Каждый ребенок, отправляясь в детский сад, проходит период адаптации. Адаптация детей к ДОУ – это привыкание к качественно новым условиям: к общению с незнакомыми детьми и взрослыми, к иному распорядку дня, к отсутствию рядом родителей и т.д. Каждому малышу необходимо время, чтобы принять эти условия.
Адаптация у всех проходит по-разному – одни дети привыкают к садику за 2-3 недели, у других на это может уйти пара месяцев или больше. Процесс требует от малыша непривычно больших затрат эмоциональных ресурсов, а от воспитателей и родителей – терпения и понимания. Адаптация ребенка к условиям ДОУ обязательна, так как в этом процессе малыш социализируется и учится следовать распоряжениям нянечек и воспитателей – обретает важные навыки, без которых в дальнейшем ему будет очень трудно находиться в коллективе.
Как проявляется адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ?
В период привыкания к садику малыши часто демонстрируют настолько непривычное поведение, что оно пугает родителей. Однако, эти особенности типичны для каждого воспитанника-новичка и вызваны психическим напряжением, которое постепенно исчезает.
Особенности адаптации детей к условиям ДОУ включают следующие проявления:
- Эмоции. Малыш явно демонстрирует, что новая обстановка ему не по душе – хнычет, часто плачет, нередко злится или становится заторможенным. В основе этих реакций – страх остаться одному, страх, что родители его бросили.
- Взаимодействие с другими детьми и с воспитателями. Обычно в первые дни в детском саду ребенок плохо идет на контакт. Во многом это связано с тем, что малыши 2-3 лет пока не умеют включаться в совместные игры; в основном, они играют рядом друг с другом, но каждый в свою игру. Об успешной адаптации свидетельствуют охотные отклики на просьбы воспитателя и желание находиться поблизости от сверстников.
- Изменение навыков. Адаптация детей дошкольного возраста к ДОУ часто вызывает «откат» – ребенок на время забывает, как кушать ложкой, как правильно садиться на горшок и т.д. Успешная адаптация помогает ему быстро восстановить забытое.
- Изменения в речи. Некоторые дети во время адаптации перестают использовать ранее выученные слова, их словарный запас скудеет. Постепенное его восстановление говорит в пользу нормального привыкания к ДОУ.
- Сон, особенно дневной – пожалуй, самое яркое проявление тревожности при адаптации. Дети плохо спят, часто плачут, вскакивают. Днем их становится невозможно уложить, ночью они беспокойны. По окончании адаптации сон нормализуется.
- Аппетит. Снижение аппетита обычно обусловлено непривычной пищей, которую малыш вынужден есть в садике. Восстановление аппетита – признак привыкания ребенка, даже если поначалу он съедает не всю порцию.
Степени адаптации ребенка к ДОУ
Время адаптации ребенка в детском саду зависит от многих факторов. Обычно мальчики переносят адаптацию несколько хуже, потому что мальчик 3-5 лет сильнее привязан к матери. Педагоги и психологи выделяют три степени адаптации:
1. Легкая
В этом случае поведение и самочувствие малыша нормализуются в течение месяца. Он быстро привыкает к сверстникам и воспитателям, становится спокойным и позитивно настроенным.
2. Средняя
Эта степень требует от 20 до 40 дней. Эмоции малыша в это время нестабильны, он часто раздражается. Однако при должной поддержке родителей ребенок успешно проходит адаптацию.
3. Тяжелая
Тяжелая адаптация ребенка к условиям детского сада приводит к развитию серьезных заболеваний, что связано с ослаблением иммунитета. Малыш становится раздражительным и агрессивным, демонстрирует протест против пребывания в садике, часто кричит и плачет. Тихие дети могут стать сильно заторможенными, они выглядят подавленными и напряженными, а их подчинение просьбам воспитателя – пассивным. Тяжелая адаптация может длиться до 3 месяцев. Если и по истечении этого периода ребенок не привык к дошкольному учреждению, необходима помощь психолога.
Тяжело протекающий период адаптации ребенка к детскому саду обычно связан с одним из следующих факторов:
- полное несовпадение привычного режима с режимом ДОУ;
- отсутствие у малыша навыков гигиены;
- отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
- неспособность занять себя игрой;
- наличие своеобразных привычек или особенностей развития, а также хронических заболеваний.
Условия успешной адаптации детей к ДОУ
Специалисты выделяют условия, при которых детям проще пройти адаптацию. Так, легче привыкают к садику те дети, которых родители начали заранее готовить к посещению дошкольного учреждения. Проще адаптироваться физически здоровым, самостоятельным малышам – под «самостоятельностью» здесь понимается умение хотя бы частично одеваться, соблюдать навыки гигиены, кушать ложкой.
Очень большое значение имеет режим. Если хотя бы за месяц до поступления в садик родители меняют режим так, чтобы он совпадал с режимом ДОУ, то ребенку будет проще привыкнуть.
Адаптация ребенка к ДОУ – рекомендации родителям и педагогам
Чтобы адаптация ребенка в детском саду проходила как можно легче, родители и воспитатели должны ему помочь. Основная задача родителей – создать для него бережную обстановку, убедить в безопасности и в том, что мама с папой всегда рядом, любят его и обязательно вернутся за ним.
В период привыкания важно не перегружать ребенка. Дома его должна окружать спокойная атмосфера. Очень важно чаще хвалить и обнимать малыша, а вот к капризам относиться более терпимо. По возможности, в выходные дни надо соблюдать тот же режим, который установлен в ДОУ.
Особо беспокойным детям можно дать в садик небольшую мягкую игрушку, она будет служить заместителем мамы. Обязательно нужно говорить с ребенком о садике – например, придумывать сказки о том, как персонаж отправился в садик впервые, как ему было страшно, но потом он подружился с другими малышами, а вечером за ним пришла любящая мама.
Адаптация детей к ДОУ для воспитателей означает, что им стоит поощрять любую познавательную активность малыша, стараться расширить круг его общения, побуждать знакомиться с другими детьми, но ни в коем случае не принуждать и не давить. Воспитатели должны помогать детям обращаться с игрушками, последовательно и доступно отвечать на все вопросы малышей, быть внимательными. Это укрепляет в детях уверенность в безопасности и облегчает адаптацию.
Как наблюдать за развитием детей в ДОУ?
Для этого удобно использовать программный модуль «Мониторинг развития ребенка» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он позволяет формировать статистику и отчеты по развитию и здоровью детей за любой период в соответствии с ФГОС ДО.
Попробовать программу бесплатно можно здесь.
Консультация для родителей первой младшей группы
Адаптация детей к условиям ДОУ.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Выделяют два вида адаптации:
1. Биологическая адаптация — это перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая приспособление к новым условиям. Именно при биологической адаптации возникает снижение защитных функций организма, вследствие чего дети могут начать болеть чаще, чем это было тогда, когда они находились дома. Но все это временно, как только организм привыкнет к изменениям, все это пройдет.
2. Социальная адаптация – это перестройка своей жизни, привычек под новые условия.
С какими трудностями могут столкнуться родители, когда дети начинают посещать детский сад — повышенная плаксивость.
— резкая смена настроения.
— появление вредных привычек (сосать палец, брать в рот разные предметы, что-то накручивать и т.п.).
— изменение поведения и привычек детей.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Как подготовить ребенка к посещению ДОУ.
Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждет при посещении детского сада. Например: “Детский сад — это такой красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают, Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весело”. Можно использовать рассказы из своей жизни, о том, как вы ходили в детский сад.
Подготовить ребенка к расставанию с мамой. Можно оставлять ненадолго с другими родственниками. При этом подчеркивая, что мама ушла по делам и обязательно придет.
Построить режим дня, приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения ДОУ., а как минимум за 1.5, 2 недели. (7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:10 – крайнее время для прихода в сад; 8:30 – завтрак, 10:30 – прогулка, 11:30 – возвращение с прогулки, 11:45 – обед, 12:30 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник, 17.30 – ужин. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30. )
Рацион питания так же должен быть приближен к меню ДОУ. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно супы.
Приучение к самостоятельности – создайте условия, чтобы он мог самостоятельно одеваться и умываться. Для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого, приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вещать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности: одно одели вместе, другое он сам.
Выработка культурно-гигиенических навыков – мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены (носовой платок, полотенце), опрятно есть.
У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе, а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок, приходя в детский сад, попадает в окружение сверстников, нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками.
При начале посещения ДОУ нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т. е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни больше, чем на 2-3 часа. Учтите, что дети будут уставать в ДОУ не только морально, но и физически, т.к. все это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей.
Никогда не говорите при ребенке, даже если вы просто разговариваете с кем-то, а ребенок стоит рядом о том, что ему скоро предстоит идти в детский сад и вы очень этим обеспокоены, как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспитатели и т.п.
Ни в коем случае родителям не следует делать следующих ошибок:
1.Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
2.Нельзя пугать детским садом («Вот будешь плохо себя вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
3.Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
4.Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу предстоит оставаться в садике целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день.
Сегодня условия жизни детей иногда ничуть не уступают взрослым по своей жесткости. Малыши подвергаются серьезным стрессам от избытка информационных систем (компьютеров, телевизоров) и ведут достаточно активный образ жизни. Большинство детей идут в школу в возрасте 6 лет, уже обладая определенными навыками в чтении и письме. Помимо постоянно растущей умственной нагрузки они получают дополнительное напряжение в кружках, иногда и серьезную физическую нагрузку в спортивных и танцевальных секциях. Все это не только способствует их ускоренному развитию, но и повышает невротизацию, является причиной зачастую серьезного нарушения адаптации в семье, саду и школе.
Адаптацией можно назвать физиологические и психические изменения, которые происходят в организме с целью привыкания к новым условиям жизни. Соответственно выделяют физиологическую адаптацию, например, к высокой температуре, и социально-психическую. На механизме последней остановимся несколько подробнее.
На любой стресс отвечает в первую очередь вегетативная нервная система, которая работает автономно. Кроме того, в одной связке с ней на борьбу с психическим стрессовым воздействием также выходят некоторые структуры головного мозга и эндокринные железы за счет продукции своих гормонов. Раздражение особых структур головного мозга приводит к возникновению сильного страха и тревоги. Вот наглядный пример: ребенок участвует в мероприятии, например, рассказывает длинное стихотворение перед большой публикой. Он очень волнуется, разражаются участки его головного мозга, и возникает боязнь ошибиться, не оправдать ожидания, выглядеть глупо. В ответ на это вегетативная нервная система мобилизует все силы организма: учащается сердцебиение и кровообращение, частота вдохов возрастает — все направлено на качественное выполнение поставленной задачи. Это и есть адаптация. Но если со стороны вегетативной нервной системы она нарушена, то чувства напряжения остаются надолго. Это снижает работоспособность всего организма в целом: нарушается функция сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Поэтому у детей могут возникать не только расстройства поведения, но и головные боли, боли в области сердца, в животе, запоры и поносы, нервные тики, нарушения сна и многое другое.
В чем заключается социальная дезадаптация ребенка? Понимание того, почему социальная адаптация нарушается — ключевой момент в решении проблемы. Чем раньше выявлена дезадаптация, тем легче будет устранить ее последствия, а сделать это не так просто. Часто даже врачам это удается не сразу, так как последствия нарушенной социально-психологической адаптации могут возникать вместе с каким-либо другим заболеванием, и отличить симптомы дезадаптации от симптоматики других болезней бывает не так просто. Работа родителей в данном случае огромна, поскольку они должны поддерживать с ребенком постоянный прочный контакт с самого рождения. Это является не только своеобразной профилактикой нарушений адаптации, но еще и дает возможность вовремя увидеть отклонения в состоянии малыша и начать над этим работать.
Многие родители уверяют, что их ребенку внимания более чем достаточно, и это нередко является переоценкой их усилий. Задумайтесь о том, сколько времени вы ежедневно проводите с ребенком, работая полный день? Воспитание бабушками и дедушками уже давно перестало быть редкостью из-за повышенной занятости родителей или просто их неготовности иметь ребенка. Также повышается частота разводов и это тоже, несомненно, сказывается на способности ребенка к нормальным адаптивным реакциям. Тяжелая ситуация дома, в саду, в школе, в кружках, на детской площадке может положить начало дезадаптации, равно как и заболевания нервной системы и других систем организма, мешающие его нормальной функции и полноценному развитию. Большая учебная нагрузка, чрезмерная физическая утомляемость — это тоже факторы, провоцирующие проблемы в адаптации.
Как помочь ребенку? Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что родители просто обязаны поддерживать с ребенком прочную связь, если они хотят видеть его полноценной личностью. В этом случае на счету каждая минута, поэтому старайтесь вместо совместного просмотра телевизора заняться с ребенком чем-то, что упрочит вашу связь за счет непосредственного общения. Сходите в парк, на выставку, в детское кафе, поиграйте в развивающие игры, вместе участвуйте в конкурсах. Так ребенок будет чувствовать вашу постоянную поддержку, защищенность, и нервное напряжение постепенно отступит.
Помимо этого не позволяйте ребенку чрезмерно переутомляться, сколько бы лет ему ни было. Не пренебрегайте отдыхом, опять же совместным и полезным для здоровья. Не старайтесь «забить» график малыша и расписать его жизнь по минутам, просто давайте ему чаще побыть ребенком. Не забывайте делать регулярные короткие перерывы в работе, не допускайте, чтобы дети сидели за уроками или компьютером долгое время беспрерывно. Сегодняшние девочки и мальчики идут в школу обычно в 6 лет, иногда и того раньше. Для многих детей это отнюдь не так хорошо потому, что они бывают не готовы к новым условиям в эти годы ни физически, ни морально. Специалисты полагают, что многим детям лучше отправляться в первый класс в возрасте 6.5-7 лет, так как за этот год малыш «созревает» до похода в школу.
Разбирайтесь и решайте все проблемные ситуации. Будь это развод, смерть близких, плохое отношение к ребенку в школе или в саду, вы должны сглаживать сильный стресс, который он при этом получает и постоянно поддерживать малыша. Рассказать о своих «личных» проблемах он сможет только в том случае, если у вас налажены доверительные отношения. Часто они отсутствуют между родителями и детьми подросткового возраста. Важно этого не допустить, поэтому чаще интересуйтесь жизнью ребенка, спрашиваете его мнение, не критикуйте, а старайтесь мягко советовать, подкрепляя рекомендации наглядными жизненными примерами.
Не менее важно следить за физическим здоровьем ребенка. Любая болезнь может быть стартом для нарушения его адаптации. Поэтому важно своевременно и максимально быстро устранять заболевания. Однако не всегда они бывают настолько явными, что родители обращаются к врачу. Дефицит витаминов, микроэлементов, несбалансированное питание, нарушенный режим сна и бодрствования нарушают работу нервной системы и, следовательно, процессы адаптации.
Если ребенок постоянно испытывает чувство тревоги, страха перед походом в школу или сад, можно прибегнуть к медикаментозной терапии, только использовать нужно натуральные растительные препараты. Во многих случаях пустырник, мелисса, валериана, пион оказывают очень хорошее успокоительное действие без побочных эффектов и нежелательных реакций. Старайтесь также сбалансировать рацион питания, с ним дети должны получать все необходимое для нормального развития. При нарушении адаптации особенно важно поддерживать нужный уровень магния, поскольку он нормализует работу нервной системы, а значит, и всех внутренних органов. Он содержится в пшеничных отрубях, семечках подсолнечника и тыквы, орехах, чечевице. Если вы заподозрили дефицит тех или иных веществ, можно обратиться к врачу. После осмотра и анализов он назначит витаминные комплексы или другие препараты.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Каждый год большое число детей впервые приходят в детские учреждения. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Травма, наносимая нервной системе ребенка в период его привыкания к детскому учреждению, может иметь долговременные последствия: нарушение в состоянии возбудимости нервной системы, невротические расстройства, приобретенные в период адаптации к яслям. Поэтому, проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение.
Адаптация — процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившемся условиям.
Адаптация — это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:
- Острый период, или период дезадаптации.
- Подострый период, или адаптация (приспособление).
- Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.
Характер и особенности течения первых двух периодов (острый и подострый) позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести:
Легкая, средней тяжести и тяжелая.
При легкой степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников — за 10-15 дней.
Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.
При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой степени адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью её проявлений.
Эта степень адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
При 1 варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания периода новорожденности и т.д.
Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями (понижение настроения, нарушение аппетита (волчий аппетит или его отсутствие), недержание мочи и кала, заикание, тики, расстройство сна — сон поверхностный, с частыми пробуждениями, с трудом засыпают, учащенное моргание, шмыганье носом и т.д.) Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на 3 неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь – плачет.
Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношения с взрослыми избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей.
При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала (3-6 мес.).
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.
Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?
Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:
Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат.
Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.
Называть ребенка ласковым именем, как дома.
Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).
При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, пустышка, памперс, бутылочка).
Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
По рекомендации врача, можно подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочек с успокаивающим сбором трав.
Ароматерапия — при условии, что у детей нет аллергии.
Использование игр на сближение детей друг с другом.
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
Работа с детьми очень ответственна, а при наборе группы она требует от педагогов ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, пунктуального соблюдения режима, умения, заниматься с одним ребенком, видеть всю группу. Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.
От того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течение дня в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.
Автор: Касымова Анжелика Мараталиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №43
Населённый пункт: город Юрга Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Адаптация детей дошкольного возраста от 1.5 до 2 лет в детском саду. Советы родителям.»
Дата публикации: 08.09.2018
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей дошкольного возраста от 1.5 до 2 лет в детском саду.
Советы родителям.
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский
садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями.
Чего боится ребенок перед садом
Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не
сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для
подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.
Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не
может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы
уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он
впечатлительный и эмоционально чувствительный. Страхи перед незнакомыми людьми и новыми
ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин
затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому,
что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс
истощает защитные силы организма.
Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается
привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это,
безусловно, дополнительный стресс.
Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие
незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с
детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка
из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же,
как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания.
Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во
внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти
правильный подход к ним.
не растягивайте момент прощания с ребенком
рассказывайте ему, что будете делать, пока он в садике (он должен знать, что вы в безопасности)
расскажите ему, что он может делать в садике
расскажите, что воспитательница (лучше называть по имени) с ним поиграет, ему поможет (он
должен знать, что он в безопасности)
попросите его показать вам, куда он кладет или вешает свои вещи в садике, где он играет обычно,
попросите принести и показать вам его любимую здесь игрушку. Это сплотит вас, ребенка и садик, и он
будет думать о вас, играя с этой игрушкой
на первых порах пусть берет свою любимую игрушку из дома
говорите уверенно с ребенком. Когда вы говорите с ним умолительным или несчастным тоном, он
думает, что может переубедить вас не отводить его в садик и будет плакать еще сльнее
если есть возможность, приходите в выходные к садику по тому же пути, как обычно и играйте рядом
с садиком хотя бы полчаса. Вначале ребенок будет пугаться, думать, что вы ведете его в садик, но со
временем он привыкнет к месту и потом не будет так волноваться по утрам перед садиком. Это место
будет для него теперь связано и с вами тоже
помните, вы не одни, миллионы матерей переживают то же самое каждый день
Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они
готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности
Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что
помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие
Здравствуй, дорогой наш читатель. Сегодня мы хотим поговорить о наших детках. Темой этой статьи будет, адаптация ребенка к детскому саду. Для ребенка эта процедура считается большим стрессом. У него вся жизнь кардинально меняется, что требует огромных затрат психической и физической энергии организма. В первые дни в детском саду практически у каждого ребенка возникает множество страхов: знакомство с новыми детьми, незнакомые воспитатели, новая обстановка. А главный страх – что вы его забудете забрать домой. Первое время ребенок может стать замкнутым, напряженным, может проявлять агрессию, но, как правило, все это уходит в процессе адаптации.
Родители могут и должны помочь своему малышу пережить этот период как можно быстрее и безболезненнее. Для этого к детскому саду нужно готовиться заранее.
Адаптация ребенка к детскому саду
В первую очередь нужно позаботиться о здоровье ребенка, почаще гулять на свежем воздухе, делать массаж, можно обливаться прохладной водой. Многие дети заболевают уже в первые дни посещения садика, тем самым откладывая знакомство с новой средой на долгий срок. Также очень важно, чтобы малыш умел обслуживать себя хотя бы по минимуму – держать ложку, садиться на горшок. В стрессовой ситуации эти навыки могут притупиться, но не надо паниковать, с привыканием малыша к новой обстановке все вернется.
Еще неплохо будет узнать режим дня в детском саду, куда собираетесь отдать ребенка, и примерно за месяц-полтора приучайте его к этому режиму. Ребенку будет намного легче адаптироваться, если он будет спать или обедать в то же время, что и дома. Узнайте также какую еду готовят детям в саду и приучайте ребенка к таким блюдам, если он не захочет есть «садовскую» еду, то стресс только усилится, да и вы будете переживать намного сильнее, думая, что малыш голодный.
Адаптация ребенка к детскому саду в психологическом плане
Подготовку можно начать задолго до первого похода в садик. Просто рассказывайте малышу сказки о садике, играйте с ним в садик его игрушками. Если вы уже знаете, в какой садик пойдете, то у вас появляется возможность погулять около садика, при этом рассказывая ребенку, что скоро он будет туда ходить. Можно даже познакомиться с будущими воспитателями, тогда ребенку будет легче проходить адаптация ребенка к детскому саду, он ведь уже общался с этой «тетей».
Родители должны постараться создать дома спокойную теплую атмосферу, малышу в этот период особенно важно знать, что вы его по-прежнему любите, ведь он может расценивать то, что его отдали в садик, как предательство с вашей стороны. Расскажите сказку про детский сад, как герой впервые туда пошел, как ему было немного страшно, но потом он со всеми познакомился и подружился, главное, чтобы в конце вашего рассказа за героем пришла мама. Тогда малыш будет понимать, что вы его не бросили и обязательно за ним вернетесь.
Рассмотрим основные моменты, играющие важное значение в комфортной адаптации ребенка к детскому дошкольному образовательному учреждению.
До прихода ребенка в группу расскажите воспитателю о следующих особенностях ребенка:
— о приемах воспитания в семье,
— о домашнем режиме,
— способах кормления и укладывания в сон,
— не забудьте про уменьшительное имя ребенка,
— о сложившихся привычках и аппетите.
Далее, необходимо узнать у воспитателя о режиме дня в группе и питании, и начать максимально приближать ваш режим.
Число часов, проводимых ребенком в группе нужно увеличивать постепенно. Вначале познакомьте ребенка с детским садом, погуляйте рядом. Далее сходите на общую прогулку с группой, а потом уже оставляйте малыша на часы. В течение первой недели ребенок должен быть в яслях не более 3х часов, далее увеличиваем время исходя из эмоционального состояния ребенка. Может потребоваться 2-3 недели, чтобы ребенок оставался на полный день.
В период адаптации сохраняем привычные для ребенка способы кормления и укладывания в сон. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания (пустышка), даже если они противоречат установленным в детском саду правилам, помогает ему легче адаптироваться к новым условиям.
В первые дни пребывания в яслях нельзя проводить травмирующие ребенка процедуры: делать уколы, стричь волосы и ногти и т.д.
В период подготовки к ДОУ и в период адаптации к нему для профилактики витаминной недостаточности и связанной с ней снижением иммунитета и повышенной склонности к заболеваниям, рекомендуется применение витаминных препаратов. Это необходимо, так как в период адаптации дети часто теряют аппетит и плохо едят новую пищу. Но витамины необходимо начать давать заранее, дабы исключить аллергические на них реакции.
Что необходимо сделать до поступления в детский сад в обычную группу:
— научить есть ложкой самостоятельно, и пить из кружки,
— приучить к горшку и научить ребенка оповещать о том, что ему необходимо им воспользоваться,
— приучить засыпать самостоятельно в своей кроватке,
— отучить от пустышек и бутылок.
Если ребенок еще находится на грудном вскармливании, то ни в коем случае не нужно его отлучать в периоде адаптации. В этом возрасте грудь уже остается только на вечерние и ночные кормления (по требованию ребенка) и является отличным источником успокоения и близости с мамой. Не нужно лишать ребенка этих преимуществ в периоде адаптации.
ISBN: Большая энциклопедия маленького мира
Формат: FB2, EBook (изначально компьютерное)
Автор: Русаков А.С
Год выпуска: 2010
Жанр: Психология и психотерапия
Издательство: Речь
Язык: Русский
Количество страниц: 128
Описание: Адаптация — приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, который предполагает избегания опасных, неблагоприятных ситуаций. Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да ещё в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребёнка именно такой ситуацией.
Что могут сделать, с одной стороны, родители, а с другой — воспитатели и руководители детских садов, для того, чтобы помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, которые позволят ему приспособиться к новым условиям, сохранить бодрость и здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни?