Ваш малыш скоро преодолеет первый большой рубеж – полгода. Из беспомощного младенца он постепенно превращается в настоящего маленького человечка со своей индивидуальностью.
Двигательная активность
К возрасту 6 месяцев ребенок хорошо переворачивается. Положение на животе с приподнятым плечевым поясом и головой, взглядом, устремленным вперед, — это оптимальная исходная поза для развития ползания. Если к этому присоединяется еще и живой интерес к игрушке, расположенной совсем близко, то обязательно возникает и попытка продвинуться вперед. Возможно, что при этом у малыша возникает желание схватить предмет не только рукой, но и ртом. Если не удается захватить игрушку, протянув руки, то постепенно ребенок будет подтягивать туловище за руками и повторно выбрасывать руки вперед. В ближайшие пару месяцев малыш научится уверенно передвигаться в пространстве на четвереньках с перекрестным движением рук и ног.
Помимо этого, он сможет стоять на выпрямленных ногах, если вы будете придерживать его под мышками или за ручки. Ребенок может недолго сидеть с поддержкой и, возможно, уже пытаться сесть самостоятельно, но важно помнить, что в таком возрасте позвоночник грудничка еще не готов продолжительно находиться в вертикальном положении, поэтому пока следует подождать и не поощрять эти попытки.
Лучше помогите ребенку побольше поползать. Например, разместите в паре метров от него яркий предмет, чтобы он попробовал до него добраться.
Побольше двигайтесь вместе с малышом: носите его на руках – качайте его, кружите, поднимайте вверх. Это не только доставляет ребенку огромное удовольствие, но и стимулирует укрепление его вестибулярного аппарата.
Развитие рук и пальчиков крохи уже позволяет ему не только двумя руками брать игрушки, перекладывать их из руки в руку, бросать на пол и поднимать, но и уверенно хлопать в ладоши.
Вступайте в клуб Similac «Мама знает!» и получайте скидки, подарки и советы от экспертов.
Зрение и слух малыша
В 6 месяцев острота зрения ребенка повышается, устойчиво координируются движения глаз и рук. В этом возрасте малыш хорошо видит не только крупные, но и мелкие предметы. Также начинает формироваться способность стереоскопического восприятия пространства, то есть возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов.
Слух ребенка тоже становится все лучше. Малыш реагирует поворотом головы даже на самые тихие шумы, такие как перелистывание страниц книги
Психология полугодовалого ребенка
В пятимесячном возрасте скорее всего Вы познакомились с первым страхом малыша – боязнью посторонних людей. Интересно, что после шести – семи месяцев у малыша формируется активная познавательная деятельность, которая требует постоянного взаимодействия с предметами и игрушками, поэтому любопытство по отношению к новой игрушке может подавить негативную реакцию на незнакомого человека.
К шести-восьми месяцам у ребенка появится еще один страх – тревога при расставании с Вами. Малыш будет бояться, что Вы можете уйти и никогда не вернуться. Важно дать ему понять, что если мама уходит, то она обязательно придет обратно. Лучший способ доказать ему это – поиграть в прятки. Уходить на короткий срок и сразу же возвращаться, пока страх не силен. С течением времени малыш поймет, что Вы всегда будете рядом с ним, даже если ненадолго отлучаетесь.
Ребенок в таком возрасте постоянно требует внимания родителей. Это может быть немного утомительным для Вас, но зато дает малышу ощущение надежности и любви. В шесть месяцев грудничок уже способен и сам проявлять нежность и ласку, например, прижиматься к Вам, сидя у Вас на коленях.
Ребенок в этом возрасте уже понимает простейшие причинно-следственные связи. Он осознает, что если нажмет пальчиком на кнопку игрушки, то зазвучит музыка, или что мама подойдет, если он закричит.
Самое время приобрести для Вашего малыша первые развивающие игры, ведь теперь он активно интересуется тем, как с пользой применять окружающие его предметы, он даже может самостоятельно играть около десяти – пятнадцати минут. А еще у него появляется первая любимая игрушка.
Ребенок начинает осознавать себя, понимает, что его называют по имени, узнает, что может влиять своими поступками на окружающих. Если Вы будете смеяться в ответ на его действия, то он будет повторять их еще активнее.
Развитие речи
К концу шестого месяца малыш может произносить до сорока разных звуков! Он меньше плачет и кричит, все чаще лепечет. Именно в этом возрасте у него возникает сенсорная речь, то есть понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми. Оно ясно выражается поворотом головки, протягиванием рук в направлении называемого предмета или лица.
При этом ребенок хорошо имитирует все, что слышит. Иногда даже кажется, что он может произносить какие-то слова, но пока они не имеют значения.
Старайтесь подольше разговаривать с ребенком, читать ему книжки, стишки и петь песенки, чтобы малыш мог накопить словарный запас.
Изменения в режиме дня
Продолжительность сна у малыша в 6 месяцев составляет около 14,5 часов, причем, ночной сон может длиться до 11 часов — если ребенка ничего не беспокоит, то он уже может проспать всю ночь напролет. Неудивительно, ведь днем он очень активный и тратит много энергии, уставая к вечеру.
Полгода – самое время для первого зуба (а может, и нескольких), поэтому не забудьте посетить стоматолога, чтобы он оценил строение челюсти и уздечек ротовой полости.
Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. — 1008 с.
Материал носит информационно-справочный характер и не заменяет консультацию специалиста или визита к лечащему врачу.
Важное примечание: Грудное молоко — лучшее питание для ребёнка, его необходимо сохранять как можно дольше. Если грудное вскармливание невозможно, педиатр поможет Вам подобрать молочную смесь, по составу и свойствам приближенную к грудному молоку. Similac Gold 2, Similac Комфорт 2, Similac Гипоаллергенный 2 предназначены для детей от 6 до 12 месяцев.
Ребенок 6 месяцев: Pixabay
Ребенок 6 месяцев: физическое развитие
Развитие ребенка в 6 месяцев настолько стремительное, что родители не перестают удивляться его новым успехам. Также с крохой стало интереснее проводить время.
Однако многие родители паникуют, что их ребенок отстает в развитии. В этом случае я рекомендую обязательно обратиться к педиатру, который определит, все ли с малышом в порядке.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: физическое и психическое развитие
Также я предлагаю сравнить физические навыки вашего малыша с общепринятыми критериями. Опираясь на практический опыт, расскажу, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.
Главные показатели нормального развития такие:
Рост и вес
Физические параметры малыша — вот на что в первую очередь обращают внимание педиатры. Очень важно ежемесячно измерять ребенка и отмечать положительную динамику.
Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев? ВООЗ утверждает, что в полгода показатели должны колебаться в таких пределах:
- вес ребенка в 6 месяцев: 6–9 кг — мальчики, 6–8 кг — девочки;
- рост ребенка в 6 месяцев: 63–71 см — мальчики, 61–70 см — девочки.
Если отклонения от нормы не значительные, это не повод для паники. Однако когда разница между нормой и вашими показателями пугает, обратитесь к врачу.
36 неделя беременности: вес и рост ребенка, что происходит с будущей мамой
Переворачивание
Шестимесячный ребенок умеет переворачиваться с живота на спину и обратно. Если он до сих пор этого не делает, скорее всего, понадобится помощь массажиста.
Сидение
Обычно к полугодичному юбилею малыш уже начинает осваивать навык сидения. Хотя, возможно, у него это получается не совсем уверенно. С поддержкой 6-месячный ребенок уже может просидеть несколько минут.
Если кроха еще не садится, не делайте это насильно, иначе могут возникнуть проблемы со здоровьем. Лучше подождите, пока малыш освоит навык самостоятельно.
Ползание
Вслед за сидением или перед ним малыши осваивают ползание. Пока они делают это только лежа на животе. Кроха может отталкиваться руками и ногами, вертеться на месте, пятиться назад или дотягиваться до игрушки.
21 неделя беременности: что происходит с малышом и будущей мамой
Другие показатели
Также ребенок в 6 месяцев становится активнее: уверенно держит погремушки в руках, может отталкиваться от взрослых и подражать их движениям. Также при поддержке под мышки малыш уверенно опирается стопами на твердую поверхность.
В этом возрасте многие дети переходят на двухразовый сон. Ночью они по-прежнему просыпаются, чтобы перекусить, отмечает WebMD.
Полгода — это время для введения прикорма. Постепенно добавляйте в рацион ребенка гипоаллергенные овощи или безмолочные каши.
Не забывайте развивать физические умения малыша. Покажите ему, как нужно ползать, сидеть, держать ложку — кроха с удовольствием будет за вами повторять.
Ребенок 6 месяцев: познавательно-эмоциональное развитие
Психическое и эмоциональное развитие ребенка не менее важно, чем физическое. Поэтому обязательно уделяйте время и этому аспекту.
24 неделя беременности: полное описание, фото, УЗИ
Конечно же, малыш 6 месяцев от роду не может разговаривать и запоминать стихи. Однако некоторые навыки он все же проявляет.
Расскажу, что умеет ребенок в 6 месяцев в психоэмоциональном и познавательном плане:
Узнает родных
Кроха уже отличает лица близких людей и тех, которых часто видит, от незнакомых. В зависимости от этого, ребенок проявляется эмоции: радуется и улыбается, если к нему подходят родные, пугается и плачет, если его возьмут другие.
Некоторые дети совсем не боятся незнакомцев. Сначала они могут замереть, внимательно рассматривать человека, однако при этом не плакать и через некоторое время пойти к нему на руки.
Выражает эмоции не только плачем
Как научить ребенка сидеть самостоятельно: советы и упражнения
Если раньше о чувствах крохи можно было узнать только по плачу, то теперь все немного поменялось. Ребенок уже умеет выражать эмоции и не стесняется их проявлять. Так, на личике можно прочитать обиду, гнев или радость. Кроха часто улыбается и смеется, если ему что-то нравится, отмечает мой коллега в статье.
Малыша может поставить в тупик трудновыполнимая задача. Он все еще боится громких звуков: обязательно учитывайте этот факт и приучайте к шуму постепенно.
Проявляет интерес к игрушкам
В шестимесячном возрасте малыш активно интересуется игрушками. Ему нравятся пирамидки и кубики, погремушки и шелестящие предметы. Теперь кроха может перекладывать игрушку из одной руки в другую, рассказывает WebMD.
41 неделя беременности: описание, роды, если родов нет
В полугодичном возрасте часто режутся зубы, поэтому ребенок тянет все в рот и пробует на вкус. Также малышу интересно следить за перемещениями игрушки, дотягиваться до нее, переворачиваться на живот и искать любимый предмет под покрывалом.
Мама и ребенок: Pixabay
Активно лепечет
Малыш стремится развивать речевые навыки: гуление превращается в активный лепет. Ребенок прислушивается к голосу взрослых, пытается имитировать некоторые звуки, повторять интонацию. Иногда в речи малыша могут возникать слоги, однако в основном она еще состоит из гласных. Важно, чтобы ребенок при гулении менял интонацию, силу звука и высоту тона.
Еще один немаловажный аспект: малыш должен понимать обращенную к нему речь. Например, поворачивать голову, если вы его зовете, реагировать на слово ку-ку, когда играете в прятки. Если этого не происходит, не спешите впадать в панику. Я настоятельно рекомендую обратиться к специалисту.
Шевеление плода при беременности: когда начинается, ощущения
Шестимесячный ребенок очень забавный, поэтому за ним интересно наблюдать. Однако важно развивать и взаимодействие с взрослыми. Обязательно разговаривайте с крохой, рассказывайте ему об окружающем мире. В этом возрасте уделите особое внимание стихам и сказкам. Если будете читать их выразительно, малыш с удовольствием будет слушать и смеяться.
В 6 месяцев ребенок уже многое умеет, однако не зацикливайтесь на раннем развитии малыша. Все дети индивидуальны, поэтому не могут полностью соответствовать заявленным параметрам. Например, очень многие вначале ползут, а затем сидят или не ползают вообще. Не увлекайтесь сравниванием своего ребенка с остальными и будьте здоровы!
Внимание! Материал носит лишь ознакомительный характер. Не следует прибегать к описанным в нем методам лечения без предварительной консультации с врачом.
Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно: нормы и сроки
- Carole Tanzer Miller. It’s OK if Baby Doesn’t Sleep Through at 6 Months // WebMD. — 2018. — 12 November.
- Dan Brennan. Milestones for Your Baby’s First Year // WebMD. — 2019. — 25 June.
- Hansa D. Bhargava. Baby Milestones: 6 to 9 Months // WebMD. — 2011. — 4 October.
Автор: кандидат медицинских наук Анна Ивановна Тихомирова
Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Полгода – это первый серьезный рубеж, первый «юбилей» в жизни ребенка, ведь во втором полугодии беспомощный малыш превращается в маленький вихрь, который начинает активно изучать окружающий мир, сначала на четвереньках, а затем и на двух ногах. В 6 месяцев ребенок впервые самостоятельно садится, начинает есть «взрослую» пищу и учиться манипулировать двумя руками. В этом возрасте уже можно начинать развивающие занятия с ребенком, но для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев и на какие стороны его развития стоит обратить внимание.
Физическое развитие ребенка в 6 месяцев
На шестом месяце жизни ребенок прибавляет в весе примерно 500-600 грамм, его рост увеличивается на 1,5 – 2 см, в среднем дети в этом возрастевесят от 7 до 9 кг, а их рост составляет 65-70 см.
На шестом месяце жизни ребенок уже умеет уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно и постоянно совершенствует свои умения, умудряясь перекатываться с места на место и даже падать с кровати или дивана, теперь малыша можно оставлять одного только в его кроватке или манеже.
Многие дети к концу шестого месяца уже умеют садиться самостоятельно, а те, кто еще не могут сделать этого, садятся, держась и подтягиваясь за что-то руками. Но в этом возрасте позвоночник ребенка еще не может долго выдерживать вес его тела, поэтому нельзя сажать ребенка больше чем на 15-20 минут за 1 раз, а также пользоваться ходунками, сидячими качелями или вертикальным «кенгуру».
В 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться двумя руками, теперь он может держать, крутить и вертеть игрушки не одной рукой, а двумя, а также перекладывать их из руки в руку.
В этом же возрасте дети, лежа на животе, приподнимают верхнюю часть туловища, опираясь на одну руку, а второй пытаются что-то достать или схватить. К концу 6-го месяца некоторые дети могут стоять, держась за опору, или начинают ползать. Те дети, которые пока ползать не в состоянии, начинают осваивать другие способы перемещения в пространстве – переворачиваются в боку на бок, отталкиваются от вертикальных поверхностей ножками, подтягиваются ручками или кружатся вокруг своей оси. Очень важно давать ребенку достаточно свободы для такой двигательной активности – это поможет укрепить мышцы спины, рук и ног и ребенок раньше начнет ползать и ходить. Для этого нужно ежедневно, несколько раз в день, выкладывать малыша на одеяло на полу или на кровати, раздевать его и давать возможность подвигаться в свое удовольствие.
К полугоду у большинства детей начинают прорезаться первые зубки, в этот период ребенок может стать капризным, вялым, отказываться от еды и игрушек. Заметить рост зубов достаточно просто – десны ребенка краснеют, опухают, он тянет в рот любые предметы, держит во рту пальчик или грызет соску, а также у него текут слюни.
Нервно-психическое развитие
В возрасте 6 месяцев уже можно начинать занятия по раннему развитию ребенка. Малыш уже умеет фокусировать свой взгляд на мелких предметах, например, на картинках в книгах, хорошо различает эмоции окружающих и радостно копирует звуки и движения взрослых. В этом возрасте он начинает идентифицировать себя – поворачивает голову, если слышит свое имя, радуется, когда его хвалят или начинает плакать, если слышит сердитый голос.
В 6 месяцев малыш уже узнает свои игрушки, любит играть в «ку-ку» и слушать разные потешки, сопровождающиеся простыми движениями, в этом возрасте у ребенка активно развивается речь – он произносит различные слоги, гласные, поет и «разговаривает» даже когда остается один.
Так что полгода – отличное время для первых развивающих занятий, теперь, когда ребенок сел, у него освобождаются руки и очень полезными в этот период окажутся различные игрушки для развития мелкой моторики рук. Главное, не давать ему мелкие предметы или игрушки, которые легко можно сломать, так как дети продолжают изучать мир «на вкус» и обязательно попробуют погрызть новую игрушку. Больше всего детям в таком возрасте нравятся игрушки, состоящие из крупных деталей, на веревочке или резинке, которые можно передвигать и тянуть, а также разнообразные пирамидки, пасочки и другие игрушки, которые вкладываются одна в другую или нанизываются на стержень. Не менее полезно для развития ребенка давать ему как можно больше разных по текстуре материалов на ощупь, это могут быть специальные мягкие игрушки, сшитые из разных тканей и набитые разными наполнителями или самодельные мячики, полосочки и другие игрушки с песком, рисом, горохом, фасолью и так далее.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?
К 6 месяцам становится заметна разница в характере и темпах развития ребенка, спокойные дети в этом возрасте больше заняты освоением своих рук, маленькие «энерджайзеры» предпочитаются двигательную активность и могут распевать целыми днями. Начиная с 6 месяцев, оценивать развитие ребенка становится сложнее, так как навыки приобретаются им постепенно и зависят только от темпов индивидуального развития. Например, ползать дети начинают с 6-7 месяцев и до года, а кто-то вообще не ползает, а сразу ходит и все это – вариант нормы. Поэтому родителям не стоит огорчаться, если их малыш не делает того, что уже умеют его ровесники, главное, чтобы его развитие соответствовало стандартным нормам.
Так в 6 месяцев ребенок должен уметь:
• переворачиваться со спины на живот;
• брать игрушки одной и двумя руками;
• садиться, если его тянут за ручки;
• узнавать близких родственников;
• интересоваться новыми игрушками, незнакомыми звуками и предметами;
• тянуться к маме, радоваться и оживляться при виде родителей;
• гулить, произносить слоги и гласные;
• брать еду с ложки и пить из бутылочки;
• слушать обращенную к нему речь, пытаться имитировать мимику и движения взрослых;
• тянуть к себе игрушки, бросать их, манипулировать разными предметами.
В 6 месяцев родителям стоит забеспокоиться, если их малыш слишком пассивен – не пытается переворачиваться, привставать, ползать; если ребенок не проявляет интереса к игрушкам и окружающим предметам, а также если он не узнает и не отличает «своих» от «чужих».
Шесть месяцев – первый серьезный возраст в жизни малыша. Родителям всегда приятно наблюдать, как с каждым днем меняется их ребенок, осваивает первые навыки, учится ползать, радуется маме и папе. Но в этом возрасте младенец не может сказать о том, что ему нужно. Поэтому главная задача родителей – заботиться и ухаживать за ним, чтобы создать условия для здорового развития и роста. Особенности определенного возраста очень важны. И далеко не каждая мама знает, что уже можно в шесть месяцев, а чего еще нельзя.
Гигиенические процедуры
Здоровье и комфорт младенца сильно зависят от гигиены. Купание, уход за кожей, ношение подгузников – каждый из аспектов гигиены малыша стоит рассмотреть отдельно.
Купание
Купать ребенка нужно каждый вечер в одно и то же время
Время перед сном отлично подходит для водной процедуры. Она снимает напряжение, расслабляют мускулатуру и помогают нервной системе младенца подготовиться ко сну. Вода должна быть теплой, не горячее 57,5 градусов. Перед процедурой нужно подготовить сухие полотенца или пеленки. Но растирать кожу малыша категорически запрещается. Ее просто промокают мягкими касаниями полотенца, так как нежную и тонкую кожу легко повредить неосторожным движением.
В течение дня необходимо контролировать чистоту рук, в том числе и перед едой, чтобы предотвратить расстройство кишечника. Дети в этом возрасте могут хватать все подряд, а также тащить руки в рот.
Купание малыша
Гигиена
После протирания кожи ребенка полотенцем, ее нужно увлажнить специальным детским маслом или кремом. Категорически запрещено использовать для ребенка уходовые средства для взрослых.
Чтобы малыш не замерз, не стоит оставлять его раздетым после купания: воздушные ванны лучше принимать в другое время. Когда ребенок умыт и одет, можно переходить к другим гигиеническим процедурам. Ушки аккуратно очищают ватной палочкой, но затрагивая при этом только внешнюю часть раковины. Если нужно почистить носик, из небольшого кусочка стерильной ваты нужно скрутить жгутик и слегка смочить кипяченой водой. Этот жгутик вставляют в ноздрю и слегка прокручивают.
Очень важно вовремя стричь малышу ногти, чтобы он не мог случайно себя царапнуть
Для маникюра используются специальные детские ножницы с тупыми кончиками. Если малыш беспокоен и не дает стричь ногти, можно попробовать сделать это во сне.
Мама стрижет малышу ногти
Нельзя забывать и о гигиене полости рта. Пока щетки использовать нельзя, используют ватные палочки. Их смачивают в очень слабом растворе пищевой соды. Если у малыша уже прорезались первые зубки, их тоже нужно протирать. В процессе прорезывания о гигиене забывать нельзя, но делать это следует предельно аккуратно, чтобы не причинить малышу боль.
Подгузники
Больше всего вопросов у молодых родителей вызывает ношение подгузников. На горшок в этом возрасте не ходят даже самые развитые дети, а постоянное ношение «памперса» приводит к образованию опрелостей, особенно у малышей с чувствительной кожей.
В этом возрасте можно начать приучение к горшку, но ни в коем случае нельзя принуждать ребенка. Для высаживания стоит запастись терпением и подгузниками типа «трусики». Их легко можно снять, чтобы попытаться усадить малыша на горшок, и надеть обратно, если попытка не удалась.
Малыш в подгузниках
Оптимальный вариант – носить подгузники только ночью и во время прогулки. Но мокрые штанишки нужно сразу менять, подмывая ребенка теплой водой, так как моча сильно разъедает кожу. Прежде чем надеть подгузник, стоит принять воздушную ванну, чтобы кожа у младенца просохла.
Обязательно использование детских кремов или присыпок, чтобы предотвратить опрелости
Кормление ребенка
В возрасте шести месяцев можно начинать введение прикорма. По мнению педиатров и специалистов по детскому питанию, для этого лучше всего подойдут овощные бульоны и пюре. Что бы ни писали на упаковке детского питания, в 6 месяцев нельзя давать:
- мясные пюре;
- натуральное молоко и молочные каши;
- сладости;
- яркие фрукты.
Введение прикорма
Допустимо вводить безглютеновые каши на воде из кукурузы, гречки или риса, а также кабачки, шпинат, цветную капусту. Первая трапеза состоит всего лишь из половины ложки. На следующий день можно увеличить порцию до одной детской или чайной ложечки. Вводить можно только один продукт, постепенно по мере привыкания ребенка добавляя в его меню новые блюда.
Грудное вскармливание ребенку все еще необходимо – педиатры не советуют заканчивать его до года
Сон и физическая активность
В шесть месяцев ребенок становится активнее, он учится ползать, переворачиваться, иногда даже пытается встать на ножки или сесть. Чтобы помочь малышу, его нужно мотивировать при помощи игрушек, подставлять ладонь к его ступням, чтобы он мог оттолкнуться от нее при ползании. Помогут быстрее начать ползать, стоять и даже ходить регулярные занятия детской гимнастикой, массаж, плавание.
Учится ползать
Насыщенный физической активностью день утомляет ребенка, поэтому важно соблюдать и режим сна. Ложиться следует в одно и то же время, как вечером, так и на дневной сон. Количество дневных укладываний зависит от особенностей организма малыша. Если вы видите, что он плохо засыпает вечером, значит, один дневной сон можно исключить.
В полгода дети становятся активнее, они бодрые, веселые и общительные, охотно познают мир. Главная задача родителя – помогать малышу в этом, сопровождать его на этом пути и обеспечивать лучшие условия для развития.
Первые 6 месяцев жизни малыша – ответственный период, в ходе которого он приспосабливается к новым условиям. Ребенок начинает чувствовать свое тело в пространстве, учится сидеть, держать спинку и ползать. Компенсировать физические и психические нагрузки, которые он испытывает в течение дня, помогает сон. Пока малыш спит днем или ночью, его организм восстанавливает силы и копит энергию для следующего периода бодрствования. В зависимости от физиологических особенностей, одним детям для этого достаточно нескольких коротких фаз отдыха, другим нужна одна фаза, но продолжительная. В статье мы расскажем, сколько должен спать ребенок в 6 месяцев и как создать благоприятные условия для сна.
Средняя норма сна и бодрствования
В возрасте 6 месяцев ребенок спит до 12-14 ч в сутки. Соответственно, оставшиеся 10-12 ч приходятся на период бодрствования. В это время малыш учится сидеть, общаться, познавать окружающий мир и членов своей семьи. Его мозговая деятельность еще не до конца сформировалась, поэтому ему нужно периодически отдыхать, чтобы «переваривать» большой поток информации. Именно поэтому шестимесячный ребенок может спать до 4 раз в день, а продолжительность одной фазы отдыха может составлять от 30 мин до 2 ч. То, сколько он спит, зависит от психических и физиологических особенностей.
Примерно на середине 6-го месяца родители могут постепенно переводить малыша с 4-разового дневного сна на 3-разовый. Здесь также нужно ориентироваться на особенности его психики и самочувствие. Одним полугодовалым детям нужны четыре короткие фазы отдыха, другим – 2-3, но продолжительные. Чем раньше ребенок просыпается с утра, тем раньше нужно планировать первую фазу отдыха.
Факторы, влияющие на качество сна
6 месяцев – период, когда ребенок осваивает важные навыки. Он учится переворачиваться со спины на живот, сидеть, вставать на четвереньки, ползать, подтягиваться у опоры. Причем процессы познания не прекращаются даже во сне. Поэтому родители, наблюдая за малышом, замечают, что его дневной сон становится беспокойным и неглубоким. Причинами тому служат:
- Нерационально организованный распорядок дня. Родителям нужно следить за тем, чтобы новые навыки малыш отрабатывал в первой половине периода бодрствования, то есть примерно через 30 мин после пробуждения и кормления. Вторая половина будет проходить спокойно, что поможет ему постепенно настроиться на отдых. В таком режиме график сна наладится в течение 1-2 недель.
- Позднее укладывание или пропуск дневного сна. Родители должны знать, сколько ребенку нужно спать в 6 месяцев. При недостатке сна малыш будет постоянно переутомляться, в результате чего его будет сложнее уложить на ночь. Соблюдение четкого распорядка дня – гарантия успеха.
- Сепарационная тревога. Став более-менее самостоятельным, полугодовалый ребенок понимает, что он не одно целое с мамой. Поэтому если она уходит из дома, он проявляет страх и беспокойство. Успокоить и уложить его поможет массаж, кормление грудью, поцелуи и объятия. Если маме нужно срочно уйти, пока малыш засыпает, она может предложить ему любимую игрушку. Сейчас есть специальные приспособления, которые впитывают запах грудного молока, помогая малышу успокоиться и почувствовать себя в безопасности.
- Прорезывание зубов. Это еще один физиологический фактор, который не дает ребенку заснуть днем или ночью. В острый период снять зуд и дискомфорт помогают обезболивающие гели и игрушки-прорезыватели. Как только самый сложный этап окажется позади, можно возвращаться к обычному распорядку дня.
- Введение прикорма. В 6-месячном возрасте рацион ребенка начинает меняться. В нем появляются овощи, фрукты, мясо и рыба – продукты, незнакомые для пищеварительной системы малыша. Она может по-разному реагировать на изменения, тем самым влияя на поведение и качество сна. Именно поэтому педиатры рекомендуют вводить новые блюда постепенно, внимательно наблюдая за реакцией ребенка.
Проблемы с засыпанием могут возникать по психологическим и физиологическим причинам. Устранив или переждав неблагоприятный фактор, родителям будет гораздо проще понять, сколько спит ребенок и нужно ли корректировать продолжительность дневного сна.
Как организовать сон шестимесячного малыша
Продолжительность и качество сна ребенка в возрасте 6 месяцев зависят от того, придерживаются ли родители каких-либо ритуалов и правил. Обычно к этому моменту малыш уже умеет засыпать под любимую колыбельную, после массажа или сказки. Одним детям для этого нужна грудь, другим – соска или бутылочка.
Чтобы ребенок с охотой отправлялся спать днем или ночью, родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Распорядок дня. Даже находясь на семейном отдыхе или в гостях, малыш должен придерживаться четкого графика сна. Если нет возможности вернуться в отель или домой, с этой целью можно использовать коляску. Если график будет сорван хотя бы один раз, налаживать его придется в течение нескольких дней.
- Кормление. Ребенок не должен отправляться спать на пустой или, наоборот, полный желудок. Во-первых, это не даст ему уснуть глубоко и надолго. Во-вторых, переваривание пищи во сне затрачивает энергию, которая необходима в период бодрствования. Если малыш находится на грудном вскармливании, днем можно организовать совместный сон с мамой.
- Ежедневные ритуалы. Детей первого года жизни гораздо проще приучить к семейным ритуалам. Если изо дня в день придерживаться графика «водные процедуры – массаж – колыбельная – сон», ребенок быстро привыкнет к этому. У него выработаются рефлексы, за счет которых уже на стадии массажа он будет настраиваться на сон.
- Самостоятельное засыпание. 6 месяцев – идеальный возраст для того, чтобы начать приучать ребенка к своей кроватке или комнате. В этом поможет любимая мягкая игрушка, приглушенный свет и аудиозапись с любимыми сказками или мелодиями.
Шестимесячному малышу будет легче засыпать днем или ночью, если каждый раз он будет находиться в знакомой обстановке. Это может быть детская комната или отдельная кроватка с мягким и нежным постельным бельем. Не нужно приучать ребенка спать в абсолютной тишине. Приглушенный шум и голоса родителей на заднем фоне успокоят его и помогут почувствовать себя в безопасности. В таких условиях малыш сможет проспать все отведенное время.
Признаки недостатка сна
В 6-месячном возрасте ребенок активно развивается и познает окружающий мир. Он подвергается высоким психическим и физическим нагрузкам, компенсировать которые можно, соблюдая режим сна и бодрствования. Признаками недостатка сна являются:
- плохое настроение,
- беспричинные капризы,
- беспокойное поведение в присутствии родителей,
- вялость и апатия,
- отсутствие интереса к еде и играм.
Если психологические и физиологические факторы отсутствуют, а у малыша все равно есть проблемы с засыпанием и качеством сна, рекомендуется проконсультироваться с врачом-педиатром.
Каждый период у маленького ребёнка характеризуется приобретением определённых навыков. Но не ждите, что малыш начнёт переворачиваться/садиться/вставать по щелчку ровно в 00:00, как только ему исполняется энное количество месяцев.
Автор: Ангелина Шестакова
Дата публикации: 08.09.2020
В какой срок появляются те или иные навыки? На ваши вопросы отвечает специалист. Если вы хотите задать свой вопрос, воспользуйтесь сервисом Доктис.
Что должен уметь делать малыш в возрасте до года
Мой ребенок родился раньше срока. И теперь отстает от сверстников по развитию. Малышу уже 6 месяцев, а он не умеет переворачиваться на животик. Что делать?
Первое, что вы должны оценить — во сколько недель по сроку вы родили ребёнка. Если срок рождения был очень ранний, обязательно отсчитывайте недостающие недели. Например, если вы родили в 32 недели и по факту ребенку на сегодня 6 месяцев, то на сегодняшний день врач оценивает его исключительно как 4-месячного ребёнка. Соответственно и навыки его на 4 месяца.
Когда малыш рождается, весь его организм продолжает своё развитие. И если ребёнок появился на свет раньше срока, то ему нужно нагнать всю стадию внутриутробного формирования.
Сравниваю своего восьмимесячного малыша с соседской девочкой. Та уже встает, а мой не умеет. С чем связана такая разница?
На то есть масса причин. Мамам надо делать поправки на вес у ребёнка от рождения и на данный момент. Если малыш весит намного больше возрастной нормы, то вполне, ему просто тяжело сделать определённое действие.
Обязательно надо оценивать тонус ребёнка. Один из частых случаев — малыш начинает стоять на вытянутых руках или переворачиваться до 3 месяцев и мама в восторге. Но все дело в сильном гипертонусе, как только он проходит, ребёнок перестаёт это делать. Либо обратная ситуация, ребёнок в гипотонусе и к 6 месяцам не умеет переворачиваться.
Обязательно оценивайте формирование мышечной системы. Все мышцы у новорождённого развиваются постепенно и в разный промежуток времени. И вместе с формированием определённой группы мышц появляется тот или иной навык. Именно по этой причине мы делаем профилактические массажи, чтобы все группы мышц были сформированы вовремя и верно. По этой же причине ребёнок может вполне догнать сверстников (и перегнать) по появлению навыков.
Кроме того, сопутствующие болезни малыша могут также затормозить время появления навыков. В последнюю очередь вы можете посмотреть на наследственность.
Основные навыки ребенка, примерное время появления
Есть ли четкий график появления каждого навыка у ребенка до 9 месяцев?
В 4−5 недель у малыша должно быть зрительное сосредоточение, и только со 2-го месяца ребенок может фиксировать взгляд на 10−15 секунд и следить за предметами.
В 8−10 недель у ребенка четко сформировано слуховое сосредоточение, и он реагирует вздрагиванием или плачем на какой-либо раздражитель. К 3-му месяцу ребенок уже должен хорошо улыбаться и смеяться.
К 1,5−2 месяцам ребенок должен удерживать голову прямо в положении на животе, и к 3 месяцам удерживать ее, если вы взяли его «столбиком».
С 4−6 недель у ребёнка появляется гуканье, но ещё неполноценное гуление.
В 3 месяца ребёнок опирается на согнутые под острым углом предплечья.
К 4 месяцам малыш должен становиться на предплечья, согнутые под прямым углом.
В 5 месяцев должна появиться опора на выпрямленные руки, в том числе на одну руку. Ваш малыш при этом стоит на одной руке на ладони и тянется к игрушке второй рукой.
В норме у здорового малыша перевороты на живот должны появиться к 5,5−6 месяцам, и с живота на спину в 6 месяцев.
К 6 месяцам ребенок четко должен узнавать свою маму, появляется реакция страха, он начинает бояться чужих людей и всего нового. Появляется интерес к игрушкам. Если прежде ребенок брал игрушку всей ладонью, то к 6 месяцам он делает это уже кистью.
С 3 до 6 месяцев — расцвет гуления, к концу периода вы можете услышать уже первое лепетание.
В период с 6 до 9 месяцев ребенок учится трем основным навыкам: он садится, ползает и встает сам на ножки.
С 6 до 9 месяцев — период расцвета лепета. У ребенка отмечается готовность к совместной игре, он начинает играть в «ку-ку», радуется и следит за брошенной игрушкой, начинает подражать движениям, пытаясь играть в ладушки, открывает крышку, бросает предмет и уже может брать предметы двумя пальчиками. Но при этом сами движения рук еще неточные.
К 9 месяцам ребенок проявляет ситуационное понимание речи, то есть при просьбе поцеловать маму он это делает, просишь показать предмет — и он показывает. Ребенок уже реагирует на свое имя и хорошо узнает голоса и лица близких людей.
В 6 месяцев ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с живота на спину.
К 7 месяцам сидит, посаженый, с опорой на руки и ползает по-пластунски.
В 8 месяцев уже сидит и садится без поддержки рук, встает на четвереньки и начинает ползать.
К 9 месяцам ребенок хорошо сохраняет положение сидя, при этом манипулирует предметами и встает у опоры. Ребенок уже держит в руках хлеб или сухарик и ест его, пьет из чашки, которую держит взрослый и ест хорошо из ложки, когда его кормят.
Мой годовалый сын начал ходить. Делает он это вразвалочку. О какой проблеме говорит такая походка?
Многие мамы переживают, почему их ребенок ходит как «медведь», широко расставив ноги. Человек пролежал 9 месяцев у вас в животе, потом еще 9 месяцев на горизонтальной поверхности, его вестибулярный аппарат не может перестроиться так быстро, на это нужно время. Поэтому пусть себе малыш ходит вначале вразвалочку – это абсолютно правильно и нормально.
Онлайн консультации врачей
в мобильном приложении Доктис
Дежурный терапевт и педиатр консультируют бесплатно
Здравствуйте. Ребёнку 6 месяцев. Отказывается от прикорма совсем, что то пыталась ему вводить с 4х месяцев уже, но ни в какую не ест. Разные пюрешки, фруктовые салатики, овощные. отказывается, рот на замок. Кушает толькл грудь и иногда ещё НАН даю. Но и то из бутылочки примерно 80 мл выпивает. Я к педиатру обратилась, она думает, что я часто его кормлю, поэтому он есть не хочет. Подскажите, нормально ли, что ребёнок так питается только на грудном вскармливании? Или нужно обследовать. Вес сейчас 7500, были у врача с интервалом в одну неделю, прибавка последняя была 50 гр (а она не думает, что он мог наесть эти 50гр за утро). В общем, что посоветуете в данной ситуации?
На сервисе СпросиВрача доступна бесплатная консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Возраст: 5 месяцев
Вес: 7.5 кг, средний
Длина (рост): 65 см, средний
Индекс массы тела: 17.75, норма
Оптимальный вес: 6.73 – 7.94 кг
Поздравляем! Ваш ребенок имеет идеальное телосложение. Величины веса, роста и ИМТ имеют оптимальные значения.
СЕВАСТОПОЛЬ, 2 июл – РИА Новости Крым, Анна Петрова. Дети заражаются ковидом все чаще, и протекание болезни у них – все тяжелее, рассказывают севастопольские медики, работающие на передовой. Как переносят коронавирусную инфекцию несовершеннолетние и чего больше всего опасаются врачи? Можно ли ребенку укрепить иммунитет, чтобы противостоять ковиду? Как не пропустить опасные симптомы ОРВИ и какие меры обязательно предпринять во время лечения коронавируса в домашних условиях? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент РИА Новости Крым искал у врачей, в разное время задействованных в работе выездной бригады по COVID-19.
Новые симптомы, опасные штаммы и ситуация в регионе
Совершенствование вакцин продолжается, и медики все чаще говорят о том, что скоро прививка от COVID-19 будет безопасна для детей. Однако сегодня дети по-прежнему одна из самых уязвимых категорий населения, которой вакцинация противопоказана. А ситуация усугубляется.
По словам координатора выездной бригады по COVID-19 севастопольской горбольницы №5 Эдема Куртаева, количество вызовов к детям за последние три месяца увеличилось втрое.
«К сожалению, идет ухудшение. Количество вызовов увеличилось, причем довольно резко. У нас сейчас может быть по тридцать – сорок адресов в день. В начале весны их было в среднем десять – пятнадцать. Плюс при этом увеличилось количество необходимых КТ-выездов, то есть когда нужно делать ребенку компьютерную томографию легких. По приезде мы осматриваем пациента, созваниваемся с КТ и решаем, когда и во сколько его привезти», – сказал Куртаев.
При этом сам вирус мутирует, и если раньше практически все дети были бессимптомными носителями вируса, то теперь участились случаи не только легкого, но и среднетяжелого протекания болезни, говорит врач.
«Раньше симптомов или не было вообще, или была легкая форма с потерей обоняния и вкуса, не требующая специфического лечения. Сейчас такое наблюдается гораздо реже. Зато есть головная боль, температура в течение 3 – 5 дней – в разных случаях высокая или невысокая, слабость, подкашливание, одышка. То, что контингент заболеваемости изменился и теперь это не только старшее поколение, но и дети, и молодежь, к тому же возросла тяжесть, говорит о том, что вирус мутирует. Мы можем косвенно говорить, что у нас появляются новые штаммы, в частности индийский. Но только косвенно, поскольку не делаем диагностику для определения штамма, а никаких документальных подтверждений этому пока нет», – пояснил медик.
Он подчеркнул, что мутацию никак нельзя предугадать – врачи видят только последствия. В этой связи трудно предположить, может ли ситуация ухудшиться и станет ли ковид настолько силен, что принесет с собой смерть и в эту категорию пациентов. Врач выразил надежду, что этого не случится, отметив, что в Севастополе пока все хорошо: все вылечивается и никаких летальных исходов не было и нет. При этом в большинстве случаев госпитализация больного ребенка не требуется: все мероприятия, за исключением необходимых обследований с применением высокотехнологичного медицинского оборудования, проводят амбулаторно.
В то же время Куртаев назвал проблемой то, что все антиковидные санкции на сегодняшний день ограничиваются взрослыми людьми, которые далеко не всегда спешат вакцинироваться и заражают не только друг друга, но и детей, которых нельзя привить. При этом именно дети, переболев, могут быть носителями вируса очень долго.
«У кого симптомы были сильными – у тех вирус вырабатывается быстро. А те, кто перенес достаточно легко, могут быть распространителями потом еще почти месяц», – заключил врач.
Лечение дома и общие рекомендации
Врач-педиатр горбольницы №5 (Центр охраны здоровья матери и ребенка) Екатерина Соломаха, работавшая в выездной бригаде «детского ковидного штаба» прошлым летом – до того, как в нее пришел Эдем Куртаев, – подтвердила слова коллеги о том, что ситуация усугубилась, хотя COVID-19 у детей пока еще протекает легче, чем у взрослых. Но, к сожалению, это все, на что способен детский организм: полностью противостоять инфекции невозможно, отметила врач.
«Нет каких-то волшебных таблеток, витаминов или иммуностимуляторов, чтобы укрепить иммунитет. Проблема еще и в том, что, хоть у детей болезнь и протекает пока достаточно легко, но мы, к сожалению, не знаем, какими будут ее последствия», – сказала медик.
По ее словам, сталкиваясь с ковидом врачи по-прежнему используют тактику борьбы с обычной острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), и потому общие принципы их лечения схожи. Это обязательная изоляция, постельный режим, обильное питье, обеспечение температуры 18 – 20 градусов с периодическим проветриванием помещения для поддержания влажности воздуха 60%. Врач подчеркнула, что если ребенок лечится в домашних условиях, то за его состоянием нужно очень внимательно наблюдать, чтобы не пропустить возникновения бактериальной инфекции. Она, как и при любом ОРВИ, возможна при ковиде и способна привести к тяжелым последствиям.
«Если лихорадка держится больше трех дней, если ребенок при высокой температуре 38 и выше не розовый и горячий, а бледный, если ладони и стопы холодные. Возможна также одышка, затрудненное дыхание, появление сыпи и боли любой локализации, понос и судороги. При любом из этих тревожных симптомов необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью», – сказала Соломаха.
Доктор также отметила, что у больных иногда обнаруживается так называемый Кавасаки подобный синдром, для которого характерно образование микротромбов и разрывы стенок сосудов. По ее словам, в Севастополе его пока еще не было выявлено, но в других регионах страны с ним уже столкнулись при лечении COVID-19 у детей.
Врач обратила внимание на то, что плановая вакцинация детей в период коронавирусной инфекции ни в коему случае не должна прерываться. И выразила надежду, что возможность прививать несовершеннолетних от ковида вскоре тоже появится.
Выездная бригада по COVID-19 горбольницы №5 приезжает по звонку от жителей региона или от врача-педиатра, вызванного к больному на дом. Кроме того, специалисты «детского ковидного штаба» некоторое время продолжают наблюдать маленьких пациентов, выписанных после лечения. Сейчас под контролем бригады свыше двухсот детей, находящихся на изоляции, среди которых как положительные на ковид, так и бывшие в контакте с заболевшими, но с неподтвержденной инфекцией.
Согласно данным отдела статистики департамента здравоохранения Севастополя, всего в городе на сегодняшний день 149 детей, больных коронавирусом. Двадцать из них проходят лечение в ковидных госпиталях, остальные борются с болезнью дома.
Поделиться:
KABRITA Национальная Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации* рекомендует сроки и очередность введения прикорма в рацион малыша.
Обосновано целесообразным введение овощных, фруктовых, мясных пюре , каш, соков, творога, масла, печенья в период с 4 до 6 месяцев. Желток, рыбное пюре и кефир рекомендуется вводить после 6 и до 8 месяцев*.
Более раннее введение прикорма (4-6 мес.) обосновано необходимостью формирования пищевой переносимости. Ранее 4 месяцев ребенок не готов к усваиванию иной, чем грудное молоко пищи, а после 6 месяцев — начинает испытывать дефицит микронутриентов и энергии. Своевременно введенный прикорм способствует развитию жевательного аппарата и формированию здоровых вкусовых привычек.
Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально, при отсутствии патологий можно говорить о том, что в период с 4 до 12 мес. ребенок должен освоить полный ассортимент птания. В Программе теперь нет рекомендации о более раннем введении прикорма при искусственном вскармливании — современные смеси содержат все необходимые для развития витамины и минеральные вещества.
Грудное молоко – ценнейший дар, который мама дает своему ребенку. При введении прикорма нужно постараться сохранять грудное вскармливание. При выборе смеси стоит подумать о смесях на основе козьего молока, которые хорошо усваиваются, обеспечивая щадящее пищеварение и более полное усваивание питательных веществ.
Нежное питание на основе козьего молока
Смеси Kabrita®GOLD на основе натурального козьего молока помогают ребенку плавно перейти от грудного к смешанному или искусственному вскармливанию. Произведены в Голландии.
Смеси предназначены для здоровых детей с рождения и здоровых детей с минимальными расстройствами пищеварения (запоры, колики, срыгивая, метеоризм), не требующими питания лечебными смесями. Смеси обогащены комплексом DigestX®, пре- и пробиотиками, жирными DHA и ARA кислотами, нуклеотидами.
Смеси прошли клинические испытания в пяти научных центрах РФ. По заключению специалистов они показали хорошую переносимость и положительное влияние на работу ЖКТ.
С чего начинать прикорм?
Обычно прикорм начинают с овощных пюре, за которыми следуют каши. При сниженной массе тела и/или учащенном стуле прикорм начинают с каш.
В качестве первого зернового прикорма рекомендуются монокомпонентные безглютеновые гречневая, рисовая каши. Лучше первыми предлагать каши, приготовленные на основе адаптированных смесей.
Посоветуйтесь с педиатром по поводу выбора смеси и прикорма для своего малыша.
Введение нового блюда начинают с 1-2 чайных ложек, постепенно доводя объем до полной порции. Вводят каши, пюре, другие новые виды прикорма с ложечки, до кормления грудью или смесью, лучше в первой половине дня, чтобы отследить реакцию малыша. В готовые продукты не добавляют соль и сахар.
Новые продукты не вводят во время болезни или вакцинации ребенка, интервал между новыми блюдами — не менее двух недель.
Для сохранения лактации при введении прикорма необходимо прикладывать ребенка к груди.
Следует проявлять терпение – иногда малыш начинает есть новую пищу после 10-15 попыток.
Каши Kabrita® — приготовлены на основе адаптированной молочной смеси из козьего молока — обеспечивают щадящее введение зернового прикорма.
Каши Kabrita® обогащены 11 витаминами и 6 минералами, пребиотиками FOS, жировым комплексом DigestX®, облегчающим пищеварение и нормализующим стул.
Для первого зернового прикорма предлагаются гречневая и рисовая каши на основе адаптированной молочной смеси Kabrita® GOLD. С 5 месяцев добавьте гречневую кашу с яблоком и абрикосом, с 6 месяцев – кашу из 7 злаков с бананом.
После овощных пюре и каш, можно вводить фруктовые пюре. Сначала однокомпонентые, позже – многокомпонентные и фруктовые десерты.
Фруктовые десерты Kabrita® произведены из органических фруктов с добавлением натуральных козьих сливок. Не содержат сахар и ГМО, являются источником клетчатки и природного калия. Это отличный десерт, доступный в любое время года.
Kabrita®— нежное питание для детей раннего возраста, сочетающее преимущества козьего молока с современными функциональными ингредиентами обеспечивает полноценное развитие, рост и защиту малыша.
*Национальная Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации, утверждена на XVI Съезде педиатров России, февраль 2009 г., Союз педиатров Росси, Национальная Ассоциация диетологов и нутрициологов, Научный центр здоровья детей, НИИ питания РАМН, Москва, 2011 год
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом
У родителей возникает масса вопросов: как ухаживать за новорожденным, может ли у грудничка болеть горло, каким образом выражается его плохое самочувствие?
Может ли у грудничка болеть горло?
Воспалительные процессы в органах дыхания человека как правило иллюстрируются гиперемией (покраснением), болью, раздражением слизистой. У младенцев эти процессы сложно сразу определить, потому что ребенок грудного возраста не может рассказать о своих недомоганиях.
Как понять что у грудничка болит горло?
Внимательных родителей должны насторожить изменения в поведении ребенка. Когда болит горло, у грудничка появляются косвенные признаки этого симптома:
- беспричинная плаксивость, усиливающаяся при глотании;
- увеличение слюнотечения (гиперсаливация);
- отказ от питания;
- беспокойный, непродолжительный сон;
- болезненность и увеличение подчелюстных лимфатических узлов.
Как определить, что у грудничка болит горло? Необходимо произвести осмотр слизистой оболочки гортани. Для этого понадобится достаточное количество света и шпатель (подойдет ложка с плоской ручкой). В норме слизистая ротоглотки должна быть равномерного бледно-розового цвета с отсутствием каких-либо изменений: прыщиков, белого налета, красных прожилок. Фактором, который подтверждает наличие воспалительного процесса, является красное горло:
- увеличение в размерах и покраснение миндалин (возможно наличие налета);
- отечность;
- краснота видимых частей зева — небных дужек, части задней стенки гортани, мягкого неба.
Если у грудничка красное горло сочетается с повышенной температурой, то это веская причина обратиться за неотложной помощью к врачу.
Лечение красного горла у грудничка
Каждому родителю необходимо знать, что боль в горле у ребенка не является диагнозом. Это симптом многих разнообразных заболеваний. Когда вы обнаружили красное горло у грудничка лечение должен назначить педиатр в соответствии с возможной причиной, спровоцировавшей воспаление:
- вирусная инфекция;
- тонзиллит;
- простудное заболевание;
- наличие аллергена;
- сопутствующий признак прорезывания зубов.
В зависимости от поставленного диагноза врач подберет наиболее подходящую тактику терапии, используя при этом медикаментозные препараты, предпочтительные для детей грудного возраста. Самолечение недопустимо. Оно опасно для маленького ребенка развитием серьезных осложнен