Адаптация к школе

Линейка, первая учительница и знакомство с одноклассниками — трогательные моменты, которые запомнятся надолго. Вместе с тем малыши испытывают немало стресса в период адаптации к обучению в школе. Рассказываем, как помочь им пережить новый эмоциональный опыт.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники

Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения возлагается немало ответственности, к которой малыш не привык. Новая роль подразумевает новые обязанности, например:

  • рано вставать,
  • собирать ранец,
  • носить школьную форму,
  • находить общий язык с учительницей,
  • выполнять все требования,
  • ровно сидеть за партой на протяжении нескольких уроков по 45 минут.

По сравнению с предыдущей беззаботной жизнью, согласитесь, звучит как каторга. Другими трудностями адаптации первоклассников может быть вливание в коллектив и сложности в принятии учительницы как новой властной фигуры в жизни ребёнка.

Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе.

Адаптация к школе

Сколько времени занимает адаптация в первом классе

Принято считать, что адаптация первоклассников к школе может длиться от двух недель до нескольких месяцев, а возможно, и весь первый класс. Всё очень индивидуально — здесь играют роль разные факторы:

  • специфика школы,
  • характер ребёнка,
  • объём учебной нагрузки,
  • психологическая стабильность,
  • атмосфера в семье,
  • профессионализм педагога,
  • коллектив.

Если в семье поддерживается комфортный и дружелюбный климат, мама с папой не ругаются, выслушивают малыша, учитывают его мнение и поддерживают — адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче и быстрее.

Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе

Вот несколько практических советов, которые помогут в школьной адаптации первоклассников.

Совет 1. Отслеживайте собственное состояние

Правила инструкции по безопасности в самолёте гласят: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка. Взрослым и самим бывает сложно, когда малыш впервые идёт в школу. Ведь это значит, что время летит, сын или дочь взрослеют и меняются, а мы стареем.

Но если родитель не осознаёт своих чувств и не умеет проговаривать негативные эмоции, он может подсознательно копить в себе страхи и выплёскивать их на ребёнка. Поэтому научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью.

Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на постоянной основе. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе.

Совет 2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации

Иногда мамы и папы начинают требовать от малыша слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами всё тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.

Объясните ему, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом малыша должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться. В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости.

Совет 3. Следите за здоровьем

Адаптация к школе

Важно соблюдать режим в процессе адаптации детей к первому классу. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка — не менее 9,5 часов. Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30. Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины.

Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Но нередко дети всё равно заболевают из-за психосоматических причин — от стресса и избытка эмоций, связанных с началом обучения. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние.

Совет 4. Интересуйтесь

Чтобы предотвратить возможные трудности адаптации первоклассника, важно «держать руку на пульсе» и узнавать, как обстоят дела в школе. Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального. Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?»

Совет 5. Помогайте

Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать. Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности.

Резюме

Когда малыши идут в школу, на них возлагается немало новых обязанностей. Нужно регулярно рано вставать, сидеть за партой смирно и делать домашку. На длительность адаптации первоклассников к обучению влияют такие факторы, как характер ребёнка, атмосфера в семье, личность педагога и общий уровень подготовки к учёбе.

Чтобы помочь первокласснику, следите за собственным эмоциональным состоянием. Не забывайте давать ребёнку море заботы и поддержки. Малыш должен чувствовать вашу защиту.

Семье важно в период адаптации первоклассника помнить про режим — вовремя ложиться и хорошо питаться. Помимо этого, важно проявлять заинтересованность тем, как проходит учёба, и на первых порах адаптации помогать с домашкой, сбором рюкзака или стиркой школьной формы.

Желаем, чтобы адаптация к школьному обучению прошла гладко и безболезненно!

«Семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа».
Кассиль Л
.

Куминова Екатерина, психолог центра SELF

В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда привычная среда детского сада сменяется незнакомой обстановкой школы. Адаптация к школе — процесс непростой и зависит от многих важных моментов. Один из них — это подготовка к школе. Примерно за 3-4 месяца нужно начать знакомиться со школой. Это могут быть игры дома или с психологом. Важно в комфортной обстановке «проиграть» разные моменты школьной жизни и школьных правил. Если вы уже определились со школой и знаете требования учителя, то хорошо бы подтянуть ребенка до уровня требований. Так же очень важно познакомиться с учителем. Посетите школу в день открытых дверей и посмотрите на помещение класса. Все это может позитивно повлиять на ребенка в первые недели обучения, так как обстановка и люди будут уже знакомы. В процессе обучения важно быть внимательным к первокласснику и замечать изменения в поведении, настроении и отношении к учебе. Принцип «время пройдет и как-нибудь сам освоится», здесь не подходит. Так как это первый учебный коллектив и мини-модель будущего социального окружения ребенка, то здесь и закладывается будущая основа его отношений к учебе, к труду и к коллективу.

АДАПТАЦИЯ ДЛИТСЯ ОТ ТРЕХ ДО 20 НЕДЕЛЬ.
ЧЕМ ЖЕ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ В ЭТОТ ПЕРИОД РЕБЕНКУ?

1. В это время очень важна поддержка всех членов семьи. Не отказывайте ребенку в помощи с домашним заданием, но и не делайте за него все домашнее задание.
2. Установите контакт с учителем. Старайтесь прислушиваться к его советам по поводу обучения и воспитания ребенка.
3. Узнайте школьные правила и объясните ребенку их важность и значение.
4. Не загружайте ребенка дополнительными занятиями в этот период. Ограничьте время компьютерных игр. У первоклассника должно быть достаточно времени на прогулки, игры, отдых.
5. Старайтесь соблюдать режим, укладывайте ребенка спать пораньше, что бы спокойно встать с утра в школу. Не пропускайте завтрак. Соблюдайте режим в выходные.
6. Интересуйтесь отношениями ребенка в школе с учителями и сверстниками. Если возникла сложная ситуация, помогите ребенку найти выход. Но если не просит помощи, не рвитесь помогать. Проявите доверие и уважение.

При успешной адаптации ребенка заметно, что ему в школе нравится, он не испытывает трудностей в общении с учителями и сверстниками, хорошо справляется с программой, старается самостоятельно выполнить домашние задания. И что самое важное — хочет посещать школу. Если вы чувствуете что вашему ребенку нужна поддержка или помощь, можно обратиться к специалисту, который спокойно и безболезненно поможет ребенку и вам с предадаптацией и адаптацией к школе.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Возрастные особенности младших школьников

Период, когда ребёнок начинает посещать школу, является достаточно сложным как для ребенка, так и для родителей. Привычная жизнь ребенка подвергается изменениям. Меняется режим, окружение, требования. Успешный адаптационный период в дальнейшем определяет насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, состояние его психического и физического здоровья.

Следует начать с того, что до того момента пока ребенок не пошел в школу его ведущей деятельностью является игра. В детском саду дети в основном играют и отдыхают. Все их занятия больше похожи на игру, нежели на уроки. Атмосфера детского сада была для них привычной, дружелюбной и теплой.

По психологическим меркам в 6-7 лет у детей происходит один из возрастных психологических кризисов. Ребенку хочется быть более самостоятельным, деятельным, проявлять больше активности. Он может давать оценку своим и чужим поступкам. Это влияет на формирование самооценки – неотъемлемой части личности человека. Имея адекватную самооценку, ребёнок в состоянии признавать свои сильные и слабые стороны. Самооценка начинает формироваться в результате семейного воспитания. В детстве ребенок воспринимает себя через отношение к нему взрослых.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Адаптация ребенка к школе 400 руб.
  • Реферат Адаптация ребенка к школе 270 руб.
  • Контрольная работа Адаптация ребенка к школе 190 руб.

В 6-7 лет ребенок начинает осознавать себя в новой роли, роли школьника. Игра отодвигается на второй план, на первый план выдвигается учебная деятельность. В этом возрасте у ребенка происходит ускоренное развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Развитие всех вышеперечисленных элементов говорит о том, что ребенок готов к тому, чтобы стать школьником.

Период адаптации к школе

Адаптация к школе достаточно сложный для ребенка период. В это время от ребенка требуется не мало усилий для того, чтобы привыкнуть к новым правилам, требованиям, наладить взаимоотношения с одноклассниками и с педагогом. Ребёнку достаточно сложно в начале спокойно сидеть и воспринимать информацию от учителя в течении 40 минут. Сложна так же привыкнуть к регулярному выполнению домашнего задания. Для того чтобы выполнять все эти требования ребенок должен быть собранным, организованным, самостоятельным.

Большинство детей, которые идут в первый класс на начальном этапе испытывают трудности к привыканию к школьным условиям. У детей могут наблюдаться головные боли, повышенная утомляемость, снижение аппетита, может появиться плаксивость, подавленное настроение, не верят в собственные силы. У детей может пропасть всяческое желание посещать школьные занятия.

Этапы адаптации в школе

Всего ученые выделяют три основных этапа адаптации ребенка к школьным условиям:

  • ориентировочный
  • неустойчивая адаптация
  • устойчивая адаптация

Для ориентировочного этапа является характерной стремительная реакция, на этом этапе силы организма работают на максимальной возможности. Ребенок знакомится с окружающей обстановкой и подстраивает свое поведение и физические возможности под нее. Этот период как правило длится 2-3 недели.

Во время неустойчивой адаптации ребенок постепенно находит подходящие формы поведения. Он более спокойно начинает реагировать на происходящие изменения

Устойчивая адаптация проявляет себя в том, что ребенок уже знает каким образом он должен себя вести в тех или иных ситуациях. Обстановка становится для него все более и более привычной. Ребенок уже испытывает меньше дискомфорта, его организм перестает работать на пределе своих возможностей, он спокойно реагирует на происходящее.

Степени адаптации

Разные дети имеют разные уровни адаптации. Выделяют три основных уровня:

  • положительная адаптация
  • умеренная адаптация
  • дезадаптация

При положительной адаптации у ребёнка формируется положительное отношение к школе и к учебному процессу. Он адекватно воспринимает требование учителей и спокойно их выполняет. Ребенок положительно справляется со школьными заданиями, хорошо усваивает материал. Ребенок проявляет все качества настоящего школьника: он проявляет активность, самостоятельность, исполнительность, ответственность. С учителями и одноклассниками складываются положительные взаимоотношения. Ребёнка достаточно быстро смог полностью адаптироваться, за два- три месяца.

При умеренной адаптации у ребенка сформировано хорошее отношение к школе. Он хорошо справляется с материалом, обладает средним учебным уровнем, но может отвлекаться при отсутствии контроля со стороны педагога, ладит с детьми и педагогом. Но период адаптации у этих детей более продолжительный, он может продолжатся до полу года.

При дезадаптации или иначе нарушении адаптивного процесса ребенок равнодушно относится к школе. Восприятие материала происходит только с помощью учителя. Ребенок постоянно отвлекается, домашнее задание выполняется не регулярно. Ребенок часто не организован и нарушает дисциплину. Могу провялятся как агрессивность, так и тревожность, и неуверенность. Такому ребенку достаточно сложно наладить взаимоотношения с другими детьми. В подобном случае родители могут обратиться за помощью к таким специалистам как невролог, психолог.

Виды адаптации в школе

Существует так же несколько разновидностей адаптационного процесса:

  • социальная адаптация
  • физическая адаптация
  • психологическая адаптация

Положительная социальная адаптация предполагает, что ребенок умеет внимательно слушать учителя, реагирует на его просьбы, самостоятельно выполняет задания, может организовать и проанализировать успешность их выполнения. Ребенок без труда налаживает социальные контакты и адекватно может оценить сам себя.

Физическая адаптация предполагает, что ребенок справляется со школьной нагрузкой без вреда для здоровья. Он привыкает к новому режиму, грамотно распределяет время, посвящённое учебе и время, отведённое для отдыха и игр.

Психическая адаптация предполагает, что ребенок имеет желание учится, узнавать новое и выполнять необходимые задания. Он так же стремится выполнить задания хорошо и правильно, получить за это поощрение. При положительной психологической адаптации ребенок без проблем запоминает и перерабатывает информацию.

Адаптация к школе

Совет №1: создайте дома комфортную атмосферу

Когда дети волнуются и переживают из-за того, что происходит дома, они не могут сосредоточиться на учёбе и общении с одноклассниками. Их мысли заняты домашними проблемами. Ребёнок в таком состоянии может замкнуться в себе или, наоборот, пытаться привлечь внимание любым доступным способом: срывать урок, мешать другим ребятам в классе.

От отношений в семье зависят спокойствие ребёнка и уверенность в себе. Если родители уважают личные границы, прислушиваются к мнению друг друга, обсуждают чувства и переживания — то и ребёнок будет знать, что его поймут и защитят в любой ситуации. В атмосфере принятия и любви дети не боятся рисковать и ошибаться. А это важно для развития и ощущения себя «живым», творческим человеком, который способен справляться с трудностями.

Профи для любой задачи

  • Адаптация к школеАнглийский язык
  • Адаптация к школеМассаж
  • Адаптация к школеУборка
  • Адаптация к школеМаникюр
  • Адаптация к школеКонсультация психолога
  • Адаптация к школеФотосъёмка
  • Адаптация к школеРемонт бытовой техники
  • Адаптация к школеСтрижки
  • Адаптация к школеРусский язык
  • Адаптация к школеМелкий ремонт
  • Адаптация к школеНаращивание ресниц
  • Адаптация к школеБиология
  • Адаптация к школеОбществознание
  • Адаптация к школеФитнес
  • Адаптация к школеМакияж
  • Адаптация к школеМатематика
  • Адаптация к школеФизика
  • Адаптация к школеМытьё окон
  • Адаптация к школеКоррекция бровей
  • Адаптация к школеХимия
  • Адаптация к школеПомощь по дому
  • Адаптация к школеПричёски

Совет 2: сформируйте у ребёнка адекватную самооценку

Не нужно внушать ребёнку, что он самый лучший на свете во всём. Это может принести больше вреда, чем пользы. В школе учителя и одноклассники не будут относиться к нему так же, как родители. А другие дети могут оказаться в чём-то успешнее — лучше отвечать на уроке, быстрее бегать или красивее рисовать.

Ребёнок может потерять доверие к взрослым — «почему мама и папа говорили неправду?». Или даже усомниться в своей внешности, уме и талантах.

В результате он либо сам отгородится от всех в классе, либо от него отвернутся другие — кому захочется дружить с воображалой?

Лучше объясните малышу, что все люди разные — у кого-то хорошо получается одно, у кого-то другое. Но для своей семьи он всегда будет самым умным, талантливым и любимым.

Совет 3: научите принимать отказы и говорить слово «нет»

Маленькие дети склонны к эгоистичному поведению — особенно в возрасте до 3–4 лет. Поэтому, готовя ребёнка к школе, нужно постепенно приучать его к мысли, что люди могут ему отказать. И вовсе не потому, что хотят обидеть или наказать. Например, родители могут отказаться играть, если устали или просто заняты своими делами — читают книгу, смотрят кино.

Важно объяснить причину, даже если это «я сейчас просто не хочу». Так дети учатся не только принимать отказ, но и замечать, что кто-то рядом расстроен и нуждается в помощи или покое. Ребёнок, который умеет считаться с чужими эмоциями, спокойно отнесётся к тому, что одноклассники или учитель не готовы с ним играть прямо сейчас. И сам сможет уверенно сказать «нет», если не хочет чего-то делать.

Адаптация к школе

Совет 4: помогите поверить в себя

Очень важно научить ребёнка верить в свои силы. Например, до школы можно иногда поддаваться ему в настольных играх. Так он, во-первых, почувствует радость от победы. А во-вторых, поймёт, что проиграть не страшно — ведь родители не расстроились.

Неуверенность может проявляться по-разному. Иногда ребёнок отказывается что-либо делать — например, не хочет вставать на коньки, потому что боится упасть. В таком случае есть смысл чуть-чуть его «подтолкнуть» и предложить попробовать прокатиться хотя бы один раз. Когда всё получится, ребёнок будет счастлив, что смог преодолеть свой страх. И поймёт, что даже те задачи, которые кажутся невыполнимыми, вполне ему по плечу.

Но бывает и обратная ситуация: ребёнок ведёт себя вызывающе, нарочно рискует. Не стоит радоваться тому, как смело он за всё берётся. Постарайтесь понять, почему он так поступает — просто подражает кому-то, хочет обратить на себя внимание или же пытается преодолеть страх и неуверенность.

Совет 5: контролируйте сон и расписание

Чтобы быть бодрым, весёлым и уверенным, первоклашке нужно обязательно высыпаться. Поэтому если он, например, не успел выполнить домашнее задание, лучше написать записку учителю, чем решать до часа ночи задачу про двух землекопов.

Также нужно помнить, что жизнь школьника не ограничивается уроками. Да, дети сидят в классе и за домашними заданиями по 5–8 часов в день. Но даже с таким графиком важно находить время на занятия, которые интересны и приятны ребёнку. Попробуйте вместе составить график так, чтобы времени хватало и на спорт, и на развлечения — игры и общение со сверстниками во дворе, любимые кружки, мультики и компьютерные игры.

Автор: Витютнева Дарья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №77»
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы, способы их преодоления.
Дата публикации: 30.08.2018
Раздел: начальное образование

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы, способы их преодоления.

Как известно, адаптация (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий

биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно

Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и

показатели адаптации. Предлагаем рассмотреть школьную адаптацию в трёх сферах:

1. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам

школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами

поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.;

2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную

связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.;

адаптация характеризует

представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующих

самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.

профильную и общекультурную дифференциацию образования. Такое взаимное приспособление

образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие «школьная

адаптация» (Н.П. Капустин).

Несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами

периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к

профильному обучению (9–10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии.

Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как

начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс

социализации и развития личности школьника.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень

его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что

«готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений,

сколько в уровне развития познавательных процессов» [1, c.23]. Для успешной адаптации очень

важна мотивация учения. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми. Для

учителя. Советы по развитию интереса и желания к учению:

Вера в успех ребенка;

Любовь и доброжелательность;

Приучение к режиму дня;

Выполнение установленных правил и норм поведения.

рассмотреть особенности обучения и развития в этом возрасте. Развитие детей младшего школьного

Адаптация к школе

Сегодня поговорим об адаптации ребенка к школе. Школа для вашего малыша – это новый мир, следующая ступень развития. Здесь уже нужно быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, уметь находить правильные решения. Но не у всех детей адаптация к школе проходит мгновенно и безболезненно. На эту тему написано много трудов и с каждым вы можете при желании ознакомиться. Особенно трудно ребенку приходится в первые учебные полгода. Новый коллектив, новые правила. Всё это оказывает воздействие и порой несогласие или непонимание.

Некоторые малыши адаптируются в первую половину года, другие во вторую. Но что делать, если ваш ребенок неуютно себя чувствует и на второй год обучения? Порой такая вещь как пересаживание с одного места на другое негативно воздействует на состояние ученика. Важно, чтобы родители в случае сложной адаптации ребенка тесно общались с педагогом. Вместе эту проблему можно решить намного быстрее и проще.

Причин, по которым не происходит адаптация ребенка, может быть несколько. И они могут быть совершенно разнообразными. Примерами могут являться негативная атмосфера в самом коллективе – важно как дети общаются между собой, если они издеваются друг над другом и это для них является нормой, то возможно именно ваш ребенок такого не потерпит. В этом случае, скорее всего, вина педагога, он как наставник должен влиять на взаимоотношения детей, как на уроках, так и на переменах. Еще одним примером долгой адаптации могут являться напряженные отношения между педагогом и ребенком. Почему так происходит и как это решить? Универсальных советов нет, но для начала стоит докопаться до сути, почему так сложилось, а потом уже действовать исходя из имеющихся фактов. Но думать, что всё само разрешится, не следует.

Если говорить о неблагоприятном климате в коллективе, то вряд ли разговоры с педагогом помогут. Такие проблемы очень сложно решить, часто выходом будет просто смена коллектива. Помните, что ребенок должен чувствовать себя непринужденно, на него никто не должен давить. Просто бывают такие ситуации, когда ребенок спокойный и рассудительный, он не принимает быстрых решений, ему нужно всё обдумать. А вот учитель привык работать только с детьми, которые активны и быстро выдают ответы. Значит, на рассудительного ребенка он просто не будет обращать внимания. Поэтому перед выбором школы ориентируйтесь не на престижность или близость к дому, а на то как учитель относится к детям и какие у него предпочтения.

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности.

Статья:

Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей. Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющих определить успешность прохождения этого процесса. Рассмотрим подробнее.

Суть процесса адаптации первоклассников

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.

Факторы социальной адаптации

Факторы физиологической адаптации

Факторы психологической адаптации

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

  1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
  2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
  • уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
  • степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
  • стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
  • уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
  1. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
  • определяются дети, попадающие в группу риска;
  • вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.

Адаптация к школе

  1. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
  • малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
  • индивидуальных консультаций;
  • родительского собрания.
  1. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
  • групповые занятия;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
  • индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.

Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.

Адаптация к школе

Адаптация к школе

  1. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
  2. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
  3. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Адаптация к школеАдаптация (в переводе с латинского) — это приспособление функций организма и его органов к условиям среды. Понятие адаптации ребенка к школе связано с готовностью ребенка к школе. Детские психологи выделяют несколько видов адаптаций, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психологическая адаптация

Считается, что успешность обучения в школе зависит от индивидуальных особенностей ребенка и специфики учебного материала. Для осознания учебной задачиребенокдолжен проявитьопределенные усилия и показать развитие целого ряда важнейших учебных качеств.

Во-первых, желание учиться и выполнять задания учителя.

Во-вторых, понимание заданий, стремление к успешному выполнению.

В-третьих, подготовленность ребенка, владение элементарными умениями и знаниями.

В-четвертых, желание и способность воспринимать, перерабатывать изапоминать различную информацию, получаемую в процессе обучения.

В-пятых, восприимчивость к обучению, умение планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность.

Психологическая адаптация пройдет тем успешнее, чем выше развиты личностные качества ребенка. В период адаптации к школе поведение ребенка может претерпевать значительные изменения. О сложностях с психологической адаптаций говорят такие изменения в поведении, как возбуждение или заторможенность, агрессивность или депрессия, чувство страха, нежелание ходить в школу.

Физиологическая адаптация

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе связан с напряжением всех функциональных систем организма ребенка и включает несколько этапов. Какую бы работу ни выполнял ребенок (умственная работа при усвоении новой информации, статическая нагрузка при сидячем положении или психологическая нагрузка от общения в коллективе), организм и его системы напряженно работают. Следовательно, чем большее напряжение испытывает каждая система (зрительная, интеллектуальная, мышечная), тем больше ресурсов расходует маленький организм. Длительное напряжение влечет переутомление, которое может стать причинной болезни ребенка.
Продолжительность физиологической адаптации приблизительно занимает пять-шесть недель.

Социальная адаптация

Социальная адаптация связана с желанием ребенка принять новую роль — ученика. Успешное прохождение этого вида адаптации связано с особенностями ребенка, а именно:

  • с умением слушать, реагировать на задания учителя, организовывать свою работу, анализироватьрезультат. Это основные навыки которые необходимы в начальной школе.
  • сумением строить отношения с другими детьми и учителями.
  • с умением адекватно оценивать свои действия и действия одноклассников.

Надо понимать, что желание ребенка ходить в школу зависит от его эмоционального состояния, которое в свою очередь связано с успехами в учебе, принятием школьных норм поведения, наличием положительных социальных контактов.

Успехи в усвоения школьной программы и высокий уровень развития психических качеств свидетельствуют о прохождении процесса адаптации к школе.

Адаптация к школе

Адаптация первоклассника: виды адаптации и её особенности

Тревожность за своего маленького ученика знакома практически каждому родителю первоклассника. Но то, что переживают мамы и папы ребёнка, который только собирается в первый класс, порой описать сложно. Необходимо получить грамотные ответы на самые волнующие вопросы: как ваш малыш начнёт свою школьную жизнь, насколько легко пройдёт процесс адаптации к новым условиям и правилам школьной жизни, поладит ли с одноклассниками, будет ли хороший контакт с первой учительницей?

Прежде чем говорить про этапы и трудности адаптации первоклассников, необходимо разобраться в том, что мы называем адаптацией и каковы её виды.

Что такое адаптация ребёнка к школе? Прежде всего, это переход к систематическому обучению , главенствующую роль в котором играет механизм социализации личности. Попросту говоря, то, как ваш ребёнок усваивает образцы (стереотипы) поведения в новом коллективе, нормы и взгляды, принятые в новом для него школьном сообществе. Каждый первоклассник переживает данный жизненный этап по-своему, как раз в зависимости от своих психологических и анатомо-физиологических особенностей. Вот почему у одних детишек длительность адаптации протекает от двух недель до двух месяцев (высокий уровень адаптации), а другим требуется весь учебный год. В связи с этим выделяют два вида адаптационного процесса:

  • физическая адаптация;
  • психологическая адаптация.

В своём родительском стремлении оценить психологическую готовность малыша к школе не стоит забывать и о физиологии детей, которая является не менее значимой и напрямую влияет на успешность адаптации.

Физическая адаптация

Итак, начнём с физиологии детей семи лет. Несмотря на индивидуальные особенности любого ребёнка, которые не зависят от возраста, существует общность анатомо-физиологических особенностей. В отличие от малыша шести лет, у семилетнего ребёнка:

  • быстрее развивается интеллект, улучшается память;
  • развиваются сложные координационные движения мелких мышц, благодаря чему становится возможным письмо. К слову, максимального развития координации ребёнок достигает к 12 годам. Так что сильно переживать о том, что у кого-то получается лучше, не стоит;
  • продолжается совершенствование функций организма ребёнка. В этой связи особенно важно помнить о том, что развитие нервной и кровеносной систем (сердца и сосудов) первоклассника идёт полным ходом и нагрузки оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья.

При оценке физической адаптации родители должны обратить внимание на такие параметры физиологии своего ребёнка, как:

  • ежедневное самочувствие;
  • работоспособность;
  • сон (наличие нарушений сна);
  • аппетит (отмечается изменение или нет);
  • заболевания (появление новых либо учащение эпизодичности);
  • ситуация с хроническими заболеваниями (отмечают обострения).

Несомненно, одним из важнейших подходов к организации учебно-воспитательного процесса должен стать здоровьесберегающий подход. И здесь, помимо роли образовательных стандартов и непосредственно школы и учителя, следует сказать о большой роли в организации данного подхода именно родителей. Мамы и папы знают, как сложно выбрать школу, а многие и вовсе «идут на учителя», не забывая при этом и о выборе программы обучения в начальной школе, которая предполагает более длительный адаптационный период в 1 классе, а значит, помогает привыкнуть ребёнку к процессу обучения.

Психологическая адаптация

Особенности психологии семилетнего ребёнка:

  • рождения социального «я»;
  • устойчивая самооценка, а в норме завышенная;
  • появление внутренней позиции;
  • появление рефлексии.

При оценке процесса психологической адаптации первоклассника учитываются:

  • настроение;
  • способность к самооценке;
  • уровень развития психологических процессов;
  • мотивация к школе и учёбе.

И снова нужно повторить, что не стоит надеяться только на высокую квалификацию педагогов вашего ребёнка. В условиях семьи прежде всего следует сформировать положительный образ нового статуса – статуса ученика. Кроме создания психологического комфорта ребёнка, это позволит усилить и школьную мотивацию, в особенности мотивацию успешной учёбы. А что необходимо для успеха в учёбе? «Первый учитель и первые учебники» – скажете вы и будете правы. В программе «Начальная школа XXI века» именно учебники нацелены на индивидуальный подход к каждому ученику. В процессе психологической адаптации первоклассника такой подход имеет большое значение, так как поощряет и мотивирует ребёнка, обеспечивает ему гармоничное развитие. Немаловажным является и то, что, учась в первом классе по данной программе, ребёнок не заучивает материал, а учится думать и совершать открытия. Все мы знаем, что ежедневное открытие чего-то нового приносит удовольствие любому ученику, а в особенности первокласснику, даря ему ощущение успеха исследователя.

С трудностями адаптации первоклассника приходится сталкиваться любому родителю. И только от вашего участия в жизни маленького ученика, от вашей поддержки и сохранения его психологического комфорта зависит то, как быстро он овладеет новой социальной ролью. Почему мы говорим о роли школьных программ? Нужно помнить, что именно в первом классе ваш малыш (а семилетний ребёнок, идущий в школу, в действительности ещё малыш) освобождён от необходимости делать домашние задания и получать оценки – это предусмотрено сегодня СанПиН. Задача родителей первоклассника – направить свои усилия совместно с педагогом на создание благоприятной среды для физического и психологического здоровья ребёнка. Ваши родительские старания не пройдут даром и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности ученика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector