр (кожа, зев, отсутствие отделяемого из носа);
  • опрос родителя о состоянии здоровья ребёнка. Все мамы и папы заверяют свои слова о состоянии ребёнка подписью в журнале;
  • заполнение журнала утреннего фильтра детей.

Фильтр проводится в профилактических целях, чтобы не допустить в группу к близким контактам с другими детками тех, кто чувствует недомогание. Детей с первыми симптомами болезни в сад не принимают. Их направляют к участковому педиатру на лечение. И тут основная ответственность лежит на родителях. Поэтому не стоит вести нездорового ребёнка в садик или пытаться скрыть его истинное состояние, так как его пребывание в саду вредно и для него самого, и для других деток.

Сколько может болеть ребёнок?

Лучше бы, конечно, чтобы дети вообще не болели. Но только так, через температуру, сопли и кашель они формируют свой иммунитет.

Адаптация ребенка к садику

Точно определить в днях, неделях или месяцах срок адаптации для каждого ребёнка невозможно. Но существуют нормы того, как часто могут болеть дети с нормальным иммунитетом. На сегодняшний день они следующие:

  • в первый год посещения детского сада – 8–12 раз;
  • во второй год посещения – 6–10 раз;
  • в третий год посещения – 4–8 раз.

Как вы видите, с каждым последующим годом допустимое количество заболеваний снижается. Но, конечно, цифры эти не являются догмой. Надо учитывать иммунитет ребёнка, его физическую подготовленность, психоэмоциональное состояние, индивидуальные особенности характера и даже тип темперамента. Например, известно, что экстраверты (холерики или сангвиники) быстрее и легче адаптируются к новым условиям, чем интроверты (флегматики или меланхолики).

Если же ребёнок ходит в детский сад длительное время и продолжает часто болеть, это означает, что процесс адаптации ещё не завершён. Исходя из моих личных наблюдений, могу сказать, что в среднем он составляет от трёх месяцев до двух лет. А помимо индивидуальных особенностей, для успешного прохождения этого периода имеет значение ответственное отношение родителей к здоровью ребёнка. Важно вовремя увидеть начало заболевания и отреагировать на него, обязательно долечивать и вести в сад только полностью здорового ребёнка.

Адаптация ребенка к садику

Согласно статистике, на 100 детей приходится 2-3 ребенка, у которых адаптация к детскому саду пройдет с осложнениями.

И это будет заметно не только по психоэмоциональному состоянию, но и по физическому здоровью. Пару дней в группе сменяются больничным и так без конца.

Почему так происходит? Как облегчить адаптационный период?

Что означает термин?

В большинстве случаев дети привыкают к саду уже через несколько недель. Да, поначалу они плачут, не хотят отпускать маму или папу, игнорируют попытки воспитателей отвлечь их. Но вскоре ситуация в корне меняется. Ребенок с удовольствием идет в группу, находит новых друзей и т.д.

Вышеописанный вариант является самым распространенным. Но бывает и так, что малыш ни в какую не хочет оставаться без родителей, капризничает, отказывается есть, играть и спать. К этим симптомам добавляются проблемы со сном, но уже дома, отсутствие аппетита, частые болезни и ухудшение общего самочувствия. Это и есть тяжелая адаптация к детскому саду.

Когда у ребенка возможна?

На первом месте в группе риска, по словам психологов, находятся дети с ограниченными возможностями здоровья или, например, аутизмом. Им сложнее, чем другим, приспособиться к новым обстоятельствам, найти общий язык с незнакомыми людьми.

В список можно добавить и совсем маленьких детей, чьим родителям пришлось рано выйти на работу. Речь идет о возрасте 1-1,5 года.

Интересно, что тяжелая адаптация возможна не только у детей с задержкой в развитии, но и у тех, кто, наоборот, развивается быстрее сверстников. В первом случае состояние ребенка можно стабилизировать, применяя специальные программы обучения. Во втором же в них необходимости нет. Хотя ребенку будет сложно влиться в коллектив, ему попросту станет скучно.

Причины сложного привыкания

Причин появления трудностей с привыканием к детсаду несколько:

    Негативный настрой родителей. Возможно, у них есть неприятный опыт из детства. А, может быть, они просто сильно переживают.

Адаптация ребенка к садику

Чрезмерное стремление отдать ребенка в сад. Он должен считать его чем-то хорошим, а не наказанием.

Способы преодоления

Специалисты выделили ряд советов, следование которым поможет и родителям, и детям справиться со всеми без исключения трудностями, сопутствующими тяжелому адаптационному периоду.

Вот некоторые из них:

  1. Помочь ребенку привыкнуть к режиму. Для этого нужно приучить его ложиться спать и просыпаться в одно и тоже время. Этот совет касается и приема пищи. Лучше, если завтрак, обед и ужин будут проходить по расписанию. Кстати, стоит пересмотреть не только график, но и меню. По возможности следует подстроить его под детсадовское.
  2. Постоянно рассказывать, зачем нужно ходить в детский сад. Можно, например, сравнить это с тем, как родители ходят на работу.
  3. Не оставлять ребенка на полный день до тех пор, пока он не будет готов к этому. Для начала хватит и пары часов. После можно попробовать оставаться до обеда, а потом и на сон.
  4. Вечера и выходные дни посвящать общению с ребенком. Важно не только интересоваться происходящим в его жизни, но и внимательно слушать, вникать.

Есть еще один интересный совет: дать ребенку с собой какую-нибудь игрушку, напоминающую о доме. Ее можно назначить дежурным, который будет провожать в детский сад, сидеть рядом за обедом, спать в кроватке в тихий час. Вечером игрушка расскажет маме с папой, как прошел день.

Может ли не привыкнуть?

Ответ утвердительный. В некоторых случаях ни одна из вышеописанных рекомендаций не принесет результатов.

Адаптация ребенка к садику

Говорить о том, что адаптация так и не произошла можно, если наблюдаются такие симптомы:

  1. Ребенок не стал частью коллектива. Он замкнулся в себе, ни с кем не общается даже по прошествии 1-2 месяцев.
  2. Малыш отказывается от еды и воды, не посещает туалет, терпит до последнего момента.
  3. Ребенок все время плачет. Успокаивается он только в тот момент, когда за ним приходят родители.

Что делать, если малыш не адаптируется?

Варианта всего три:

  1. Первый — поговорить с воспитателями и психологом, на которых также лежит ответственность за помощь в привыкании к детскому саду.
  2. Второй — чаще говорить о садике, играть в специальные адаптационные игры, рассказывать сказки.
  3. Третий — на некоторое время отказаться от посещения сада. Возможно, проблема в сильном стрессе и после восстановления организма она будет решена.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Не всем удается быстро приспособиться к посещению детского сада. Иногда адаптация самая что ни на есть тяжелая.

Ребенок не только плачет и устраивает истерики, но и чаще, чем обычно, болеет. Исправить ситуацию можно, следуя советам психологов. Если же она совсем безвыходная, можно просто сделать перерыв и подождать, пока малыш подрастет.

«Отвели ребенка в сад – мама рада, папа рад». Увы, все не так радужно, как в строчке из стихотворения, для начала нужно пережить важный период адаптации к детскому саду.

В каком возрасте отдавать ребенка в садик?

Считается, что 3-4-летний малыш уже готов посещать детский сад. Детки до двух-трех лет очень зависят от мамы и пока еще не готовы к долгой разлуке. Не стоит отдавать малыша в детский садик в период кризиса трех лет, когда он начинает воспринимать себя отдельной самостоятельной личностью, все хочет делать сам, даже если не умеет. Отправляя кроху в садик в этот период, вы создаете для него и без того лишние стрессовые ситуации. В этом случае лучше подождать, когда ребенку исполнится три с половиной — четыре года.

Бывают ситуации, когда родители вынуждены отдать 2-летнего ребенка в группы кратковременного пребывания или ясли по причине выхода на работу либо когда он морально готов находиться в коллективе и эффективно взаимодействовать с другими детьми без мамы и папы. В любом случае необходимо пережить период адаптации.

Как определить, что ребенок готов к садику?

Ребенок готов к детскому саду, если он:

  • тянется к общению с другими детьми;
  • хорошо говорит, с незначительной помощью ухаживает за собой (ходит на горшок, моет руки, одевается, кушает);
  • без истерик может находиться какое-то время один, не требуя чье-либо внимание, сам себя занимает и развлекает;
  • нет противопоказаний по состоянию здоровья (пищевая аллергия, отклонения в работе нервной системы, предрасположенность к частым простудным заболеваниям, проблем со слухом и зрением и т.д.);
  • сданы все необходимые анализы и пройдены врачи.

Как подготовить малыша к посещению сада?

Адаптация к детскому саду во многом зависит от характера малыша, а также от состояния его здоровья. Отдать кроху в детский сад без подготовки — значит спровоцировать сильный стресс, в этом случае процесс адаптации займет больше времени и даже может послужить причиной болезни. Как только малыш получил свое место в саду, нужно позаботиться не только о связанных с садиком покупках, но и о прохождении медосмотра.

Желательно заранее сделать следующее:

  • рассказать малышу о садике, о режиме дня, особенно про «тихий час», постараться поддерживать похожий режим дома, играть с ним в «детский садик»;
  • сходить на прогулку к детскому садику, поиграть на его территории, рассмотреть здание;
  • рассказать ребенку про воспитателя, нянечку (в идеале заранее с ними познакомиться), объяснить, что это не чужая тётя, а помощник и друг, который знает много интересных игр и научит его полезным вещам;
  • объяснить, что в садике он не будет один, что у него появится много друзей, с которыми весело будет вместе играть, учиться, гулять, кушать и спать.

Обязательно много разговаривать про садик, чтобы он заранее стал привычным и нестрашным местом.

Как вести себя в первые месяцы?

Самое сложное для родителей в процессе адаптации – оставлять в садике плачущего ребенка, не желающего их отпускать. Лучше всего оставлять малыша быстро, без долгих прощаний – весело переодели, улыбнулись, помахали ручкой и ушли. Он чувствует волнение мамы, и оно ему передается. А если мама в хорошем настроении, ребенок более спокойный и уверенный в себе.

Если вы привели ребенка в сад, то нельзя забирать его домой только по причине истерики при расставании, это может войти в привычку. Объясняя малышу, что вы за ним вернетесь, бесполезно упоминать о времени, нужно говорить про ключевые моменты. Например, что заберёте его после прогулки или сна. А далее важно выполнять обещание.

В процессе адаптации к детскому саду есть еще два значимых момента: болезни и регресс. В первый год для крохи нормально заболевать почти каждый месяц, хотя не все болеют так много.

Наиболее частые детсадовские болезни – это ОРВИ и ОРЗ. Также многие именно в саду болеют ветрянкой, корью, краснухой, паротитом (свинкой) и т.п. Иногда могут возникать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это считается нормальным. Главное не паниковать, осознавать, что таким образом укрепляется иммунитет.

Регресс – это возвращение назад. Например, ребенок начинает писаться, хотя до прихода в садик уже ходил на горшок, или не ест сам, не засыпает сам, перестаёт разговаривать предложениями. Все это пройдет со временем, когда малыш пройдёт адаптацию. В этом случае поможет только терпение и повышенное внимание к переживающему сложный период крохе.

Если заметили у ребенка регресс, ни в коем случае не отзывайтесь плохо об учреждении, которое он посещает, не обращайте внимание на отклонения в его поведении, не реагируйте на капризы и не мешайте контактировать с новыми людьми. Если проблем с детским садом нет, тогда при выполнении вышеописанных рекомендаций адаптация проходит успешно. Если негативные эмоции по поводу сада у ребенка не уходят длительное время, разберитесь, что ему не нравится, и попробуйте устранить эти моменты.

Существует несколько вариантов периода адаптации:

  • от недели до месяца: малыш при уходе мамы плачет, но отвлекается скоро и легко, интересуется сверстниками и общителен с одногруппниками, могут присутствовать ухудшения аппетита и сна, случаются простудные заболевания;
  • от месяца до шести месяцев: крохе сложно расстаться с мамой, после расставания ребенок плаксив и малообщителен, аппетит и сон приходят в норму только в течение месяца;
  • от шести месяцев до года: сильные нарушения сна (малыш мало спит, просыпается в слезах) и аппетита (ребенок кушает мало и избирательно), в сад идет с истерикой, долго не в состоянии успокоиться после расставания с мамой, может разрыдаться, когда его забирают в конце дня, с детьми в группе не общается, часто болеет, у него проявляются психосоматические проблемы, энурез.

Если улучшений в состоянии и поведении ребенка не наблюдается больше полугода, то ему необходима помощь детского психолога. Возможно, малышу не подходит именно этот садик или он еще «не дорос» до него. Специалист выяснит причину и даст конкретные рекомендации.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Причин, почему родители отдают детей в детский сад – немало: кому-то уже пора выходить на работу, а ребенка оставить не с кем, кто-то преследует цель «социализировать» свое чадо. А кто-то отчетливо понимает: их малыш настолько любит других детей, что каждый уход с детской площадки – мини-трагедия. Но как бы то ни было, даже самому общительному и компанейскому ребенку нужно помочь адаптироваться в новой обстановке.

Зачем нужна адаптация ребенка в детском саду?

Когда бы ребенок ни начал посещать детский сад, ему необходимо время, чтобы привыкнуть к совершенно новому для него месту с новым режимом и абсолютно новым людям.

Малышу придется столкнуться с тем, что теперь он не один-единственный, а «один из» в незнакомом пока коллективе. Теперь необходимо продемонстрировать всем свою самостоятельность и умение жить, пусть даже несколько часов, без мамы и папы. А это настоящее испытание для вашего крохи.

Адаптация к условиям детского сада

Адаптация подразумевает под собой постепенное приспособление организма малыша к неизвестным для него условиям. Чем младше ребенок, тем больше времени ему необходимо для этого и тем более мягким должен быть сам процесс. Спокойствие, понимание механизмов адаптации и отсутствие спешки в этом вопросе поможет и ребенку, и родителям избежать многих проблем, в том числе со здоровьем маленького человека.

Есть общие правила периода адаптации, о которых вам непременно расскажут в детском саду воспитатели. Если обобщить, то ребенок должен пройти следующие этапы: сначала вместе с родным ему человеком присоединиться, например, к прогулке с детьми, затем познакомиться с обстановкой в группе, дальше ребенок остается один на непродолжительное время, позднее до обеда, и только потом остается на сон и на целый день. Количество дней на каждый этап регулирует педагог в зависимости от конкретно вашей ситуации.

Адаптация родителей в детском саду. Советы родителям

Адаптация ребенка к садику

Прежде всего, уясните для себя – действительно ли детский сад необходим вашему ребенку? «Все водят, и мы будем», «Ему нужно общение», «Ну, зачем-то же он есть» и прочее – не причины. Психологи уже довольно давно говорят, что дошкольное учреждение – не обязательный этап развития ребенка. Он может прекрасно развиваться дома, общаться с детьми на детской площадке и в кружках, и в последующем – будет показывать прекрасные результаты в школе. Если вам уже пора выходить на работу – это другой вопрос.

Почему это так важно? Никто не может предугадать реакцию малыша на новые условия и новое окружение, в котором он окажется. Даже самые коммуникабельные дети могут испытывать трудности. Но когда нет четкой цели и понимания «зачем» со стороны родителей – это может отразиться на процессе адаптации в целом.

Это важно!

Чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду, нужно, для начала, подготовиться самим родителям.

Еще до начала посещения детского сада начните придерживаться дома режима, если раньше его у вас не было. Попробуйте просыпаться сами и будить ребенка примерно в то время, в которое будете это делать в дальнейшем, и, соответственно, укладывать тоже раньше. О важности сна можно говорить долго. И сами представьте, кому понравится вставать ни свет ни заря и идти в непонятное место, где даже мамы не будет?!

Заранее готовьте и себя, и ребенка к тому, что вас ожидает расставание на определенное время. За несколько дней начните приходить к детскому саду, показывать его малышу; рассказывайте, что скоро он будет сюда приходить и играть с другими детишками, а потом вы будете его забирать и идти домой. Дети любят предсказуемость и определенность. Говорите об этом дома, на прогулке; настраивайтесь на позитивный результат. И ни слова про то, что ребенок может плакать или ему будет грустно – он запомнит эту установку, и обязательно неосознанно продемонстрирует ее.

Адаптация ребенка к садику

Это важно!

Стоит быть готовым к слезам и истерикам ребенка при расставании. Это действительно нормально, как бы ужасно ни звучало.

Когда малыш играет на детской площадке, вы находитесь в поле его зрения, и это добавляет ему уверенности и спокойствия. А когда вы приводите свою кроху в совершенно новое место и уходите – это шок, стресс и паника для большинства детей. Не культивируйте в себе мысль, что вы плохая мать (или отец), раз подвергаете свое чадо таким переживаниям. Нет, ни в коем случае. Это обстоятельства. Лучшее, что вы можете сделать, не планировать на ближайшие пару часов, как отведете малыша в сад, ничего. Чтобы в случае настоящей истерики, вы всегда смогли прийти к нему и забрать.

И, конечно, огромную роль в этом вопросе играет опыт и компетентность воспитателя, который сможет максимально быстро понять чувства ребенка, не злиться на него и отвлечь.

Адаптация ребенка к садику

Большинство психологов и педагогов сходятся во мнении: когда наступает этап оставления ребенка одного, родители должны уходить и перед этим озвучивать это ребенку. Лучше уйти на 20 минут и вернуться, чем сидеть в сторонке на стульчике, а потом незаметно исчезнуть. Такой поступок со стороны мамы или папы, «без предупреждения», так сказать, воспримется ребенком еще болезненнее: вы его по факту обманули. В будущем, малыш может просто отказываться вас отпускать и идти играть с другими детьми.

Да, ваш ребенок может чаше начать болеть различными респираторно-вирусными инфекциями. В этом нет ничего страшного, ведь иммунитет малыша тоже адаптируется к тому, что теперь вокруг ребенка не только мама с папой, но и другие люди. Более устойчивые дети болеют реже, а кто-то – будет посещать детский сад в режиме «неделю ходим – две болеем». Так бывает. Но как сложится с вашим малышом – нельзя предугадать.

Понимая, что для ребенка начало посещения детского сада – это стресс, постарайтесь не совмещать это событие с другим потенциальным стрессом для него, к примеру, отказ от груди или соски, упорное приучение к горшку, переезд. По возможности, займитесь этим вопросом в уже спокойное для малыша время, чтобы не получить лишние истерики, откаты в адаптации и, в худшем случае, неврозы.

Это важно!

Адаптация у каждого ребенка проходит по-своему. Не нужно ориентироваться на рассказы подружек и соседок, не стоит внимать «страшным» историям других мамочек на форумах и в чатах. Ваш ребенок уникален, ваша ситуация уникальна. И ни в коем случае не настраивайте себя на муки и переживания

Ваша любовь, здравомыслие и спокойствие обязательно помогут ребенку как можно скорее адаптироваться к новым условиям и получать удовольствие от общения с другими детьми.

Адаптация ребенка к садикуВ широком смысле слова адаптация — это процесс приспособления индивида к условиям внешней среды. Адаптацией детей в яслях и детском саду называют привыкание малыша к совершенно новой обстановке вне пределов родного дома и без родителей.

Почему одни дети привыкают к детскому саду быстрее и проще, а другие дольше и сложнее? Чтобы помочь малышу, вы должны понимать, от чего зависит успешная адаптация и как решать возникающие проблемы.

Как определить форму адаптации ребенка?

Выделяют три формы адаптации детей дошкольной группы : легкая, средняя и тяжелая. Чтобы определить, к какой из них относится ребенок, понаблюдайте за ним.

Легкая форма адаптации

Малыш вливается в детский коллектив за 2–4 недели. Этот вариант характерен для большинства детей. При этом ребенок:

  • без слез и истерик заходит в группу и остается там;
  • общаясь с педагогом, смотрит ему в глаза;
  • может попросить о помощи;
  • играет с другими детьми;
  • способен сам найти себе занятие на короткое время;
  • быстро привыкает к распорядку дня;
  • адекватно реагирует на замечания воспитателя.

Средняя форма

Адаптация занимает около 1,5 месяцев, при этом малыш:

  • проявляет негативные эмоции, плачет после разлуки с матерью;
  • отвлекаясь, вступает в игру и забывает о расставании;
  • общается с воспитателями и другими детьми;
  • выполняет правила распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко затевает ссоры.

Тяжелая форма

Адаптация затягивается на несколько месяцев, а иногда вообще не наступает — в таких случаях говорят о полной дезадаптации, когда ребенок не может посещать дошкольное учреждение. Встречается она крайне редко. Если в течение года ребенок так и не смог привыкнуть к ДОУ, стоит обратиться к специалистам (неврологу, психологу).

В этой форме ребенок:

  • Адаптация ребенка к садикуне желает контактировать с воспитателями и детьми;
  • расставаясь с матерью, кричит, плачет или уходит в себя;
  • не желает заходить в группу;
  • отказывается от игр и еды;
  • не хочет соблюдать режим дня;
  • проявляет агрессию или замыкается в себе;
  • плачет или пугается, когда к нему обращается воспитатель.

От чего зависит форма адаптации?

На форму адаптации влияют:

  • Степень привязанности к значимому взрослому, обычно к маме. Чем надежнее привязанность, чем сильнее ребенок уверен в маме, тем легче адаптация. Излишняя эмоциональная привязанность, напротив, осложняет адаптацию.
  • Особенности взаимоотношений в семье. У чутких и внимательных родителей малыш легче приспосабливается к новым условиям, у строгих — тяжелее.
  • Отношение родственников к детскому саду. Сложнее всего детям, которых отдают в садик из-за давления внешних обстоятельств, например, если родителям надо выходить на работу. В семьях, где главная цель — социализация, адаптация проходит проще.
  • Степень социализации ребенка. В детском саду ребенок контактирует с множеством взрослых и ровесников. Если ребенку такое общение в новинку, он может испытывать трудности. Поэтому чем шире был круг общения ребенка до посещения ДОУ, тем легче ему привыкнуть к новой обстановке.
  • Возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем дольше адаптация. Оптимальный возраст для начала посещения ДОУ — от 2 до 2,5 лет. В этом возрасте малыш уже начинает интересоваться другими детьми, может с ними взаимодействовать. В то же время еще не наступил кризис трех лет, связанный с формированием своего «я».
  • Здоровье физическое и психическое. Любое отклонение от средних показателей затрудняет адаптацию. Сложно привыкают к детскому саду дети с хроническими заболеваниями (диабетом, астмой), часто болеющие, отстающие в развитии или, наоборот, опережающие ровесников.
  • Вы не в силах воздействовать ни на один из этих факторов, но можете облегчить адаптацию для ребенка.

Какую помощь может оказать воспитатель для успешной адаптации и социализации ребенка?

Чтобы успешно справиться с обязанностями воспитателя по адаптации детей в ДОУ, соблюдайте следующие принципы.

Адаптация ребенка к садику1. Постепенность

Принимайте малышей на адаптацию по очереди, не больше двух детей в один день и четырех в неделю. Пусть сначала ребенок побудет в группе 2 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания, учитывая, насколько быстро происходит привыкание.

2. Индивидуальный подход

Уделите внимание каждому новичку. Поговорите с родителями, расспросите о предпочтениях и особенностях малыша и постарайтесь в разумных пределах их учесть. Особенно внимательно отнеситесь к чувствительным, эмоциональным и замкнутым детям.

3. Сотрудничество с родителями

Объясните родителям, что обе стороны должны предъявлять к детям одинаковые требования. Рассказывайте родителям об успехах и достижениях ребенка, демонстрируйте его работы. Оформите уголок в помощь родителям, размещайте там актуальную полезную информацию и советы.

Адаптация может сопровождаться плачем, упрямством и капризами. Соблюдайте спокойствие и создавайте благоприятный эмоциональный климат. Маленькие дети легко отвлекаются, поэтому возьмите на вооружение простые игры, потешки, песенки и игрушки.

Что еще поможет воспитателю наладить контакт с детьми?

Важный навык, который ускорит социализацию и адаптацию ребенка к детскому саду, — эмоциональный интеллект (ЭИ). Развитый ЭИ помогает достичь успеха на любом этапе жизни. Те, кто обладает им, эмоционально устойчивы, легче выражают свои чувства и считывают эмоции окружающих.

Чтобы научить воспитателей управлять эмоциями дошкольника, в АНО «НИИДПО» разработана программа повышения квалификации:

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь- это новое окружение, новая обстановка, новые люди, одним словом адаптация. Слово «Адаптация» означает приспосабливаться на новые для ребёнка условия. Процесс часто проходит с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются такие изменения как:

  • Четкий режим дня;
  • Отсутствие родных рядом;
  • Постоянный контакт со сверстниками;
  • Необходимость слушаться незнакомого до этого человека;
  • Резкое уменьшение персонального внимания.

Адаптационный период- серьёзное испытание для ребёнка 2-3 года жизни. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы решают в детском саду все вместе : воспитатели, младшие воспитатели и родители. Самая главная задача создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Каждый малыш привыкает по- своему, у кого-то адаптация проходит в легкой форме три — четыре недели, у кого-то в средней форме до двух месяцев, у кого-то тяжёлая адаптация до шести месяцев.

Для того, чтобы адаптация к детскому саду стала максимально безболезненной для ребенка, нужно сделать её постепенной, так как каждый ребенок привыкает по своему. Я для вас подготовила некоторые рекомендации.

Уважаемые родители:

  1. Постарайтесь быть терпеливыми к себе и к своему ребёнку. Прислушивайтесь к советам и просьбам воспитателей.
  2. Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок.
  3. Одежда в группе для данного возрастадолжна быть удобна шорты, брючки без застёжек и лямочек, носочки хлопчатобумажные, ребёнку проще будет самостоятельно одевать.
  4. Сократите просмотр взрослых телепередач, а больше уделяйте внимание своему малышу читайте: сказки, стихи, потешки, пойте детские песенки. Проявляйте с малышом творческую деятельность (рисуйте, лепите). У ребёнка сформируется усидчивость.
  5. Расширяйте «социальный горизонт» ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу. Имея такой опыт, ребёнок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
  6. Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребёнку, что вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родителибудут относиться к такому важному событию, как посещение ребёнком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Не скупитесь на похвалу, говорите малышу какой ты молодец , хороший, смелый.
  7. В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре)малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.
  8. В детскийсад можно брать с собой любимую игрушку, мамин платочек, книжку, ребёнку будет легче находиться в группе связь с домашним домом.
  9. Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнка детскогосада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детскогосада должна быть ограничены двумя часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
  10. Ребёнок должен приходить в детский сад здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

— Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

— Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

— Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад — нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

— Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу,

например, предстоит оставаться в садике полдня или даже на полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка:

  • Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
  • Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
  • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

После долгих раздумий вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?

Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:

1. Начните готовить малыша к садику заранее.

2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка. Поощряйте его за контакты со сверстниками.

3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.

4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.

5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.

6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.

7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.

8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет — детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.

9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.

10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.

11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.

12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается,, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Что нужно обязательно сделать перед садом:

1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.

2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).

Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.

3. Научить ребенка есть ложкой. Для годовалых детей — держать ложку, пытаться есть.

4. Отлучите ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если уж, так случилось, что до сада никак не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это слишком стрессирует малыша.

5. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.

6. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

7. Повысить роль закаливающих мероприятий.

8. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

9. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

10. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

11. И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.

Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:

1. Начните гулять на площадке детского сада.

2. Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим показать ребенку группу. Таким образом, вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.

3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.

4. Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.

5. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.

6. Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.

7. В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!

8. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

9. Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую

Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!

Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика — противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, — главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

Вы получили заветное место в детском саду для ребенка, и теперь можете выйти на работу или уделять больше времени себе. Но тут оказывается, что малыш совсем не рад новому образу жизни.

Адаптация ребенка к садику

Он капризничает, кричит, падает на пол, отказывается одеваться, заходить в группу. А уходя из сада утром вы еще долго слышите его плач из открытого окна. Как облегчить адаптацию к детскому саду для ребенка и мамы?

Трудный возраст

Сложность адаптации в саду можно объяснить возрастными особенностями ребенка. Как правило, дети попадают в детский сад незадолго до своего трехлетия. В этом возрасте нередок кризис, который связан с осознанием себя как отдельной личности. Ребенок меняется эмоционально и физически, превращаясь из милого малыша в мальчика или девочку с характером. Ключевой потребностью для ребенка в этот период является отстаивание своих интересов. Это выливается в проявление упрямства, негативизма, протеста, своеволия практически по любому поводу. Чувство тревоги перед переменами ухудшает и без того сложное поведение, ведь ребенку еще очень сложно себя контролировать. Для уверенности в своем мире ему необходима определенность, даже однообразие. Со временем, когда детский сад станет частью его жизненного устройства, он будет только укреплять всю систему. Но сейчас, на этапе перемен, ежедневные походы в садик нарушают детский покой.

Опытные дошкольные педагоги знают, что легче всего к детскому саду адаптируются дети в возрасте около 2-х лет, или уже после 4-х. Но это не значит, что в три года адаптация обязательно будет сложной: как всегда, все индивидуально.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector