Развитие ребёнка в 4 месяца. Что умеет малыш?
Прибавка к массе тела у ребёнка на пятом месяце жизни составляет, в среднем, 700 граммов, а вырастает ребёнок, примерно, на 2,5 сантиметра. При правильном развитии ребёнка, по окончании пятого месяца жизни масса тела примерно вдвое больше, чем при рождении.
В 4 месяца у ребёнка продолжают развиваться двигательные способности. Он уже умеет поднимать и голову и туловище и опирается, при этом, опирается на ладошки. Он умеет свободно переворачиваться со спинки на животик и, при небольшой помощи, садится. Малыш довольно устойчиво стоит и переминается с ножки на ножку, если его поддерживать за туловище.
Очень быстро развивается психика малыша. И ко взрослым ребёнок на пятом месяце жизни относится уже по другому. Если ранее он улыбался и оживлялся, когда слышал ласковый разговор, то сейчас такой «комплекс оживления» постепенно сменяется изучением. Малыш сначала рассматривает взрослого и потом, если человек ему знаком и приятен, улыбнётся ему. А если незнаком, то может даже заплакать. В этом возрасте дети ещё не могут понять слов, но, по интонации они могут догадаться о смысле слов, обращённых к ним.
На пятом месяце жизни ребёнок может протяжно и подолгу гулить, ему может понравится мелодичная музыка. Свои мысли малыш уже начинает выражать своим лепетом различной интонации.
В 4 месяца жизни у ребёнка начинают закладываться привычки. Как полезные, так и вредные. К примеру, нужно предотвращать попытки малыша засунуть пальцы в рот.
Движения малыша в этом возрасте уже более уверенные и более направленные. Ребёнок может с интересом ощупывать игрушки, трясти их. Если в игрушках есть впадины или отверстия, малыш начинает изучать их, засовывая в них пальцы.
Т.к. физические возможности ребёнка возросли, уже нет необходимости подвешивать игрушки. Их можно просто положить рядом с ним.
Игрушки, покупаемые малышам, необходимо выбирать очень внимательно. Игрушки, по-возможности, должны быть гладкие, легко мыться и не иметь узких отверстий с острыми краями, чтобы в них не застряли и не порезались пальчики малыша. Поломанные и повреждённые игрушки лучше немедленно убирать. Мелкие части игрушек, отколовшиеся или высыпавшиеся из них, являются источником опасности для малыша, т.к. могут застрять в ушах или носу. Ребёнок всё тянет в рот для того, чтобы лучше познать окружающий мир. И поэтому, игрушки необходимо держать в чистоте.
Массаж и гимнастические упражнения на пятом месяце жизни ребёнка необходимы для последующего развития и закрепления двигательных и физических умений. Упражнения выполняют такие же, как и на четвёртом месяце жизни ребёнка, но, при этом, постепенно должно уменьшаться количество пассивных движений и увеличиваться количество активных. Чтобы достичь этого, нужно увеличивать количество повторов в каждом упражнении. При выполнении упражнений, нужно рассеивать нагрузку, т.е. поочерёдно выполнять различные упражнения, развивающие разные группы мышц. Упражнения для конечностей и туловища должны выполняться поочерёдно с элементами общего массажа. Ещё лучше будет, если при выполнении гимнастических упражнений вы будете использовать игрушки, которые ребёнок сможет брать и удерживать.
Рекомендуем также посмотреть статьи:
Четвертый месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и задачи воспитания. Что же нового в развитии младенца?
Было бы неправильным считать, что все ведущие линии младенческого детства реализуются с одинаковой силой и одинаковом темпе из месяца в месяц. На самом деле происходит нечто похожее на восхождение альпиниста: закрепился на определенной высоте, освоил маленькую «ступеньку», которая станет основой для нового подъема. Вспомним: когда малыш родился, кроху вели сенсорные стимулы (зрительные и слуховые ориентировочные реакции), побуждающие к поисковым действиям и обуславливающие движения головки. Затем был первый эмоциональный контакт со взрослым — улыбка (1 мес.).
Фото — фотобанк Лори
Овладение умением удерживать головку в положении лежа на животе несколько минут (2 мес.) — новый, можно сказать, моторный прорыв в зону ближайшего развития. И вновь в центр попадает сенсорный компонент: зрение, слух и тактильная чувствительность ладоней при первых осязательных действиях (2-3 мес.).
Затем новый взлет. В центре него — эмоциональный контакт — специфическая реакция малыша на внимание к нему взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек, ножек, положительными эмоциями, улыбкой, звуками («комплекс оживления»). С его появлением закладывается следующий этап «восхождения» — новая программа освоения окружающего мира, появляются новые возможности социальных контактов (З мес.). Это как раз рассматриваемый нами период, четвертый месяц жизни малютки.
Появление «комплекса оживления» будет способствовать формированию первых хватательных движений руки. Предмет (игрушка), подвешенный на ленточке над ребенком и касающийся его руки, становится для малыша не только занимательным, но и досягаемым объектом. Дитя поворачивает ладошку и захватывает его в руку. Это специальные игрушки-подвески. Их мама может сделать сама из разных материалов (поролона, кусочка ткани, шнурочков и т.п.). Игрушки-подвески должны соответствовать руке малышки. Их вытянутая или округлая форма удобна для захватывания. Попытки захватывания игрушки ребенок выполняет самостоятельно. Мама, находясь рядом, вольно или невольно с яркой эмоциональностью реагирует на удачную попытку ребенка. Ребенок начинает повторять и повторять удавшееся действие, чтобы услышать ее реакцию. Дорогие мамы, вы должны активно реагировать на удачные действия вашего малютки! Не скупитесь на эмоции! Ведь они оправданны: ребенок на 4-м месяце жизни начинает радоваться первым успехам.. И вы замечаете, что малыш на удивление чутко откликается на ваше настроение. И это не случайно. Как отечественные, так и зарубежные ученые отмечают, что причины этой сверхчувствительности до конца не понятны, но, по всей вероятности, детьми движет инстинкт, который позволяет им идентифицировать базовые человеческие эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и т.п.). А вот оттенки этих чувств малютке предстоит еще долго осваивать на практике. Когда же начинается эта активная практика? На 4-м месяце жизни! Вслед за хватательными и ощупывающими действиями руки у ребенка появляется желание дотянуться до свисающего сбоку предмета и. дитя делает поворот на бок, а затем на живот, но это будет несколько позже. Малыш начнет овладевать локомоциями, т.е. самостоятельно менять положение тела в пространстве.
А сейчас, когда дитя находится в начале 4-гo месяца жизни, еще раз подчеркнем, что актуальными для него считаются: эмоциональное общение со взрослым в системе «комплекса оживления», овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций), направленных на привлечение внимания взрослого. Сенсорное и моторное развитие, конечно, совершенствуется на 4-м месяце, но на этом этапе оно идет вслед за эмоциональным развитием.
Сказанное ко многому обязывает родителей. Обратите внимание, что «комплекс оживления» возникает на 4-м месяце жизни, уже по желанию ребенка.. А что это значит?
Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. По всей вероятности, возникает нарушение «обратной связи», или, как говорят ученые, нарастает «тревога распада» в системе «мать и дитя».
Чуткие родители постепенно начинают понимать «язык эмоций» младенца. Каким образом? К примеру, о многом может вам рассказать язычок малютки. Нет, конечно, не в прямом смысле. Позиция языка может сказать вам о следующем: в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. В момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.
Мы не оговорились: к концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка — чудную эмоциональную реакцию. 4-й месяц жизни ребенка — яркий и эмоциональный. Родителям необходимо этот месяц жизни малютки наполнить радостью общения. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.
Сайт для беременных и мам!
-
Автор: Андрей Сергеевич | Рубрика: Развитие младенцев по месяцам
Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев Настало время открытий! Кроха овладевает своим телом все быстрее, легче учится, приобретает новые навыки. Вместе с физическим развитием идет активное социально-психологическое, все больше малышу хочется участвовать в общественной жизни.
Физиология пятого месяца
К полугодовалому возрасту вес младенца удваивается (если сравнивать с весом при рождении). А это примерно 6-7 килограммов улыбок и счастья. Старайтесь взвешивать ребенка раз в две-три недели, чтобы отслеживать прибавки. Скоро грудное вскармливание дополнится прикормом (а у деток-искусственников прикорм зачастую вводится несколько раньше), так что лучше понимать, хорошо ли набирает кроха.
Сон и еда
Сейчас малыш уделяет сну 15-16 часов в сутки, из которых 10-11 часов он спит ночью. Некоторые дети в этом возрасте постепенно переходят от трехразового сна к двухразовому. Но пока это нестабильно, каждый день проходит по-новому. Окончание пятого месяца может ознаменоваться целой спокойной ночью сна, хотя не все крохи радуют родителей подобным образом.
Если мама придерживалась кормления по требованию, то она заметит, что количество прикладываний к груди за день может сократиться с 6 до 5, с четырехчасовым интервалом.
Психология пятого месяца
Полным ходом идет социализация малыша. Он уже знает, кто населяет его небольшой мир, понимает, кому можно доверять, а кого видит впервые. Незнакомые гости способны вызвать в нем напряжение и волнение. В этот период ребенок недолго держит в памяти лица тех, кого видел единожды. Так что бабушкам и дедушкам стоит навещать внуков чаще раза в месяц, чтобы не быть «чужаками».
Хорошо воспринимаются маленьким человеком и интонации. Добрые слова сразу вызывают улыбку, а строгие или сердитые нотки в голосе расстраивают его.
Новые навыки
-
• Отрывает плечи и голову, когда лежит на спинке. Желание сесть обуревает маленького первооткрывателя. Некоторые детки к этому возрасту становятся такими крепкими, что сидят при поддержке долгое время, но самостоятельно принять это положение они еще не могут. И торопиться нагрузить неокрепший позвоночник не стоит;
• Выбирает игрушку. Если еще недавно малыш концентрировался только на одном предмете, то теперь он уже рассматривает несколько и берет понравившийся. Чтобы развитие мышц происходило равномернее, можно положить куклы и погремушки с разных сторон от него, подталкивая к переворотам на разные бока;
• И с руками кроха уже отлично управляется. Большой палец противопоставляется четырем остальным, облегчая захват вещей. Прибавляется осмысленности к действиям;
• Одним из любимых занятий становится распевное гуление. Такая «песня» ребенка приводит всех окружающих в восторг, да он и сам радуется не меньше, чем взрослые. Этот «монолог» — подготовка к будущей связной речи.
Как проводить время с малышом
Прогулки становятся разнообразнее. Ребенок не всегда засыпает на свежем воздухе. Ему нравится смотреть по сторонам.
Некоторое беспокойство могут доставлять режущиеся зубки. Появиться они могут еще нескоро. Но лучше заранее снабдить малыша специальными прорезывателями, которые приятно грызть.
Растущая кроха все разнообразнее доносит до близких свои желания и чувства. Родителям остается учиться новому вместе с ней, обеспечивая безопасность и комфортные условия для познания мира.
В первые три месяца жизни самочувствие и настроение ребенка сильно зависят от особенностей пищеварительной системы: в этот период многие малыши страдают от коликов и других нарушений пищеварения, так как их желудочно-кишечный тракт еще недостаточно окреп. Но с четвертого месяца начинается новый этап в развитии ребенка, когда он проявляет больше интереса к окружающему миру. Родители замечают, что к этому моменту малыш становится более спокойным, а его поведение и эмоции приобретают осмысленность.
Развитие ребенка в 4–5 месяцев
Одной из важных особенностей развития ребенка в 4 месяца является изменение окружности головы. У новорожденного окружность головы заметно превышает окружность груди. К концу 4 месяца это соотношение изменяется: длина окружности головы и груди становится примерно одинаковой. Величина окружности грудной клетки является важным показателем развития ребенка в 4 месяца: если она увеличивается и по обхвату достигает или несколько «обгоняет» окружность головы, это свидетельствует о нормальном физическом развитии малыша.
В 4 месяца здоровый ребенок должен уметь приподнимать голову, лежа на животе, а также свободно поворачивать ее, если что-то привлекает его внимание. Лежа на спине, малыш поднимает руки и ноги, играет с ними. Главным органом познания, задействованным в процессе развития ребенка в 4–5 месяцев, является рот: любые удобные для захватывания предметы и игрушки он стремится «попробовать на вкус».
Время бодрствования четырехмесячного ребенка достигает полутора часов. Около 15–20 минут малыш способен находиться один, развлекаясь с помощью подвешенных над кроваткой игрушек. Однако большую часть времени он требует внимания взрослых. Ребенок активно гулит, узнает лица и голоса родителей, а также хорошо реагирует на интонации: положительные эмоции при общении с близкими радуют и успокаивают его, а сердитый или резкий возглас может легко напугать. Четырехмесячный малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи, а также начинает проявлять личные предпочтения – у него появляются любимые игрушки. Игрушки для пятимесячного ребенка можно не только подвешивать над кроваткой, но и класть рядом. Малыш будет пытаться захватывать их, стремясь испытать новые тактильные ощущения.
Основной упор в этот период необходимо делать на укрепление мышц с помощью гимнастических упражнений. На четвертом месяце ребенок обычно пытается перевернуться на бок, но его движения пока тренировочные. К началу пятого месяца многие дети умеют самостоятельно переворачиваться на бок, лежа на животе, а затем учатся поворачиваться на бок и на живот из положения лежа на спине.
В развитии ребенка в 5 месяцев наступает непростой период – прорезывание первого зуба. Уже за несколько недель до этого события малыш может стать беспокойным и капризным, так как будет испытывать неприятные болезненные ощущения в области десен.
К началу пятого месяца некоторые дети уже пытаются сидеть, но только опираясь на вытянутые вперед руки. Также в этот период повышается двигательная активность ребенка: поворачиваясь, он способен самостоятельно перемещаться в кроватке, чтобы дотянуться до расположенных на небольшом расстоянии игрушек.
Развитие ребенка в 5–6 месяцев
К концу пятого месяца наиболее важной познавательной деятельностью ребенка является хватание. Он уже умеет брать, притягивать к себе и удерживать интересующие предметы, причем способен хватать их одной рукой, а не двумя, как в 4 месяца. Для полноценного развития ребенку в 5 месяцев необходимо предлагать как можно больше разнообразных предметов, отличающихся текстурой и формой – он будет активно исследовать их. Также пятимесячный малыш может неотрывно следить за каким-либо предметом около 10–15 минут, самостоятельно выбирая объекты.
В 5 месяцев можно обучать ребенка ползанию. Для этого перед лежащим на животе ребенком необходимо положить любимые игрушки: он попытается дотянуться до них. Родителям нужно всячески стимулировать любые попытки малыша сделать какое-либо новое движение.
Речевое развитие ребенка в 5 месяцев становится более активным: малыш все чаще и дольше лепечет, тренируя свой речевой аппарат и подготавливая его к осмысленному произношению звуков. Одним из признаков нормального развития ребенка в 5–6 месяцев является его способность реагировать на издаваемые вблизи звуки. Но сам он пока способен только неосознанно складывать звуки в простые слоги.
Важным этапом в развитии ребенка в 5 месяцев является формирование особенного отношения к посторонним людям. В этом возрасте малыш умеет не просто узнавать близких, но и воспринимать лицо человека в целом, поэтому у него просыпается интерес ко всем находящимся вблизи людям. Вместе с тем пятимесячный ребенок проявляет настороженность по отношению к чужакам, и это является огромным шагом в его социальном развитии.
Шестимесячный малыш начинает внимательно вслушиваться в речь, а также продолжает исследовать окружающий мир с помощью тактильных контактов. Поэтому для полноценного развития ребенка в 6 месяцев очень важно совмещать манипуляции с предметами и речевое общение. Теперь родителям во время игр с малышом нужно обязательно проговаривать названия предметов и игрушек. Вскоре можно заметить, что он быстро учится находить взглядом называемые объекты. Шестимесячный ребенок по-прежнему лепечет, используя ограниченное количество звуков, однако он уже начинает делать попытки осознанной речи, то есть имитировать некоторые звуки.
Примечательной особенностью развития ребенка в 6 месяцев является стремление к повторениям. Ребенок может повторять одни и те же действия по многу раз: бросать и подбирать игрушки, стучать ими друг о друга, закрывать и открывать коробки, класть в них предметы. Так он делает первые попытки понимания связей между действиями, предметами и явлениями.
Большинство детей в 6 месяцев могут вставать, держась за опору. Также многие малыши в этом возрасте стараются ползать, опираясь на руки и отталкиваясь ножками. Шестимесячный ребенок может сидеть с опорой на подушку. Однако следует помнить, что физическое развитие детей до года очень индивидуально: одни дети умеют сидеть уже в полгода, а другие начинают садиться, уверенно держа головку, только в 8 месяцев. Признаки задержки развития в 6 месяцев другие. Родителям следует беспокоиться, если ребенок не может взять в руку игрушку или не реагирует на звуки, а также самостоятельно не просится на руки.
Содержание статьи:
Развитие ребенка 4-5 месяцев
Этот период роста малыша характеризуется изменением пропорциональности тела и головы. Начиная с четвертого месяца и на протяжении приблизительно 2 месяцев у ребенка могут отмечаться скачки роста и развития некоторых внутренних органов, в связи с чем и происходит изменение его телосложения.
В этом возрасте деток очень привлекают звонкие и яркие игрушки, так как происходит активное развитие органов слуха и зрения. С малышами 4-5 месяцев от роду уже можно заниматься развивающими играми, к примеру, давать ощупывать игрушки в ярких мешочках, давать послушать разнообразные звуки, делать гимнастику для физического развития.
Развитие ребенка в 4 месяца
Малыш уже умеет держать головку, находясь в положении лежа, и учится приподнимать корпус и удерживать его на весу несколько секунд. Ближе к пятому месяцу у ребенка уже хорошо получается держать корпус в течение минуты. Малыши четырех месяцев, как правило, любят лежать на животике, так как в таком положении им удобно изучать окружающий мир, чем они активно и занимаются. Из положения лежа они уже могут переворачиваться на спинку и возвращаться в исходное положение без посторонней помощи.
Развитие 4 месячного ребенка достигает знакомства со способами общения. Первые улыбочки, неосознанные звуки с различными интонациями, восприятие родных и отторжение незнакомых лиц, а также изучение способов привлекать к себе внимание, которое ему просто необходимо.
Ребенок начинает произносить различные звуки, еще пока не контролируя какие конкретно, но придавая им свое особое значение. К плачу по необходимости добавляется громкое агуканье, которым он завет маму или кого-то из близких, для того чтоб пообщаться. Малыш может заплакать если его возьмет на руки незнакомый ему человек, так как он уже успел запомнить лица, голоса и запахи близких ему людей.
Физиология развития ребенка в 4 месяца
В четыре месяца основной костный скелет уже сформирован, в связи с чем увеличивается скорость роста волос и ноготков. Некоторые детки приобретают на голове легкий пушок, а некоторые густую и крепкую шевелюру. Волоса не рекомендуется остригать до полного зарастания родничка на голове, то есть, до года, если они, конечно, не доставляют малышу дискомфорта. А вот ноготочки следует остригать по мере их отрастания, так как малыш может поцарапаться.
Прибавка в росте, как и раньше, равняется 2-3 сантиметрам, а вот прибавление веса снижает свои нормативы и достигает приблизительно 600-750 граммов. В этом возрасте обхват груди становится больше чем обхват головы, в связи с чем ребенок приобретает более правильные пропорции.
Особенности питания ребенка в 4 месяца
В 4 месяца малыш вполне наедается грудным молоком. Также важно помнить о том, что малыша необходимо поить кипяченой водичкой. Если молока в груди матери недостаточно, оно имеет низкую жирность или вовсе отсутствует, то рацион ребенка может пополняться не только смесями для вскармливания, но однокомпонентными пюре для прикорма. Прежде чем начать прикорм малыша необходимо проконсультироваться с педиатром и получить его одобрение на введение каждого вида прикорма. Педиатр также может дать совет отказаться от прикормов и попробовать восстановить лактацию до нормального состояния.
Развитие ребенка в 5 месяцев
В возрасте 5 месяцев у ребенка происходит активное освоение таких функций своего организма как слух, зрение и вкус. Все предметы, попадающие во владение малыша обязательно оказываются у него во рту. Ребенок любит новые звуки и любит прислушиваться к ним. К примеру, когда в дом входит гость с незнакомым для малыша голосом, в телевизоре играет музыка и так далее, малыш замирает и внимательно слушает. Также в пять месяцев малыш может уже осознанно управлять ручками. Если в 4 месяца ребенок только наблюдает за яркими игрушками, висящими у него над кроваткой, то развитие 5 месячного ребенка позволяет дотягивается до них ручкой, играть погремушками и тянуть их в ротик.
Физиология развития ребенка в 5 месяцев
Сон пятимесячного малыша равняется примерно 15 часам в сутки, 4 часа из которых приходятся на дневное время. Ночью малыш может пару раз просыпаться для того чтоб подкрепиться и поменять подгузник.
К концу пятого месяца вес ребенка, как правило, увеличивается в два раза, в сравнении с весом при выписке из роддома. У некоторых малышей могут показываться первые зубки. В пять месяцев вырабатывается жевательный рефлекс, что свидетельствует о возможности дополнительных подкормок малыша.
Ребенок 5 месяцев развитие, питание
Развитие питания ребенка 5 месяцев во многом зависит от его физиологических особенностей. В связи с тем, что в 5 месяцев у малыша появляются первые зубки и жевательный рефлекс, меню малыша может преображаться. Если ребенок доволен и сыт грудным молоком, то прикорм совсем даже необязателен, хотя возможен. В таких случаях малышу дают попробовать фруктовые соки и пюре. Если же вскармливание дитя происходит искусственным путем, то в рацион также следует добавить овощные пюре, возможно с добавлением небольшого количества растительного масла.
Что нужно знать мамам
- 1. громкие звуки могут повредить слух;
- 2. близко подвешенная игрушка может навредить зрению;
- 3. ребенок все пробует на вкус, а значит, нельзя давать ему игрушки с острыми углами, мелкими деталями и немытые;
- 4. физическое развитие ребенка 4-5 месяцев очень серьезное занятие. Малышу необходимы гимнастика и массажи.
Формирование слуха у малыша должно сопровождаться разнообразием звуков и интонаций, но при этом мамам следует помнить, как бы малыш ни любил громкие звуки, нельзя резко включать громкую музыку и оставлять ее на длительное время, так как малыш может не только напугаться, но и испортить себе слух на всю жизнь.
В развитии 5 месячного ребенка важную роль играет формирование глазных мышц. Если у ребенка перед глазами будет постоянно находиться игрушка, то появится риск развития косоглазия. В связи с этим не стоит подвешивать игрушку близко к глазам и всегда на одно и то же место, а также оставлять на длительное время.
В этом возрасте детки любят все пробовать на вкус, но при этом еще недостаточно четко управляют своими ручками. Следственно не нужно давать ребенку предметы, которыми он может пораниться или деталь которых может остаться во рту у малыша. Также не забывайте хорошо промывать игрушки.
Гимнастика в виде скрещивания ручек перед собой, потягиваний и так далее, способствует физическому развитию 4 месячного ребенка. Массажи в виде поглаживаний пальцами и ладонями рук помогают малышу расслабиться и даже уснуть.
Если ваш малыш не выполняет или перевыполняет те нормативы, которые описаны выше, не стоит пугаться и расстраиваться. Каждый малыш уникален и имеет свои особенности.